Ценности и установки

Культура определяет фундаментальные ценности и установки членов общества. Ценности — это принципы и стандарты поведения, принятые членами общества; под установками подразумеваются действия, чувства и мысли, обусловленные этими ценностями.
Культурные ценности во многих случаях формируются на основании твердых убеждений о положении индивида в обществе в плане его ре­лигиозной принадлежности, семейного положения и социального статуса. Куль­турные установки членов общества в отношении таких факторов, как время, воз­раст, образование и социальный статус, отображают культурные ценности и в свою очередь определяют образ действий международных компаний в той или иной культурной среде, а также обусловливают наличие благоприятных возмож­ностей для международного бизнеса в этой среде.

Время. Установки относительно времени очень сильно отличаются в разных культурах. В англосаксонской культуре преобладает установка «время — день­ги». Время означает возможность сделать больше и поднять уровень доходов, по­этому его не следует тратить зря. В основе такого отношения к использованию времени лежит протестантская мораль, которая поддерживает стремление людей улучшать свою жизнь посредством тяжелого труда, а также пуританское убежде­ние в том, что «безделье к добру не приводит». Именно поэтому американские и канадские бизнесмены считают, что деловые встречи должны начинаться в на­значенное время, а заставлять себя ждать считается крайне невежливым.

Глобальное обучение

Что делать, когда религия запрещает процентные платежи


Для иммигрантов, поселившихся в США, приоб­ретение дома представляет собой один из способов продемонстрировать свое намерение остаться в стране навсегда.

Однако для истинных последователей ислама, многие из которых недавно прибыли в Соеди­ненные Штаты из стран Ближнего Востока и Восточной Азии, приобретение дома — это на­много более сложный процесс, чем просто оформление ипотечного кредита. Исламский закон, известный под названием «шариат», на­лагает запрет на основной элемент любого кре­дита: процент.

Для того чтобы обойти этот запрет, некоторые кредиторы предлагают своим клиентам схемы финансирования, в соответствии с которыми проценты не начисляются. Безусловно, это не означает, что банки выдают беспроцентные ссу­ды. Кредиторы делают такие ссуды разрешен­ными (в арабском языке — «Иа!а!»), назначая денежный взнос или «арендную плату», кото­рая в этой сделке заносится в статью дохода кредитора.

В сделках такого типа взимаются практически одинаковые денежные взносы, которые приво­дятся в соответствие с фактической процент­ной ставкой. Однако благодаря особому спосо­бу структурирования сделок эти денежные взно­сы не нарушают исламский закон. Мусульманские теологи утверждают, что в ша­риате нет запрета на использование процент­ных ставок или других схем ценообразования в качестве основы для калькуляции цен на раз­решенные шариатом товары и услуги. Напри­мер, мясник, торгующий разрешенным мясом (известным в западном мире как мясо «Иа!а!». — Примеч. перев.), может установить такую цену на свой товар, которая была бы сопоставима с ценами на обычное мясо, продаваемое в дру­гих мясных магазинах.

Выигрыш домовладельцев При заключении сделок такого типа лица, при­обретающие недвижимость, не являются арен­даторами, — они действительно получают эту недвижимость в собственность. При повыше­нии рыночной стоимости этой собственности сумма, полученная в случае ее продажи по цене, превышающей первоначальную сто­имость, переходит в распоряжение домовла­дельца точно так же, как и в случае обычного ипотечного кредита.

Подобные программы доступны для покупате­лей недвижимости, придерживающихся любо­го вероисповедания. Банки, предлагающие та­кие кредиты, сообщают о том, что их услугами пользуются клиенты, принадлежащие к другим религиям, которые также неодобрительно от­носятся к необходимости выплаты процентов. К числу таких клиентов принадлежат предста­вители некоторых религиозных групп индуизма, иудаизма и христианской религии.

Показателем важности обслуживания этого ра­стущего рынка является тот факт, что компа­нии Freddie Mac и Fannie Мае в 2002 г. выдели­ли $110 млн на ипотечные кредиты, предназ­наченные для приобретения жилья мусульма­нами (Freddie Mac и Fannie Мае — это поддер­живаемые государством корпорации, которые занимаются финансовыми операциями на рын­ке жилищных кредитов). Тогда же международ­ный банк HSBC Holdings приступил к реализа­ции программы выделения кредитов на приоб­ретение жилья мусульманами. В 2003 г. банк выделил $20 млн на выдачу кредитов в штате Нью-Йорк — единственном штате, в котором этот банк предлагает исламские ипотечные кре­диты.

