<<
>>

Сущность этики и социальной ответственности в международном бизнесе

Любая коммерческая компания обязана своим существованием основной задаче, которая поставлена перед ней, — созданию ценности (как правило, в форме при­

были) для ее владельцев.

С другой стороны, трудовая деятельность практически каждого работоспособного члена общества направлена на то, чтобы заработать средства на поддержание своей собственной жизни и содержание семьи. Следо­вательно, задача любого решения, принимаемого от лица компании или от лица человека, имеющего к ней отношение, состоит в повышении уровня доходов и сокращении объема расходов этой компании или этого человека. В большинстве случаев принятие решений и образ действий руководства и персонала компании ориентированы на социально приемлемое поведение (личное и корпоративное). Однако в некоторых случаях поведение отдельных работников и компании в це­лом существенно отклоняется от приемлемых социальных норм.

По всей видимости, в последние годы количество случаев неприемлемого по­ведения компаний или людей, действующих от их лица, значительно увеличи­лось. Независимо от того, является ли это увеличение фактическим или вымыш­ленным, внимание менеджеров, инвесторов и представителей законодательных органов во всем мире привлекли некоторые весьма заметные, подтвержденные документально случаи неэтичного поведения (например, случаи с компаниями Enron, WorldCom, Tyco и Arthur Andersen). Следует отметить, что эта проблема свойственна не только американским компаниям. Много обвинений, как подтвер­жденных фактами, так и необоснованных, выпадает на долю таких компаний, как Royal Ahold NV (голландская торговая компания, признавшая наличие наруше­ний в процессе составления финансовой отчетности) и Nestle (швейцарская компания, которую обвиняют в нарушении правил сбыта смесей для детского питания, принятых Всемирной организацией здравоохранения (World Health Or­ganization)).2 Следовательно, по мере возрастающей интернационализации дело­вого мира возрастает интерес к этике поведения и социальной ответственности менеджеров и компаний, которыми они управляют.

В настоящей книге этика (ethics) рассматривается как совокупность личных убеждений индивида относительно корректности его собственных решений, дей­ствий или поведения.3 Следовательно, составляющие этичного поведения имеют свою специфику для каждого индивида. Например, один человек, нашедший двадцатидолларовую купюру на полу в пустой комнате, считает правильным ос­тавить ее себе, тогда как у другого человека в той же ситуации может появиться желание передать найденную купюру в бюро находок; для кого-то еще было бы естественно отдать эти деньги на благотворительные цели. Однако несмотря на то, что этика поведения отдельного индивида определяется его собственными убеждениями, понятие этичного поведения (ethical behavior) в большинстве слу­чаев обозначает поведение, которое согласуется с общепринятыми социальными нормами. В таком случае неэтичное поведение (unethical behavior) — это поведе­ние, которое не соответствует общепринятым социальным нормам.

Этика поведения индивида определяется совокупностью различных факто­ров. Формирование основных этических принципов, свойственных поведению индивида, начинается еще в раннем возрасте и является результатом восприятия детьми поведения своих родителей и других взрослых, с которыми они общают­ся. Когда дети подрастают и идут в школу, на их поведение начинают оказывать влияние их сверстники, с которыми они контактируют во время занятий или на досуге. Повседневные события, участниками которых становятся дети (просьба друга списать домашнее задание; вмятина, оставленная машиной отца на припар­кованной рядом машине, когда единственным свидетелем был ребенок; поведе­ние мамы, взявшей лишнюю сдачу у кассира супермаркета на глазах своего ребенка), формируют этические убеждения людей и их поведение во взрослой жизни. Религиозная принадлежность человека также определяет этические ас­пекты его поведения. Некоторые религии, например, предписывают строгие пра­вила и нормы поведения, тогда как другие являются более гибкими. Ценности, имеющие большую значимость для человека, также оказывают влияние на этику его поведения.

Например, люди, для которых приоритет имеет финансовая выго­да и личные достижения, придерживаются такого личного морального кодекса, который оправдывает их стремление к накоплению богатства. Это значит, что та­кие люди могут проявлять жесткость в достижении своих целей, невзирая на то, как их действия скажутся на других людях. Напротив, люди, для которых самое ценное — это члены семьи и друзья, придерживаются совсем других этических норм.

В любом обществе, как правило, принимаются формальные законы, которые отображают преобладающие этические нормы поведения членов этого общества (социальные нормы поведения). Например, практически все люди считают во­ровство неэтичным, поэтому в большинстве стран приняты законы, относящие кражу к числу противозаконных действий и предписывающие ту или иную меру наказания человека, который совершил кражу. Предполагается, что такие законы должны быть четкими и недвусмысленными, однако их применение и толкова­ние все же приводит к возникновению определенной двусмысленности. Напри­мер, большинство людей убеждены в неэтичности поведения работодателей, за­ставляющих своих подчиненных работать сверх нормы, особенно если такая работа не оплачивается дополнительно. В соответствии с этим убеждением, свой­ственным большей части членов общества, в некоторых странах были приняты законы, регулирующие условия и нормы оплаты труда. Однако применение та­ких законов в корпоративной среде, имеющей свою специфику, может привести к возникновению двусмысленных ситуаций; одни и те же законы в контексте ком­паний из разных стран могут получить диаметрально противоположное толкова­ние. Например, в Японии обычай требует, чтобы младшие сотрудники компании не покидали своих рабочих мест до тех пор, пока на работе остаются их старшие коллеги. В то же время в Соединенных Штатах Америки, как правило, именно управляющий покидает офис последним. Такие ожидания, обусловленные тра­дициями той или иной страны, во многих случаях оказываются более мощными факторами формирования делового поведения, чем формальный закон.

