<<
>>

I. ОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ ПОВЕДЕНИЯ

Как показывает опыт, на другие культуры мы смотрим сквозь «очки» нашей культуры. Требуется длительное время, чтобы принять непохожесть и странность в поведении других культур как нечто естественное.
Для того чтобы преодолеть этот этап, необходимо найти ответы на ряд вопросов:

В чем заключается культурная специфика человеческого поведения?

Как увидеть и понять специфику своей культуры?

Как использовать знание о культурной специфике для эффективного ведения бизнеса?

Ответ на каждый вопрос требует специальных инструментов. Крат-ко остановимся на первом, так как он, на наш взгляд, является осно-вополагающим.

Значение культурных факторов в процессе коммуникативного взаимодействия (ценности, традиции, обычаи, нормы, привила) сложно переоценить. Такие понятия, как честь, долг, любовь, справедливость, благодарность, месть и т. п., определяют наше поведение, но в каждой культуре они трактуются по-своему. Например, романтическая любовь по- разному понимается во Франции и в Финляндии, а английское представление о мести имеет мало общего с сицилийским.

Важно помнить, что в глубинах человеческой природы гораздо больше общего, чем различного. Непредубежденное, искреннее, доброжелательное отношение к партнеру из другой культуры помогает преодолеть усвоенные ранее стереотипы, схематичные и упрощенные представления о других народах и странах. Один из главных результатов тренинга кросс-куль- турного взаимодействия — понимание субъективности наших этнических стереотипов. Например, шотландцы рассматривают упрямство в большей степени как положительную черту, гибкие итальянцы видят в этом главным образом непримиримость, а дипломатичные англичане — скорее всего отсутствие хитрости или сообразительности.

К сожалению, часто одного позитивного настроя на взаимодействие бывает недостаточно. Важно понимать, какими ценностями руководствуется человек в своей жизни, какие нормы приняты в его культуре.

Ядро человеческой психики — универсальные, общечеловеческие моральные ценности, регулирующие ее.

Базовые ценности — здоровье, уважение близких и друзей, теплота отношений с ними, ощущение осмысленности жизни, — безусловно, очень схожи во всех культурах.

Следующий пласт ценностей — ценности, сформировавшиеся под влиянием той или иной цивилизации, — накладывает на наше поведение более значительный отпечаток. Например, при формулировании контракта на долгосрочное сотрудничество нельзя не учитывать ориентацию на индивидуализм в западной цивилизации и склонность к принципам коллективизма в восточной.

Следующий уровень — это набор социокультурных ценностей, порожденных специфическими условиями данного региона или страны. Например, отношение ко времени. У американцев оно, как известно, самое дорогое в мире, так как это деньги в прямом смысле слова. «Я должен уйти, — говорит немец, — мое время истекло». Испанец или араб, презрительно относящиеся к преклонению перед расписанием, могли бы произнести подобные слова только перед неминуемой смертью. А в некоторых странах Востока единственно возможным отношением ко времени признается адаптация людей к нему, ведь «когда Бог создал время, Он создал его достаточно» (китайская мудрость).

Наиболее «зримыми» в личности делового человека являются про-фессиональные ценности. Часто они зафиксированы в виде формаль-ных предписаний или профессиональных этических кодексов, полу-чивших большое признание и распространение во всем мире.

<< | >>
Источник: Под ред. А. Ж. Моносовой. Бизнес-тренинг: идеи и методы Под ред. А. Ж. Моносовой . — СПб.: Издательство «Речь»,2004. — 192 с.. 2004

Еще по теме I. ОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ ПОВЕДЕНИЯ:

  1. Специфика девиантного поведения молодежи.
  2. 22 ВОЗДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
  3. § 1. Специфика мифологического обоснования социального поведения
  4. § 2. Основные признаки групповой общности: специфика групповых целей и духовно-культурной жизни
  5. Т е м а 10КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ. АДРЕСАНТ И АДРЕСАТ. КОММУНИКАТИВНЫЕ РОЛИ. СОЦИАЛЬНАЯ И ТЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ КОММУНИКАНТОВ
  6. "Культурное производство" и "творческие (культурные)индустрии”
  7. II. ОСОЗНАНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ КУЛЬТУРАМИ
  8. 4. Специфика экономических реформ в КНР. Заветы Дэна и Цзян Цзэминь. а) Содержание доктрины «специфика китайского со­циализма».
  9. Осознание проблемы.
  10. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
  11. Культурные аспекты модернизации.Секуляризация, рационализация, культурная дифференциация
  12. Культурная глобализация и культурная локализация.