Крупнейший заимодатель, специализирующий­ся на исламских ипотечных кредитах (компания American Finance House Lariba, основанная в 1987 г. и базирующаяся в Пасадене, штат Ка­лифорния), предлагает кредиты на приобрете­ние жилья, автомобилей и небольших компа­ний в 32 штатах страны. Вместо процентных ставок получатель кредита выплачивает компа­нии Lariba сумму, равную прибыли владельца проданной собственности, которую он получил бы на рынке аренды. В сущности, покупатель и компания Lariba приобретают собственность вместе, после чего реципиент на протяжении всего срока погашения кредита выплачивает компании Lariba «арендную плату», а также основную сумму кредита.

Рассмотрим конкретный пример такой сделки. Предположим, семья выбрала дом стоимостью
$200 000 и обратилась к компании Lariba за предоставлением кредита. Специалисты ком­пании выполняют стандартные процедуры про­верки гарантий покупательской способности семьи, такие как оценка кредитоспособности и уровня доходов, а также выявление невыпла­ченных долгов. На следующем этапе рассчиты­вается размер арендной платы, которую мож­но было бы получить при сдаче этой собствен­ности в аренду. Для того чтобы сделать это, специалисты компании Lariba и члены семьи (каждая сторона в отдельности) обращаются к трем местным брокерам по продаже недвижи­мости, которые имеют опыт в оценке арендной платы. На основании данных, предоставленных этими брокерами, вычисляется среднее значе­ние, которое и определяет размер арендной платы.

При обычных обстоятельствах арендная плата за дом стоимостью $200 000 составила бы $1000 в месяц. Семья делает первый авансо­вый взнос в размере 20% от стоимости дома, т. е. $40 000. Поскольку теперь семья имеет в собственности 20% дома, фактический размер арендной платы, которую семья должна вы­плачивать компании Lariba, составляет 80% от общей суммы арендной платы, в данном слу­чае — $800. Идея состоит в том, что поскольку компания теперь владеет 80% дома, ей причи­тается 80% арендной платы.

Помимо арендной платы семья ежемесячно возвращает компании еще и основную сумму кредита. Месячная сумма, подлежащая выпла­те, вычисляется следующим образом: оставша­яся сумма $160 000 делится на количество ме­сяцев за период погашения кредита (240 меся­цев за 20 лет, на которые выделен кредит); ре­зультат составляет $667.

Теоретически, по мере того как семья выпла­чивает основную сумму кредита, ее доля в соб­ственности на дом увеличивается, а арендная плата уменьшается. Когда в собственность се­мьи переходит 50% от дома, размер арендной платы снижается до $500.

На практике ситуация складывается немного по-другому. Компания Lariba амортизирует при­читающиеся ей выплаты, т. е. распределяет общую сумму основного тела кредита и аренд­ной платы на весь срок кредитования. В рас­сматриваемом примере ежемесячные выпла­ты составят $1446.

Сравнимая сделка

Что, в конечном итоге, выгоднее: исламский ипотечный кредит или обычный кредит? Как утверждает Сабер Салам (Saber Salam), вице­президент компании Freddie Mac, который кон­тролирует реализацию программы исламских ипотечных инвестиций, «эта программа позво­ляет клиенту заключить сделку, вполне соизме­римую по своим условиям с обычными услови­ями кредитования».

Компания Lariba следит за тем, чтобы аренд­ная плата (или, по сути, прибыль, которую по­лучает компания) была близка к той сумме, ко­торую зарабатывают банки на текущих процент­ных ставках. Именно такой подход гарантирует конкурентоспособность исламских кредитов, предоставляемых компанией, по отношению к стандартным кредитам.

В соответствии с программой исламского кре­дитования банка HSBC банк приобретает соб­ственность, выплачивая причитающуюся сум­му непосредственно ее владельцу, после чего продает купленную собственность реципиен­ту, получая при этом прибыль, эквивалентную процентным ставкам в традиционной системе кредитования.