Приведенные выше определения основаны на существовании следующих об­щих правил:

-f каждый индивид руководствуется в своих действиях собственной систе­мой личных убеждений относительно составляющих этичного и неэтично­го поведения. Например, практически каждый человек может легко отне­сти простые действия (такие как воровство или возврат найденных вещей) к числу этичных или неэтичных действий;

+ люди, принадлежащие к одной и той же культурной группе, разделяют сходные, но не обязательно идентичные убеждения относительно состав­ляющих этичного и неэтичного поведения. Например, в среде жителей Бра­зилии, относящихся к среднему классу, существует негласная договорен­ность друг с другом по поводу того, этично ли обворовывать работника, недостаточно компенсируя его труд;

+ в некоторых случаях индивиду свойственно находить рациональное объяс­нение своему поведению в соответствии со сложившимися обстоятельства­ми. Например, если человек нашел $20 и знает, кто потерял эти деньги, он быстро вернет потерянное его владельцу. Если же купюра найдена в пустой комнате, этот же человек может оставить деньги себе, объясняя свой посту­пок тем, что владелец не может предъявить к нему никакие формальные претензии;

+ индивид может отклоняться от своей системы убеждений в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Например, в большинстве случаев люди считают воровство неэтичным, поэтому и не занимаются воровством. Однако если у человека нет денег и нет еды, он может прибегнуть к краже продуктов как к последнему средству выживания;

; национальная культура и обычаи, принятые в стране, оказывают большое влияние на этические ценности. Ценности (values) — это то, что представ­ляет для человека большое значение. Как было упомянуто в главе 4, ценно­сти во многих случаях имеют отношение к таким аспектам жизни и деятель­ности человека, как время, возраст, образование и социальный статус. Культура оказывает непосредственное влияние на систему ценностей тех людей, которые входят в состав данной культурной группы. Ценности, в свою очередь, влияют на то, как эти люди понимают этичное и неэтичное поведение. Например, в Японии социальный статус человека в большин­стве случаев определяется его принадлежностью к той или иной группе. Следовательно, поведение, которое способствует повышению благосостоя­ния группы, чаще расценивается как этичное, тогда как поведение, которое может повредить группе, считается неэтичным;

представители разных культур по-разному оценивают этичность или не- этичность тех или иных действий: то, что в одной культурной среде счи­тается неэтичным, в другой культурной среде может быть расценено как единственно возможное действие. Американский бизнесмен может сооб­щить в полицию о действиях таможенного чиновника, потребовавшего $100 в качестве взятки за беспрепятственное прохождение партии товара через таможенный контроль. В то же время кенийский предприниматель заплатил бы в такой ситуации, даже если бы этого от него не требовали. Из- за таких кросс-культурных различий между этическими нормами в родной стране и в странах пребывания менеджеры международных компаний ча­сто попадают в затруднительное положение.

Несмотря на объективность всех сделанных выше выводов, следует обратить особое внимание на то, что этика — это понятие, относящееся исключительно

к поведению отдельных индивидов. Нельзя утверждать, что компании как тако­вой свойственна та или иная этика поведения; тем не менее под влиянием этиче­ских норм, которыми руководствуются отдельные работники компании в процес­се принятия деловых решений, происходит взаимодействие компании с внешней средой. Взаимозависимость между компанией и этическими аспектами ее дея­тельности основывается главным образом на концепции социальной ответствен­ности (этой теме посвящены разделы, представленные в конце данной главы). В начале же главы, рассматривая этику как понятие, следует помнить, что в про­цессе анализа основное внимание сосредоточивается на этических аспектах пове­дения отдельных представителей компании, а не самой компании.

<< | >>
Источник: Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 4-е изд. / Пер. с англ. под ред. А. Г. Медведева. — СПб.: Питер, — 1088 с: ил. — (Серия «Классика МВА»). 2006

Еще по теме Сущность этики и социальной ответственности в международном бизнесе:

  1. Правовое регулирование этики и социальной ответственности в международном бизнесе
  2. Глава 5. Этика и социальная ответственность в международном бизнесе
  3. Социальная природа и прикладное значение этики
  4. Управление социальной ответственностью компаний, ведущих бизнес в зарубежных странах
  5. V Современные формы оборонительной реакции. — Теория естественной санкции (санкции физической, биологической, социальной). — Ответственность социальная вместо ответственности нравственной. — Человек всегда ответствен за свои поступки уже только потому и поскольку он живет в обществе.
  6. Развитие навыков в международном бизнесе
  7. 32. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
  8. Сферы социальной ответственности
  9. 73 СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  10. ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег
  11. Корпоративно-социальная ответственность
  12. Что такое международный бизнес?
  13. 10.1. Сущность и специфика международного маркетинга
  14. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА
  15. Зачем изучать международный бизнес?