<<
>>

4.1.1. Краткая историческая справка

Термин "искусственный интеллект" относится к груп­пе терминов и понятий, получивших весьма широкое рас­пространение, в том числе и у неспециалистов. Не пытаясь сразу четко и полно определить это понятие, заметим, что большинство людей трактуют искусственный интеллект как сравнительно новое научно-техническое направление, с ко­торым связывают надежды на резкое увеличение функцио­нальных возможностей технических объектов, в частности, вычислительных систем, используемых в качестве средств автоматизации различных сфер профессиональной деятель­ности человека: управления; проектирования; производства; обучения; индустрии обслуживания и развлечений и т.
п.

Для того чтобы методически верно подойти к определе­нию основных понятий теории искусственного интеллекта, сначала кратко рассмотрим основные этапы его истории.

История искусственного интеллекта насчитывает всего несколько десятилетий, хотя создать "думающую машину" мечтали многие поколения людей. Первый международный конгресс по искусственному интеллекту состоялся в США в 1969 г., ему предшествовали исследования в разных странах и направлениях:

♦ в 50-е XX в.

были начаты работы по машинному переводу с одного языка на другой;

♦ в 1957 г. Розенблатом было предложено устройство для распознавания образов — персептрон, положив­ший начало разработке большого числа других уст­ройств подобного типа (в том числе и в СССР — на­пример, в Риге JI. Гореликом);

♦ в 1959 г. Г. Саймон и А. Ньюэлл разработали программу GPS (General Problem Solving programme) — универсаль­ный решатель, предназначенный для разрешения раз­личных задач из самых разнообразных областей [12] и др.

Как явствует из перечисленных примеров, первоначально на системы, связанные с искусственным интеллектом, пыта­лись возложить различные, но весьма универсальные задачи.

Однако надежды, порожденные первыми успехами в данной области, полностью не оправдались. Задача машинно­го перевода оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось, и ее реализация, прогнозировавшаяся на 60-е гг. XX в., ото­двинулась на два десятилетия (кстати, гораздо большее рас­пространение получили автоматизированные словари, позво­ляющие получить из исходного текста так называемый под­строчной перевод, а не "переводчики" в полном смысле это­го слова). Универсальный решатель задач, довольно успеш­но доказывавший достаточно простые логические теоремы, оказался крайне неэффективным при решении других задач, в частности, при многочисленных попытках автоматизировать игру в шахматы. Не удавалось также достаточно эффектив­но распознавать реальные изображения устройствами пер- септронного типа.

Вместе с тем, несмотря на неудачи, первый этап имел большое значение для искусственного интеллекта с точки зрения двух обстоятельств:

♦ он показал возможности использования ЭВМ в авто­матическом режиме при решении задач, ранее реша­емых только человеком;

♦ на этом этапе были отработаны различные способы и приемы решения интеллектуальных задач, хотя стро­гой теории искусственного интеллекта еще не было.

Работы по искусственному интеллекту продолжались, разрабатывались глубинные теоретические вопросы и их про­граммная реализация. В частности, многие исследователи продолжили разработку алгоритмов и программ шахматной игры, завершившейся в 1967 г. первым чемпионатом мира по шахматам среди ЭВМ (его выиграла советская программа "Каисса", разработанная в Институте проблем управления АН СССР). Отметим, что до последнего времени продолжа­ются попытки решить спор о том, способна ли программа на ЭВМ переиграть человека (иногда такой процесс называют соревнованиями "кремниевого" и "белкового" шахматистов). В частности, по одной из версий чемпион мира Г. Каспаров неоднократно играл с шахматными программами, разрабо­танными в разных странах (США, Германии), с переменным успехом.

Многие специалисты связывают успех или неудачу человека в игре с машиной с регламентом проведения матча: при проведении блиц-партий человек, действующий по ин­туиции, имеет больше шансов на выигрыш; при ограничении времени на партию пятью или двадцатью пятью минутами ("быстрые шахматы") возможности ЭВМ по просчету вари­антов в ряде случаев превышают человеческие; сложнее от­дать преимущество одной из сторон при классической игре.

Новое развитие работы по искусственному интеллекту получили в 80-е гг. XX в. Теоретический задел, созданный на первом этапе развития интеллектуальных систем при реше­нии достаточно "мелких" задач (машинные игры в шашки, шахматы; сочинение стихов и музыки; перевод и т. п.), при­вел к важным практическим результатам — таким, как со­здание экспертных систем, интеллектуальных расчетно- логических и информационно-поисковых систем, интеллек­туальных пакетов прикладных программ и т. д. Кроме того, практические успехи в создании систем искусственного ин­теллекта вызвали к жизни новые проекты, в частности, про­екты разработки ЭВМ следующего (по наиболее распростра­ненной классификации) 5-го поколения, которые должны уметь общаться с пользователем на естественном (или близ­ком к нему) языке; решать не вполне структурированные задачи; давать разумные советы по широкому кругу про­блем и т. д.

Вместе с тем специалисты продолжают обсуждать мно­гие основополагающие вопросы, например, что такое искус­ственный интеллект, искусственный разум, в чем их отли­чия, что является предметом теории искусственного интел­лекта и т. п.

<< | >>
Источник: Балдин К. В., Уткин В. Б.. Информационные системы в экономике: Учебник. — 5-е изд. — М.: Издательско-торго- вая корпорация «Дашков и К0», — 395 с.. 2008

Еще по теме 4.1.1. Краткая историческая справка:

  1. 3.1. Краткая историческая справка
  2. 1.2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
  3. 1.3.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
  4. Об авторе Краткая справка об авторе
  5. Объекты и методы культурно-исторического познания. Общественные мифы и социально-историческая мифология (окончание).
  6. Объекты и методы культурно-исторического познания. Знак и семиотика культуры. Общественные мифы и социально-историческая мифология
  7. Общие требования по заполнению справки
  8. Лекция третьяОбъекты и методы культурно-исторического познания. Знак и семиотика культуры. Общественные мифы и социально-историческая мифология
  9. Лекция четвертаяОбъекты и методы культурно-исторического познания. Общественные мифы и социально-историческая мифология (окончание).Текст, его интерпретация и ее пределы
  10. § 3. Требования к заполнению справки о кредиторской задолженности
  11. § 2. Требования к заполнению справки о дебиторской задолженности