<<
>>

11.3. Просвещенный абсолютизм в России

В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализ­му породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. - время правления императрицы Екатерины II.

Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых бы­ли заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали разви­тию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных про­тиворечий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.

Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г, ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке от Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом.

В Казани го­товы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Бег­лые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, «ситуацией прекрасные, а строением мерзкие». Народ по своей культу­ре был ниже окружающей его природы. «Вот я ив Азии», - писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. «Это - особое царство, - писала она, - столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно». Пока на­коплявшиеся наблюдения еще не успели сложиться в цельный преобразовательный план, Екате­рина, по выражению Ключевского, «спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления».

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представ­ление о том, что необходимо делать для процветания государства.

«Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, - писала она еще до воцарения, - слава страны моя собственная слава».

Наказ Комисии о составлении проекта нового Уложения. Екатерина II решила дать Рос­сии законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпо­хой Просвещения. С этой целью в 1767 г. Екатерина II принялась за составление своей знаменитой инструкции - «Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения». При его составлении она, по собственному признанию, «обобрала» Монтескье, разработавшего идею разделения вла­стей в государстве, и других его последователей. Ее политика просвещенного абсолютизма пред­полагала правление «мудреца на троне». Она была хорошо образована, знала сочинения просвети­телей - Вольтера, Дидро и др., состояла с ними в переписке.

Ей удалось ввести их в заблуждение, они считали ее благодетелем всей нации, покровителем искусств. Вольтер называл ее «северная звезда», а в письме к одному русскому корреспонденту писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». Об отно­шении Екатерины II к взглядам просветителей свидетельствует ее воспоминание о встречах с Дидро: «Я долго с ним беседовала, но более из любопытства, чем с пользой. Если бы я ему пове­рила, то пришлось бы преобразовать всю мою империю, уничтожить законодательство, прави­тельство, политику, финансы и заменить их несбыточными мечтами». «Наказ» - компиляция, со­ставленная по нескольким произведениям просветительского направления того периода. Главные из них - книги Монтескье «О духе законов» и работа итальянского криминалиста Беккариа (1738­1794) «О преступлениях и наказаниях».

Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. «Наказ» состоял из 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы у Монтескье. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений и целесообразность наказа­ний.

«Наказ» был проникнут гуманным и либеральным духом. Он утверждал необходимость са­модержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Цель самодержавного правления не то, «чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы дей­ствия их направить к получению самого большого ото всех добра».

В «Наказе» императрицы цитаты из сочинений просветителей использовались для обоснова­ния крепостного права и сильной самодержавной власти, хотя и были сделаны определенные ус­тупки развивающимся буржуазным отношениям. Черты просвещенного абсолютизма просматри­ваются в создании судов, отделенных от административных учреждений, реализации выборного начала при замещении некоторых должностей, в бессословном обучении, провозглашенном в 1786 г. при организации губернских и уездных училищ. Давая оценку «Наказу» Екатерины II, В.О. Ключевский писал: «Свободная от политических убеждений, она заменяла их тактическими прие­мами политики. Не выпуская из рук ни одной нити самодержавия, она допускала косвенное и даже прямое участие общества в управлении... Самодержавная власть, по ее мысли, получала новый об­лик, становилась чем-то вроде лично-конституционного абсолютизма. В обществе, утратившем чувство права, и такая случайность, как удачная личность монарха, могла сойти за правовую га­рантию». (Курс русской истории. Ч. V, с. 7).

«Уложенная комиссия». Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явил­ся созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). Соци­альный состав Комиссии, по подсчетам Ключевского, выглядел следующим образом: из 564 депу­татов 5 процентов приходилось на правительственные учреждения, от городов - 39, дворянства - 30, сельских обывателей - 14 процентов. На казаков, иногородцев и остальные классы приходи­лось всего 12 процентов.

Уложенная комиссия начала заседания в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На последующую российскую действительность работа этой Комиссии не повлияла, но зато шума и громкой фразеологии вокруг этой акции императрицы было предостаточно.

