<<
>>

ТЕМА 22 НАУКА В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ДЕРЖАВАХ

Фактическим основателем Византии стал Ираклий — полководец, избранный императором в 610 г. Он отразил двойной удар по Константинополю, который нанесли персы и авары в 626 г. Оставив столицу на попечение патриарха Сергия, Ираклий с отборным войском совершил морской десант в тыл персов.
Высадившись в районе Батуми, он прошел до Северного Двуречья и осадил персидскую столицу Ктесифон на Тигре. После этого персы отступили от Константинополя.

Империю Тан основали китайские пограничные воеводы — Ли Юань и его сын Ли Ши-минь в 618 г. Они разбили войска, верные правившей династии Суй, перебили придворных евнухов, а затем отразили набеги тюрок на Китай и установили контроль над Восточной Степью.

Основателем Халифата стал Омар — один из первых сподвижников Мухаммеда, скромный фанатик и талантливый полководец. Под его руководством арабы отвоевали у Византии Сирию и Египет. Из этих трех правителей самым образованным был Ли Ши-минь. Он расширил дворцовую библиотеку и регулярно посылал исследовательские экспедиции в пограничные страны.

Ираклий уважал ученых, но сам наукой не занимался. Омар искренне считал, что науки не нужны: все, что нужно знать верующему, сказано в Коране.

1. Главная причина в том, что правители Тан и Византии не унаследовали серьезной традиции в естественных науках. Со времен первого Вселенского Собора (325) христианские императоры уделяли внимание только тем наукам, которые связаны с богословием. Китайские императоры со времен Хань поддерживали только ученых конфуцианского направления или знатоков прикладных наук: географии, экономики, астрологии. Напротив, в Халифате правители и богословы долгое время не вмешивались в деятельность ученых.

2. Математикой (т. е. «учением») в Византии называли искусство гадания о будущих событиях по природным явлениям.

Напротив, геометрия и арифметика были уважаемыми науками, хотя увлекались ими немногие настоящие ученые.

3. Цинь Ши хуанди приказал сохранить книги, посвященные сельскому хозяйству и любым ремеслам, а также гадательные книги. Этот тиран был суеверен и считал, что магия способна сделать человека всеведущим и бессмертным.

4. Обязательные экзамены для будущих чиновников ввел около 100 г. до н. э. император Хань У-ди (современник историка Сыма Цяня). Преемники У­ди сохраняли эту систему при всех политических переворотах, так как никто не мог обойтись без грамотных чиновников. До начала XX в. программа экзаменов менялась незначительно: нужно было знать книги Конфуция почти наизусть и уметь их комментировать.

.6. Этот монах (И Син) занимался астрономией. Он впервые в Китае

измерил длину одного градуса меридиана Земли.

7. В 1054 г. на небе появилась сверхновая звезда, которая была видна даже днем в течение двух месяцев. Позднее ее газовая оболочка превратилась в Крабовидную туманность, которая видна и сейчас. Она является самым мощным источником радиоизлучения на небе (после Солнца). В центре этой туманности обнаружена быстро вращающаяся нейтронная звезда (пульсар)..8. Такие записи, несомненно, были, но они не

сохранились до наших дней, поскольку в Византии астрономам было запре­щено гадать о политических событиях по небесным явлениям. Кроме того, середина XI в. отмечена в Византии чредой гражданских войн, что не способствовало расцвету наук (кроме истории).

9. В Багдаде правили халифы Гарун ар-Рашид и его сын Маамун. Во Франции правил Карл Великий, при его дворе работал гуманитарный кружок ученого Алкуина. В Болгарии правил хан Крум: он успешно соперничал с императорами Византии, где шла гражданская война между иконоборцами и иконопочитателями. Империя Тан медленно восстанавливалась после во­енного мятежа Ань Лу-шаня.

10. «Аль-Кёми» в переводе с арабского означает «черная». Так арабы называли землю Египта и все ремесла, в которых были искусны египтяне.

Химия стояла на первом месте среди этих ремесел, ею много веков занимались бальзамировщики мумий.

11. Джабир считал ртуть носителем металлических свойств всех веществ, а серу — носителем противоположных свойств. Он не видел нужды выделять иные стихии, но его преемники выделили соль как носитель иных свойств твердых веществ. Как ни странно, алхимики Халифата не пытались выделить иные жидкие стихии, кроме воды, хотя спирт они знали и понимали, что он не является водным раствором какого-либо вещества.

12. Пророк Мухаммед запретил мусульманам пить опьяняющие напитки. Это считалось тяжким грехом в Аравии и во всех суннитских странах. Но в шиитском Иране виноделие уцелело.

13 Это латинское слово означает «касательная». Именно таков геометрический смысл тангенса угла: длина отрезка касательной прямой к окружности между точкой касания и точкой пересечения касательной с продолжением радиуса данного угла.

14. Это результат ошибки малосведущего переводчика с арабского языка на латынь. Хорезми точно перевел греческий термин «хорда» (веревка, струна, тетива) арабским термином «джёйяб». Но европейский переводчик в XII в. ошибочно прочел огласовку арабского слова (которая указывает на произно­шение гласных) и вместо «джейяб» получил «джиба». Это слово по-арабски значит «залив», «бухта».

15. Главным предшественником Хорезми был Гиппарх, в меньшей мере, Эратосфен и Клавдий Птолемей. Преемниками Хорезми стали сначала арабские алгебраисты и астрономы (Омар Хайям в XII в., Насирэддин Туси в

XIII в.), а затем итальянские алгебраисты XVI в. (Ферро, Кардано, Тарталья), которым удалось решить общее кубическое уравнение.

16. Маамун интересовался всеми религиями, похожими на ислам: христианством, иудаизмом и зороастризмом. При нем в Багдаде происходили не только научные диспуты с участием ученых-иноверцев (греков, персов, евреев), но даже диспуты, посвященные сравнению разных религий. На фоне этих «безобразий» странные поступки Гаруна ар-Рашида (например, ночные прогулки переодетого халифа по улицам Багдада без охраны) казались богословам пустяком.

17. Арабские математики (например, Омар Хайям) пытались решить отдельные кубические уравнения графически — находя их решения как точки пересечения парабол и окружностей. В некоторых случаях это удавалось. Кстати, слово «формула» неуместно для той эпохи: вернее говорить об алгоритме

решения, записанном словами и включающем вычисления наравне с геометрическими построениями.

18. Это слова исламского богослова XII в., монаха'из ордена суфиев. Учение суфиев не было единственным или господствующим в рамках ислама, поэтому высказанный запрет не привел к повсеместному подавлению математических исследований.

19. Альхазен имел несчастье работать в Египте, где правил халиф Хакйм — опасный маньяк. Халиф требовал от ученого-оптика, чтобы тот построил машину, регулирующую разливы Нила. Не имея возможности бежать и опасаясь казни, Аль-хазен притворился безумным: он постоянно твердил явные глупости о Ниле и симулировал приступы эпилепсии. В таком состоянии Альхазён дождался, пока халифа убили заговорщики.

20. Гияс ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хай-ям ан-най- Сабури — таково полное имя поэта и ученого Омара Хайяма. В перерывах между астрономическими наблюдениями и расчетами он сочинял короткие стихи (рубай) на родном персидском языке. В стихах он добродушно или горько шутил над людьми, которые увлечены погоней за деньгами, славой или благочестием и пренебрегают простыми радостями жизни. Например: Жизнь сотворив, Ты создал смерть затем. Назначил гибель Ты своим созданьям всем. Ты плохо их создал? Так кто ж тому виною? А если хорошо — ломаешь их зачем?

*** 1 Оказавшись средь важных ученых ослов,

Постарайся ослом показаться, без слов. Ибо каждого, кто не осел, эти дурни Обвиняют немедля в подрыве основ!

21. В Нишапуре — врач Авиценна и геолог Бируни; в Газне — поэт-историк Фирдоуси и султан Махмуд Газневи; в Константинополе — император Василий II Болгаробойца; в Риме — ученый папа Сильвестр II и император Оттон III; в Ки­еве — князь Владимир Креститель; в Норвегии — викинги Эрик Рыжий и Лейф Везучий, открывшие Гренландию и Северную Америку. В Китае в это время жили изобретатели пороховых мин и типографского шрифта (из керамики).

Альхазен переписывался с Авиценной и Бируни, но не был знаком с Фирдоуси.