«Мы приобретаем собствен­ность и продаем ее клиенту с надбавкой», — говорит Тарик Аль-Рифаи (Tariq Al-Rifai), вице­президент банка HSBC по исламским банков­ским операциям. Прибыль приводится в соот­ветствие с суммой, которую банк получает по обычному ипотечному кредиту с фиксирован­ной процентной ставкой, которая на современ­ном рынке ипотечного кредитования составля­ет около 6%. Как утверждает мистер Аль-Ри- фаи, «после оформления документов купли- продажи собственность принадлежит клиенту. Со своей стороны, клиент просто должен бан­ку определенную сумму денег. Любое повыше­ние или снижение стоимости этой собственно­сти затрагивает интересы только самого кли­ента».

Источник; «When Interest Is Forbidden by Reli­gion», Wall Street Journal, March 9, 2003, p. E5. Воспроизводится по разрешению редакции.

В то же время в культурной среде стран Латинской Америки только очень не­многие деловые люди считают неестественным, когда деловая встреча начинает­ся через 45 минут после назначенного времени.27 (В разделе «Си1Тигерие8Ь>, пред­ставленном ниже в текущей главе, содержится дополнительная информация о тонкостях ведения бизнеса в Латинской Америке.) Для арабской культуры ха­рактерно не только то, что встреча может начаться позже назначенного времени, но и то, что она может быть прервана родственниками и друзьями участников встречи, которые могут зайти только для того, чтобы обменяться любезностями. Западные бизнесмены могут расценить желание хозяина поговорить с этими не­запланированными посетителями как свидетельство грубости или как хитрый спо­соб подорвать репутацию западного гостя. Однако такое мнение очень далеко от правды. Подобная политика открытых дверей отображает гостеприимность хозяи­на и уважение, которое тот демонстрирует всем гостям без исключения. Именно с таким человеком, по мнению арабского бизнесмена, западные предприниматели хотели бы иметь дело.28

Деловые встречи, проводимые в разных странах, отличаются даже по своему содержанию. Если собрание назначено на 14.00, американские, канадские и бри­танские бизнесмены приходят на место встречи в 13.55 и рассчитывают на то, что встреча начнется точно в 14.00. После обмена любезностями они приступают к обсуждению вопросов, указанных в повестке дня, которая была составлена зара­нее и доведена до сведения участников встречи. Во время встречи каждый из участников излагает свою позицию; при этом достаточно часто имеет место рас­хождение во мнениях. Напротив, в Японии или Саудовской Аравии на первой встрече прежде всего договаривающиеся стороны пытаются выяснить, могут ли они доверять друг другу, вместо того чтобы обсуждать детали предложенной сделки. Однако нельзя сказать, что это время потрачено зря. Поскольку в араб­ской и японской культуре так высоко ценятся личные взаимоотношения, это вре­мя используется для достижения важной цели — оценки личных качеств потен­циальных деловых партнеров.

Возраст. Существуют важные культурные различия в установках по отноше­нию к возрасту. В Соединенных Штатах Америки молодость считается преиму­ществом. Многие американские компании уделяют массу времени и энергии на поиск талантливых молодых людей, стремящихся сделать карьеру. Молодым ме­неджерам поручают важные, серьезные задания, такие как ведение переговоров с иностранными партнерами об открытии совместных предприятий. С другой сто­роны, в азиатской и арабской культурах уважают возраст, поэтому авторитет ру­ководителя соотносится с его возрастом. Такие культурные различия могут при­вести к возникновению определенных проблем. Например, многие иностранные компании совершают ошибку, отправляя молодых амбициозных сотрудников на ведение переговоров с государственными чиновниками Китая. Китайцы предпо­читают поддерживать контакты с представителями компании, более старшими по возрасту или занимающими более высокое положение в иерархической систе­ме управления, поэтому их может задеть такой подход.

В Японии корпоративная культура, возраст и ранг тесно связаны между со­бой, однако руководители, занимающие более высокое положение (и, по опреде­лению, более старшие по возрасту), не одобряют проект до тех пор, пока не при­дут к общему мнению с руководителями более низкого ранга. Многие иностран­ные фирмы во время переговоров ошибочно акцентируют внимание на действиях старших японских руководителей, не зная о том, что было бы целесообразно скло­нить к своей точке зрения младших менеджеров. Руководители, занимающие бо­лее высокое положение, одобрят проект только после того, как это сделают руко­водители более низкого ранга.