На одном из заседаний Екатерине был присвоен титул «великой, премудрой матери Отечества». Екатерина не приняла и не отклонила титул, хотя в записке маршалу А. И. Бибикову (1729-1774) выразила свое недовольство: «Я им велела сделать Российской империи законы, а они делают апологии моим ка­чествам». По данным Ключевского, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, огра­ничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но из-за начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась.

Новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплод­ной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины II.

Российские просветители. Идеи французских просветителей разделяла не только императ­рица, но и некоторые русские вельможи. Граф Андреи Шувалов был известен дружескими связями с Вольтером и считался среди просветителей «северным меценатом». На средства князя Д.А. Голи­цына (1734-1803) в Гааге печаталось запрещенное во Франции сочинение Гельвеция (1715-1771) «О человеке». Фаворит Екатерины граф Григории Орлов (1734-1783) и граф Кирилл Разумовский (1728-1803) соревновались друг с другом в предоставлении благоприятных условий для творчест­ва подвергавшегося гонениям на родине, во Франции, Ж.Ж. Руссо. При дворе Екатерины обсуж­дали произведения известных французских просветителей, переводили их на русский язык.

Крестьянская война 1773-1775 гг. Емельяна Пугачева (1740 или 1742-1775) и Великая фран­цузская буржуазная революция 1789 г. положили конец заигрываниям Екатерины II и ее окруже­ния с идеалами Просвещения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских зам­ков напоминали русским феодалам о крестьянской войне в России.

Получив известие о казни Людовика XVI, двор объявил шестидневный траур в Петербурге. Россия стала пристанищем для французских изгнанников. Любая информация о событиях во Франции подвергалась строжайшей цензуре, были разорваны дипломатические отношения с Францией.

Одновременно усилилась и внутренняя реакция. Первой жертвой стал писатель, мыслитель А.Н. Радищев (1749-1802) - автор «Путешествия из Петербурга в Москву». В 1790 г. А.Н. Радище­ву был вынесен смертный приговор, замененный в 1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на 10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н.И. Новиков (1744-1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Судьбу Радищева и Но­викова разделили и некоторые другие активные представители Просвещения.

Эти факты знаменовали открытый конец политике просвещенного абсолютизма в России.

* * *

В истории России едва ли можно найти время, равное по своему значению преобразованиям первой четверти XVIII в. С деятельностью Петра I историки связывают новый период русской ис­тории. Преобразования оставили глубокий след прежде всего тем, что они охватили самые разно­образные сферы жизни страны.

В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость, зарождались элементы капиталистического укла­да.

Политику Петра I, направленную на развитие российской промышленности, продолжили

Елизавета Петровна и Екатерина II. Во второй половине XVIII в. производительные сипы России сделали большой шаг вперед не только в количественном отношении, но и в качественных пара­метрах. Формируется всероссийский рынок, расширяется применение вольнонаемного труда, соз­дается банковская система, развивается рыночная инфраструктура - в России стал необратимым процесс складывания капиталистических производственных отношений. Несмотря на это господ­ствующее положение в стране занимало дворянство, обладавшее монополией на землю и на кре­стьянский труд.

С императрицей Екатериной II связана политика просвещенного абсолютизма в России. Век принизывала идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся дея­тели русского Просвещения. Враждебное отношение к Французской революции, преследование передовых людей внутри страны свидетельствовали о конце этой политики.

<< | >>
Источник: Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Всемирная история: Учебник для вузов. - М.: Куль- тураи спорт, ЮНИТИ, - 496 с.. 2000

Еще по теме 11.3. Просвещенный абсолютизм в России:

  1. 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
  2. 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
  3. 65. Идеология «просвещенного абсолютизма» в России (вторая половина XVIII8.)
  4. Просвещенный деспотизм и просвещенный абсолютизм
  5. Реформы «просвещенного абсолютизма»
  6. 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
  7. 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
  8. 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
  9. VIII. LUMEN. Просвещение и абсолютизм, ок. 1650­1789 гг.
  10. Просвещенный абсолютизм Карла III
  11. Политика «просвещенного абсолютизма».
  12. Конец «просвещенного абсолютизма» Иосифа II.
  13. § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  14. 37 ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ
  15. 2.1. Абсолютизм