<<
>>

ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОД ВЛАСТЬЮ ХАНА БАТЫЯ (1237—1254 годы)

Основание Золотой Орды происходило в условиях враждебного отношения против Батыя со стороны Верховного хана. В Монголии на собранном Курултае Верховным ханом был избран Гуюк, непримиримый враг Батыя.
При завоевании русских земель Гуюк находился в войсках Батыя, и как сын Верховного хана Угедея, считал себя претендентом на власть хана Золотой Орды. Батый вел независимую политику, и совершенно не считался с его властью. Гуюк решил привести к покорности Батыя силой, собрал против него войска и двинулся в пределы владений хана Золотой Орды. Батый двинулся навстречу. До столкновения войск, однако, не дошло, так как Гуюк неожиданно умер, видимо потому, что Батый нашел более «надежное» средство против своего врага, не прибегая к вооруженному столкновению. После смерти хана Гуюка должны были состояться выборы Верховного хана, и Батый мог рассчитывать на благоприятный для него исход и возможность выбора дружественного ему кандидата. После столкновения с Верховным ханом, дошедшего до открытого вооруженного выступления, угроза вооруженного восстания стала подниматься со стороны русского народа.
Галицкий князь Даниил продолжал готовиться к войне с монголами: укреплял границы своих владений, поддерживал связь с Папой и вошел в союз с литовским князем Миидов-том.

В 1246 году Папа Иннокентий IV прислал послов к князю Даниилу, которые последним были отправлены к новгородском}'' князю Александру Невском}', с целью убедить князя в необходимости общей борьбы против завоевателей,— с посольством был Митрополит Кирилл. Убедить князя Александра в возможности открытой борьбы против монгол, не удалось, и Митрополит Кирилл остался при Новгородском князе. Обещание Папы вооруженной помощи не только со стороны европейских государей, но и со стороны Ордена Тевтонских рыцарей, оказалось невыполнимым,— политическая обстановка в Европе была Для этого совершенно неблагоприятна.

Король Франции Людовик IX был занят организацией крестовых походов освобождении Гроба Господни и Иерусалима. После распада Иерусалимского королевства Иеруса-

лим находился во власти египетского султана. Предпринятый 7-й поход для короля Франции окончился большой неудачей; войска, под его начальством, высадились в устье Нила. Условии нильской долины оказались настолько тяжелыми для войска, что оно принуждено было к сдаче египтянам, вместе с войсками был взят в плен и король Людовик Святой. Войска были перебиты, а король и рыцари отпущены после уплаты большого выкупа. Возвратясь во Францию Людовик Святой снова стал готовиться к походу. Германские владении бывшей Священно-Римской Империи раздирались борьбой династий Вольфов и Гогенштауфенов, в результате которой Империи распалась на множество независимых мелких княжеств, герцогств и курфюрств. В таком положении находились народы центральной и западной Европы. В борьбе против монгол русский народ должен был рассчитывать исключительно на собственные силы. Владимиро-Суздальский князь, Андрей, возвратясь из Монголии, оставался непримиримым врагом завое- вателей-монгол, и как его тесть, Даниил Галицкий, готовился к открытому вооруженному выступлению против них.

В 1252 году князь Андрей собрал войска и открыто выступил против монгол. Против него были двинуты войска улуса Сатрака, под начальством ордынского царевича Неврюя и ханов татаро-кипчакских орд Котна и Алабуки Войска встретились на р. Клязьме. Произошел жестокий бой: вначале русские имели успех, но потом были сломлены и потерпели полное поражение. Татары рассыпались по стране и стали грабить и

избивать население. Князь Александр Невский бросился с большими подарками в ставку Сатрака и просил его вывести войска из рус-ких земель и не подвергать их опустошению. Сатрак милостиво принял Александра, побратался с ним и приказал войскам оставить пределы русских земель. Князь Андрей с княгиней после поражений войск бежали в Новгород к брату Александру, но тот не принял и князь ушел в Литву, а потом переправился в Швецию, где и погиб в неизвестных условиях.

Князь Александр Невский получил ярлык Вели-кого князя и перешел княжить во Владимиро-Суз-даль. Князь Даниил Галицкий, не видя надежды на помощь с запада, вошел в соглашение с королем Миндовтом, неожиданно захватил Киев, находившийся под управлением «ленивого и не энергичного»-темника Курезмы. Батый сменил Курезму и на его-место поставил Бурундая. Последний двинулся на Литву и приказал князю Даниилу с войсками присоединиться и идти протиов своего союзника, Миндов-та. Даниил должен был подчиниться. Литва была разгромлена, а на обратном пути Бурундай прошел через Галич и приказал Даниилу срыть все укрепления. Галицкая земля вошла в полную зависимость монгол.

После неудачных выступлений против завоевателей русский народ должен был покориться власти победителей и нести тягость иноземного ига. Князь Александр Невский, заняв великокняжеский стол, держался политики исключительной покорности и строго наблюдал за подвластными князьями, чтобы они держались той же политики.

