<<
>>

10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе

Просвещение — необходимая ступень в культурном развитии. «Имей мужество пользо­ваться собственным умом!» - так немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую называли веком Просвещения.
После Возрождения и Ре­формации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средне­вековой системой ценностей.

Просвещение было мощным интернациональным движением. Оно составило главное содер­жание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в.

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В основах своих Просвещение демократично. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвеще­ние не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними сле­довали Франция, Германия.

Просвещение XVIII в.

было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борь­бу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.

Английское Просвешение. Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения за­ключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроход­цем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирова­на философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт вза­имного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скры­тому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором меж­личностных отношений.

Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Анг­лии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с та­кими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и ко­торые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершен­ству»[30]. Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIII в.

В XVIII в. в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержани­ем. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британ­ский престол династии Стюартов. Первый документ Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ - «Статус об устройстве королевства» - вводил парламентаризм - ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиле­ние власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665-1714). В то же время королевская власть деградировала, и при Георге II (1683-1760) король потерял право вето в отно­шении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат - палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с коро­лем активное участие принимали две политические партии - тори и виги, созданные еще в XVII в.

В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защи­щающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти ко­роля Георга III (1738-1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защи­щающая интересы сторонников абсолютизма.

Конституционная по сути и парламентарная монархия, установившаяся в Великобритании в первой половине XVIII в., оказалась именно предтечей того политического строя, установление которого влекло за собой укрепление и победу новых капиталистических отношений.

Французское Просвещение. Идея нравственного возрождения общества политическими ме­тодами - народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни придала особое своеобразие французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были ЖанЖакРуссо (1712-1778), Шарль ЛуиМонтескъе (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784)и др.

Политические взгляды Руссо изложил в сочинении «Об общественном договоре», в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически- республиканского государства. В таком государстве каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде. Таким образом, по

мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство.

Главный труд Монтескье «О духе законов» содержал идеи права и государства, а потому был актуален для многих европейских монархов. В нем Монтескье проводит мысль о том, что законо­дательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее клима­тическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской, примене­ние ее на практике считает возможной при условии одинакового развития всех граждан и готовно­сти их к роли правителей. Он не видел возможности в современных государствах для республи­канской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - выборным народным предста­вителям.

Суд должен быть независимым от администрации.

По своим политическим взглядам Вольтер был монархистом, состоял в дружбе и переписке с многими европейскими монархами. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к зло - употреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образован­ны, окружены философами и руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, на­стаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий.

Большое влияние на общество оказали и так называемые энциклопедисты - члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной сво­боде, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительст­ву и другим демократическим правам и свободам граждан.

Просвещенный абсолютизм. Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским эко­номическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу го­сударственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), оставивший после себя 30- томное собрание сочинений. Под влиянием идей просветителей Фридрих II издал свод законов - «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпи­мость, отменил пытки. Однако увлечение идеями Просвещения у Фридриха II было неглубоким, о чем можно судить по его практическим делам. Так, весь социальный строй Пруссии, с преоблада­нием дворянства над прочими сословиями, он оставил без изменения.

Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф II (1741­1790), который после смерти отца Франца Стефана стал германским императором, а после смерти матери Марии Терезии унаследовал австрийские владения. В свое десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) он провел целый ряд реформ, главная из которых освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Наиболее глубоко и последовательно реформы Ио­сифа II затронули судопроизводство («Иосифовский законник»). Однако он же ликвидировал ав­тономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революцион­ных настроений в обществе.

<< | >>
Источник: Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Всемирная история: Учебник для вузов. - М.: Куль- тураи спорт, ЮНИТИ, - 496 с.. 2000

Еще по теме 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе:

  1. 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
  2. 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
  3. Просвещенный деспотизм и просвещенный абсолютизм
  4. 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
  5. 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
  6. 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
  7. 65. Идеология «просвещенного абсолютизма» в России (вторая половина XVIII8.)
  8. VIII. LUMEN. Просвещение и абсолютизм, ок. 1650­1789 гг.
  9. Реформы «просвещенного абсолютизма»
  10. Просвещенный абсолютизм Карла III
  11. Политика «просвещенного абсолютизма».
  12. Конец «просвещенного абсолютизма» Иосифа II.
  13. 4.1.3. Абсолютизм в Европе
  14. 4.1.3. Абсолютизм в Европе
  15. Ранние государства Месопотамии
  16. Вопрос 57. Образование буржуазного государства в Японии
  17. § 25. Государства Центральной и Юго-Восточной Европы
  18. 15. Как проходило образование централизованных государств в Западной Европе?
  19. 2.1. Абсолютизм
  20. Идеология Просвещения.