22. В Иране правили турецкие султаны Альп-Арслан и Малик-Шах, а также их бессменный визирь — перс Низам-аль-Мульк. Во Франции шел богословский спор между Пьером Абеляром и Бернаром из Клерво. В Византии император Алексей I Комнин возрождал державу, балансируя между сельджуками и крестоносцами. В Иерусалиме правил король-католик Бодуэн Фландрский, в Англии — король Генрих I, получивший прозвище Лев Правосудия, в Киеве — князь Владимир Грозные Очи (Мономах), а в Грузии — царь Давид IV Строитель. Тогда же Хасан ас-Саба'х основал в иранской крепости Аламут религиозный орден исмаилйтов (асасинов). Омар Хайям был знаком (видимо, с детства) с визирем Ни-зам-аль-Мульком и служил султану Малик-Шаху как придворный астроном. Он провел реформу персидского календаря.

23. Кроме медицины и химии, Авиценна написал много трактатов гуманитарного содержания. В них он исследовал психологию человека и систему законов, сравнивал филологию ближневосточных языков (арабского, персидского, турецкого). Он также интересовался математикой и астрономией, т. е. был типичным гуманистом эпохи исламского Возрождения.

24. Вероятно, врач Авиценна отстаивал бы первенство гуманитарных наук, позволяющих человеку выжить и сохранить разум в мире, полном войн и нетерпимости. Астроном Хорезми, видимо, отстаивал бы превосходство точных знаний о природе над ненадежными словесными суждениями.

25 Хорезми работал в Багдаде при дворе халифа Гаруна (Аббасида), единственного тогда в исламском мире. Альхазён работал в Каире при дворе халифа Хакима из династии Фатимидов, соперничавших с Аббасидами из Багдада. Фирдоуси работал в Газне (Северный Афганистан) при дворе султана, Махмуда, который был тюрк. Омар Хайям служил придворном аст­рономом в Нишапуре — столице нового султаната тюрок-сельджуков. Распад Халифата и передел власти между новыми исламскими народами шли одновременно с бурным прогрессом исламской науки.

26. Путешественники ибн-Фадлун и ибн-Хордадбёх в X в. дали первые описания Руси и Северной Европы. В XII в. сицилиец Мухаммад Ирдиси составил географическую энциклопедию Западной Европы, Средиземноморья и Северной Африки. В XIV в. марокканец ибн-Баттута за 30 лет посетил и описал все земли, где живут мусульмане — включая Золотую Орду, Иран, Китай, Индонезию, Индию, Сомали, Кению и Судан.

27. Полнее всего описаны две эпохи: легендарных племенных вождей и витязей (Кей-Кубад, Кавус, Ростом и др.), а также царей из последней династии Сасанидов (от первого — Ардаше'ра до последнего — Ездгёрда III). На этих примерах Фирдоуси изучал и воспевал черты национального характера персов, проявившиеся в двух разных обществах: варварском и имперском.

28. Любимые герои Фирдоуси в первой части поэмы — мудрый богатырь Ростом и кузнец Кова, который возглавил восстание против жестокого царя Захбка. Во второй (имперской) части поэт явно симпатизирует полководцу Бахраму Чубина, который сперва отразил нашествие тюрок (589), а потом поднял восстание против самовластного шаха Хосрова II и погиб в бою.

29 Мухаммед Табари был, скорее, летописец молодого исламского мира, чем историк: он старался сохранить для потомков деяния персидских царей, подвиги ранних мусульман и дела властителей-халифов. Фирдоуси был патриот персидского народа: он демонстрировал новым персам- мусульманам подвиги их далеких пращуров и призывал к возрождению на­ционального единства. Ибн Хальдун писал сравнительную историю разных народов исламского мира и степных кочевников: его интересовали общие законы развития государств и те дела, которые могут совершить в рамках этих законов разные народы.

30 Видимо, каждый из этих историков упрекнул бы Геродота за то, что он описал только одну короткую эпоху взаимодействия двух молодых народов — персов и греков. Фирдоуси и ибн Хальдун считали наивысшим счастьем для историка возможность сравнить ход событий и дела людей на протяжении нескольких веков.

31. В конце жизни ибн Хальдун встретился в Дамаске с эмиром Тимуром, который только что отвоевал этот город у Османов, разгромив султана Баязёта при Анкаре (1402). Незадолго до этого Тимур разбил хана Тохтамы'ша (1395) и назначил правителем Золотой Орды монгольского эмира Едигея. В это время в Вильнюсе правил князь Витовт — союзник Тохтамыша, недавно (1395) захвативший Смоленск. Королем Польши был Ягайло — двоюродный брат Витовта и его соперник. В Москве правил князь Василий I (сын Дмитрия Донского и зять Витовта); Сергий Радонежский уже умер (1392). В Англии правил Генрих IV Ланкастер, недавно (1399) свергший Ричарда II Плантагенета.

32. Такова персидская поэзия: персидский язык господствовал в исламской поэзии в течение многих веков; далее, культура конной езды и конного боя: арабы переняли ее у персов при завоевании Ирана, прежде они ездили верхом на верблюдах и сражались в пешем строю; наконец, персидская традиция исторической мысли: на ней выросли все историки Халифата.

33 Греческая наука (математика, естествознание и философия), многие греческие ремесла (например, изготовление пергамента) и греческое мореплавание.

9.34. Индийская позиционная система записи целых чисел; выращивание сахарного тростника и производство сахара, а также игра в шахматы.

35. Изготовление бумаги и пороха; компас и арбалет, прежде неизвестные на Ближнем Востоке; выращивание риса на заливных полях Двуречья.

36. Персы: политик Абу-Муслйм, поэт Хафйз, историки Табарй и Фирдоуси. Согдийцы (таджики): математик Хорезми, врач Авиценна, геолог Бирунй.

Сирийцы: моряки первого исламского флота, осаждавшего Константинополь в 672—678 гг. Египтянин физик Альхазён. Тюрки: султаны Махмуд Газневи, Альп-Арсла'н Сельджук, Нураддйн Сирийский. Курд султан Юсуф бен Эюб Салах-ад-дин (Саладйн).

37. В 900 г. границы исламской ойкумены совпадали с границами Халифата: они охватывали бывшие владения Рима (кроме Италии, Франции, Балкан и Малой Азии) и иранский мир (до границ Индии и Великой Степи). К 1400 г. исламский мир охватил Малую Азию и Балканы, западную Степь (до границ Китая), Индию и Индонезию. Все это плоды активности купцов-мусульман и пограничных султанов-тюрок.

38. В это время правитель Китая — принц Чжу-ди направил мореходов вдоль Пути пряностей, чтобы взять его под контроль Китая. Адмиралы этой эскадры были китайцы-мусульмане, сведущие в торговых делах вдоль южных берегов Азии. Эскадра под командой Чжэн Хэ побывала на Цейлоне, в Персидском заливе и достигла Мадагаскара, основав там китайские фактории и крепости.

39. Деятельность императорских военных эскадр оказалась нерентабельна: их снаряжение стоило дорого, а ценных товаров они привозили немного. Как только придворные бухгалтеры подсчитали это, снаряжение новых эскадр прекратилось. Частные купцы-китайцы предпочитали покупать товары не дальше Индонезии у местных мореходов-малайцев.

40. Речь идет о книге Ло Гуань-чжуна «Троецарствие» («Сань Го») — историческом романе, оригинально осмыслившем китайские летописи Смутного времени (III в. н. э.). Эту книгу можно соавнить с «Шахнаме» Фирдоуси.

Стимулом к написанию книги «Сань Го» послужила победа национальной китайской династии Мин над монгольской династией Юань в 1368 г.

<< | >>
Источник: Сост. Журавлёва И.А.. Всемирная история. История средних веков. Тула: ТулГУ, — 214 с.. 2007

Еще по теме ТЕМА 22 НАУКА В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ДЕРЖАВАХ:

  1. ТЕМА 22 НАУКА В ТЕМНЫЕ ВЕКА
  2. Тема 1 МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА 1.1.
  3. Тема 1. Экономика как наука
  4. Державы оси
  5. 3. Кушанская держава
  6. 6.7. Наука
  7. Персидская держава Ахеменидов
  8. Политическая наука
  9. 4. Персидская держава в V—IV вв. до н. э.
  10. 14. ДЕРЖАВА КАРЛА V
  11. Держава Ахеменидов в VI–V вв. до н. э.
  12. МОРСКАЯ ДЕРЖАВА
  13. Кир II Великий и держава Ахеменидов
  14. Буддизм и держава Маурьев
  15. 4. Ослабление Дурранийской державы
  16. Социология и экономическая наука