Образование. Официальная система государственного и частного образова­ния отображает культурные ценности общества и является важным средством передачи этих ценностей. Например, в начальной и средней школе США особое внимание уделяется роли индивида в обществе, а также воспитанию в нем уве­ренности в своих силах, развитию творческих способностей и поднятию само­оценки. Страна гордится тем, что ей удалось обеспечить широкие возможности для получения высшего образования. Чтобы удовлетворять нужды студентов с низким уровнем доходов и выдающимися умственными способностями, в США существует сеть научно-исследовательских институтов, гуманитарных и обще­ственных колледжей. Напротив, в Великобритании исторически сложилось так, что элитарное образование может получить только относительно немногочислен­ное количество студентов, что обусловлено классовой структурой общества, су­ществовавшей в прошлом. В ФРГ функционирует хорошо организованная систе­ма ученичества, позволяющая готовить новые поколения квалифицированных рабочих и операторов для производственного сектора. Система образования, при­нятая в Японии и Франции, организована совсем по другому принципу. В на­чальных и средних школах основное внимание уделяется механическому запоми­нанию материала, что позволяет подготовить учеников к сдаче вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, которые проводятся по всей стране. Уче­ники, получившие на этих экзаменах самое большое количество баллов, получают право на учебу в одном из самых престижных университетов, таких как Токий­ский университет или Университет Киото в Японии либо пять высших учебных заведений во Франции. Такие учебные заведения фактически гарантируют сво­им выпускникам получение серьезной работы в самых влиятельных компаниях и государственных учреждениях.29

Социальный статус. Для каждой культуры характерны также свои специфи­ческие средства достижения того или иного социального статуса. В некоторых обществах индивид получает социальный статус по наследству как сопутствую­щий результат богатства или ранга своих предков. В других культурах индивид зарабатывает социальный статус посредством личных или профессиональных достижений. В некоторых европейских странах, например, принадлежность к дворянству обеспечивает индивиду более высокий социальный статус, чем это могли бы сделать его профессиональные достижения, поэтому люди, унаследо­вавшие богатство, смотрят свысока на так называемых «нуворишей». В то же вре­мя в Соединенных Штатах предприниматели, добившиеся высокого социального статуса тяжким трудом, пользуются большим уважением, а к их детям относятся с презрением, если они не смогли соответствовать достижениям и достоинствам своих родителей.

В Японии социальный статус человека зависит от статуса группы, членом ко­торой он является. Именно поэтому японские бизнесмены представляют себя, называя не только свое имя, но и указывая свою групповую принадлежность. Уче­ба в элитных университетах, таких как Токийский университет или Университет Киото, а также работа в элитных компаниях и организациях, например в Toyota Motors или в Министерстве финансов, свидетельствуют о высоком социальном статусе члена японского общества.

В Индии социальный статус человека зависит от того, к какой касте он принад­лежит. Кастовая система, определяющая иерархическую структуру индийского общества, разделяет всех членов общества на различные группы. Среди таких групп можно назвать следующие касты: брамины (священники и интеллигенция), кшатрии (военнослужащие и политические лидеры), вайшьи (деловые люди), шуд­ры (фермеры и рабочие), а также парии (неприкасаемые), которые выполняют всю самую грязную и непрестижную работу. Согласно индуизму принадлежность ин­дивида к той или иной касте отображает его достоинства (или их отсутствие), про­демонстрированные в прошлой жизни. В особенности в сельских регионах касто­вая система затрагивает все стороны жизни человека, начиная от формы усов и состава продуктов питания, которые ест его семья, и заканчивая должностью, кото­рую он может получить.30

<< | >>
Источник: Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 4-е изд. / Пер. с англ. под ред. А. Г. Медведева. — СПб.: Питер, — 1088 с: ил. — (Серия «Классика МВА»). 2006

Еще по теме Ценности и установки:

  1. Учет оборудования к установке
  2. 23. Психологические установки и их виды
  3. Формирование националистической установки.
  4. 10.3.2. Затраты на установку кондиционеров
  5. УСТАНОВКА
  6. ОБНАРОДУЙТЕ СВОИ УСТАНОВКИ
  7. Мотивы и установки.
  8. Установка социальная
  9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО УСТАНОВКЕ И УПРАВЛЕНИЮ
  10. Организация выполнения целевой предпринимательской установки
  11. Установка и изменение границ
  12. Установка связи с помощью праны
  13. 51 СТАНДАРТНАЯ УСТАНОВКА ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
  14. 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ
  15. Определение порядка подходов и установка приоритетов при документировании и анализе процессов
  16. 9.1. Изменения в установках консерваторов в период оппозиции
  17. Комментарии по установке стопов — потеря долларов и непредсказуемость
  18. Г. АЛМОНДГражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций