ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И XX ВЕК
Экономическая карта России в начале XX в. |
'А;1 |
АЗИАТСКА» ЧАСТЬ РОССИИ Масштаб 1:65 ООО ООО
. Район размещении пред- приитий угледобывающей ^м/ промышленности синдиката „продугопь" (X) Нефтяные монополии
О |
Район раз мешен и« предприятии сахарного синдиката Железные дороги
-------- государственные
» > -»- частныд обществ
Основные районы разме- і 4 шения иностранного ка- V 1 питала в промышленности
Важнейшие предприятия промышленное^!* 1914 ■ угледобывающей I нефтедобывающей ▲ горнорудной . металлургической, ма - ,Л ш иное троите ЛЬМОЙ и металлообрабатывающей т текстильно* пищевой • О деревообрабатывающей Создание монополий в промышленности ©Предприятии синдиката „Продамет" @ Предприятие синдиката „Продмгон" |
1 РаЙОМЫ ЗвМЛеКЛИЯ Основной клолно- Г 1 Районы скотоводства Р4Й0* , „ Районы, а которые ' V Районы охоты О направлялись *ре- _ Осноанме места до- стине-переселенцы ® юлота |
Границы даны на 1914 г.
В конце XX столетня исследователи располагают огромным массивом исторических источников, достаточно разнообразными методами и методиками их изучения, анализа, что позволяет им перейти как бы на новый уровень уровень исторического синтеза.
Он преследует цель выявить общие закономерности исторического процесса и возможное взаимодействие существующих ци- вилизационных вариантов, без которого немыслимо выживание сформировавшейся глобальной цивилизации.Интернационализация жизни различных народов, сближение цивилизаций на основе достижений науки и техники, распространение образования как бы разрушили доселе непреодолимые границы между цивилизациями. Во всяком случае большая группа ученых Западной Европы, США, Канады отстаивает идею всеобщности исторического процесса, поступательного движения народов, единства человеческой цивилизации. Уходящий век дал подтверждение сторонникам подобного межцивилизационного подхода к оценке исторического процесса. Действительно, достижения третьей научно-технической революции в постиндустриальную эпоху связали воедино различные страны в рамках экономического сотрудничества, вызвали к жизни глобальные системы коммуникации, способствовали трансформации, нивелированию уровня и стиля жизни многих
стран и народов. Одновременно эти техногенные явления поставили человечество на грань глобальной экологической, ядерной катастроф, обострили проблему демографии и ресурсов и т.п., благодаря чему народы ощутили свою взаимозависимость, неспособность в одиночку справиться с глобальными проблемами.
В то же время очевидно, что при всей интернационализации жизни сохраняются существенные отличия в рамках крупнейших цивилизаций - западноевропейской и восточной. В этой связи небезынтересна точка зрения А. Тойнби (1889-1975), достаточно резко критиковавшего межциви- лизационную концепцию: «Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора...»
По мнению этого крупнейшего ученого XX столетия, западные историки, во-первых, преувеличивают значение таких явлений, как экономическая, а затем и политическая унификация, игнорируя феномен культурной жизни, что «не только глубже первых двух слоев, но и фундаментальнее...; «во-вторых, догма «единства цивилизации» заставляет историка игнорировать то, что непрерывность истории двух родственных цивилизаций отличается от непрерывности двух последовательных глав истории одной цивилизации..; «в-третьих, они попросту игнорируют этапы или главы истории других цивилизаций, если те не вписываются в их общую концепцию, опуская их как «полуварварские» или «разлагавшиеся» или относя их в Востоку, который фактически исключался из истории цивилизации»[42].
Тем не менее очевидно, что Восток и Запад все более взаимодействуют, усваивая ценности противоположной цивилизации, о чем свидетельствует процесс модернизации ряда восточных стран и в то же время все большее проникновение традиционных духовных ценностей Востока в западную культуру. Можно с известной долей уверенности утверждать, что данный процесс основан на ускоряющейся интернационализации экономической, политической, культурной жизни. Но все же следует констатировать, что ни западная, ни восточная цивилизации пока не выработали панацеи от глобального кризиса, угрожающего всему человечеству.
По всей видимости, осознание последствий возможной катастрофы явится главным мотивом дальнейшего сближения Востока и Запада, развития так называемого межцивилизационного диалога. Вот почему столь важным представляется для современных ученых исследование отдельных исторических феноменов сквозь призму общеисторического - межцивилизационного их значения.
В этой главе попытаемся осмыслить основные этапы мировой истории XX в., а также проанализировать главные, как нам представляется, проблемы, стоящие перед мировым сообществом в уходящем столетии.
Еще по теме ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И XX ВЕК:
- Всемирно-исторический процесс и хх век
- Часть I. Всемирно-исторический процесс и хх век
- ЧАСТЬ I. ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И XX ВЕК
- Часть I. Всемирно-исторический процесс и хх век
- Век живи - век учись. Особенно если занимаешься бизнесом.
- 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
- Статика и динамика в историческом процессе
- Динамика исторического процесса
- Древний Восток: специфика регионов и динамика исторического процесса
- Политические особенности России в мировом историческом процессе
- Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры
- 3. 1. Денежная система России в процессе исторического развития
- Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры