Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что теория денег — одна из самых сложных и в то же время политически острых областей экономической науки.
Бурные дискуссии по роли и влиянию денег на развитие экономики проходили в XIX веке. Значительное Американские экономисты 20-40-х годов Г. Саймонс, И. Фишер, Ф. Найт и другие придавали большое значение сфере денежного обращения, которую впоследствии недооценивали кейнсианцы. Монетаристы, обосновывая свои выводы, ссылались на А. Смита и основоположников количественной теории денег Д. Рикардо, Д. Юма, Р. Кантилона, Г. Тортона.В основе большинства современных научных теорий денег лежит позитивное мировоззрение. В соответствии с ним теории формируются исходя из данных, фактов. Ими ограничивается научное исследование и изложение. Самостоятельная ценность логических, умозрительных, так называемых «спекулятивных», исследований отрицается.
Позитивизм теснейшим образом связан с методами познания, свойственными естественным наукам. Одна из причин этого состоит в том, что поиски истины в естественных науках менее связаны идеологическими оковами.
К основателям и последователям экономического позитивизма можно отнести Д. Юма (1711—1776), А. Тюрго (1727—1781), Дж. Ст. Милля (1806—1873), представителей английского эмпиризма XVIII в.
Основное понятие позитивизма — «факт». Вытекающие из его трактовки самые принципиальные мировоззренческие моменты можно свести к трем пунктам: 1) степени объективности картины мира, соотнесению действительности и знания о ней; 2) сути законов и категорий, признаваемых наукой; 3) критериям истинности теории, верификации.
Развитие экономических наук привело к дифференциации позитивистского мировоззрения. В настоящее время в нем выделяются два направления, которые условно можно определить как «социальное» и «личностное».
«Социальный» позитивизм имеет диалектико-материалистические корни. Когда следуют его принципам, учебные курсы предстают отражением реальных процессов в той мере, в какой они познаны и признаны. Фактам, признаются описания свершившихся массовых событий, реально протекающих общественных процессов.
Англо-американская наука основывается преимущественно на «личностном» позитивизме, согласно которому человек живет в мире созданных его личным воображением моделей, образов и символов, не зависящих от специфики объекта познания. Факты, исследуемые наукой, связываются с гипотетическим выбором, производимым на основании индивидуальных оценок, реющих психологические корни, с целью минимизации хозяйственных затрат. Историзм при рассматриваемом подходе носит филогенетический характер. В соответствии с данным мировоззрением утверждается, что экономика в целом «не может быть объектом эксперимента или наблюдения».
Действия отдельных людей рассматриваются как стандартные в любой обстановке. Следовательно, и наука должна иметь дело с разработкой этих стандартов, изучением экономического образа индивидуального мышления, анализом гипотез эгоистического выбора, который человек способен осуществить в различных экономических ситуациях. Модели науки предстают инструментами организации мышления, некими установками в сознании.
Данный подход увязан с бизнес-образованием. При этом обучают не тому, что такое экономика, а тому, что и как надо думать об экономике.
Цель курсовой работы – рассмотрение теорий денег, в которых затрагиваются как самые общие проблемы их эволюции и функционирования в рамках эволюции и функционирования хозяйственных систем, а также изучить самостоятельные школы и направления в исследовании денег.