После смерти Гуюка собравшийся Курултай избрал Верховным ханом дружественно настроенного к Батыю хана Менке. Представители противной стороны не признали власть избранного хана и подняли против него вооруженную борьбу. Отношения Батыя с Верховным ханом установились дружественные, я в борьбе с ханом Иранского улуса он оказал помощь Верховному хану. По установленному порядку ханы всех улусов монгольской Империи должны были отправлять десятую часть имущества и забранного народа. Хан Батый отправил в Монголию, в распоряжение верховного хана Менке три темы ив людей, собранных в русских княжествах. Три темы, или 30 ООО человек,— это составляло десятую часть русского народа, входившего в то время в состав вооруженных сил Золотой Орды. Ханом Менке были намечены широкие завоевательные планы и реформы внутреннего управления Империи. На собранном Ку-Рултае был намечен план завоевания Южного Китая, Малой Азии и Египта. Во всех покоренных странах намечено было произвести перепись населения и иму-

щества. Однако поднявшаяся междуусобная борьба 'С ханом Иранского улуса отвлекла его от проведения в жизнь намеченного плана.

Завоевательные движения Золотой Орды приостановились и потребовали от Батыя прочного устройства в покоренных им землях. Причиной отказа от мирового завоевания «до крайнего моря» было то, что Батый занял лучшие земли всей евразийской степной полосы. Земли эти были настолько обширны и богаты пастбищами для скота, что .нужно было направлять все усилия к одной цели,— чтобы обеспечить прочное владение ими. Поход на запад показал ему, что страны, расположенные к западу от р. Днестра, изрезаны горными массивами, .мало пригодными для пастбищ скота. Углубляясь на запад, монголы встречали упорное сопротивление со стороны европейских народов, лучше подготовленных "в .военном отношении, нежели русский народ. Но была и другая причина. Монгольская армия после покорения русских княжеств более чем наполовину в своем составе пополнилась русским населением. .Увеличение арм;ии народом оседлой культуры, с их бытом не свойственным кочевым народам, сильно от-разилось на боевом характере монгольской армии. Несмотря на сохранившуюся дисциплину и организацию, построенную исключительно для военных целей, воинственные качества армии Золотой Орды падали и завоевательный порыв, присущий кочевым народам слабел. Золотая Орда -не принимала участия в завое-вательных походах, начатых другими улусами. Дальнейшие войны, которые велись Золотой Ордой, не носили завоевательного характера, а были войнами или междуусобными или же с ближайшими соседями, по причинам характера политического.

Вооруженная борьба Верховного хана с ханом Иранского улуса продолжалась в течение почти всего правления хана Менке и окончилась его победой лишь в 1256 году. С представителями семьи хана Угедея была произведена расправа, и господствующее положение в Империи заняли представители линии младшего сына Чингиз-Хана Тулуя. Время монгольского нога на Руси историками рас-сматривается различно. Но большинство из ник приходит к выводу, что оно имело лишь поверхностное значение: монголы пришли, покорили народ, обложили данью и ушли в степи. Систематического управления со стороны монгол в России не было. Управление страной, действительно, было предоставлено русским князьям. Но русские князья были лишены права содержать военные дружины, власть их зависела исключительно от монгол, от установившейся власти царей-ханов, как и их представ иге л ей на местах — баскаков. Князья являлись ответственными лицами за исправность сбора и отправки в Орду дани и десятой части населения. Наиболее выдающиеся русские историки проф. Ключевский и акад.. Платонов находят, что иго монгол носило лишь экономический характер и влияние на отношение князей. Оценка этик историков отражает не историческую действительность пережитой народом эпохи,, а смягчение тяжелой и безотрадной для национального сознания исторической страницы. В действительности тяжесть татарского ига для русского-народа была настолько тяжела, что единственной целью народа было сохранение своего физического-существования. Народ не только подвергался экономическому грабежу, но был поставлен в условия полного одичания. Все культурные центры были уничтожены: признаками национального сознания оставалась княжеская власть и церковное управление. Но власть князя зависела от готовности им выполнять требования завоевателей. Митрополиты и высшие Церковные иерархи пользовались значительными льготами и могли облегчать участь народа, помогать князьям, ходатайствуя перед монгольскими властями, но не изменить участь народа в сложившихся условиях.

Особенно нелегка была участь людей, отрываемых от своей Родины и вывозимых в пределы Орды. Они становились в -положение военной силы, несшей службу по охране границ готовой быть всегда к военным походам, обслуживали дорожную сеть, поддерживали: безопасность передвижении в стране и несли все тяжелые работы, как в частной жизни отдельных при-

вилегнрованных лиц так и общественных работ под надзором завоевателей. Тяжелое положение этой части населении облегчалось тем, что обязательностью их являлось несение службы и физический труд, но они не платили дани, находились -под непосредственной властью монгольских военачальников и им предоставлялась условии бьгта, соответствующие быту служилых войск других покоренных народов. Они были расселеньг национальными группами, имели право иметь скот, заниматься огородничеством, рыбной ловлей и охотой. Расселены они были на землях исключительно плодородных, богатейших всеми природными дарами, за которые Русь в течение веков вела безуспешную борьбу с кочевниками. Выведенное из родных мест, русское население быстро привыкало к новым местам, сживалось с новыми порядками и привязывалось к землям с их природными богатствами. Условии, в которые было поставлено русское население, выведенное ив русских княжеств, а также и население Приазовья и степной полосы — бродники, превращенные в военных поселенцев, описаны иноземными путешественниками спустя десять лет после основании Золотой Орды. В 1252—53 годах из Константинополя через Крым в Ставку Батыя и дальше в Монголию проезжал со свитою посол короля Людовика IX Вильям Рубрикус, который, проезжая по нижнем}^ течению Дона, писал: «Повсюду среди татар разбросаны поселении русов; русы смешались с татарами и в смешении с ними превратились в закаленных воинов; усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни добывают войной, охотой, рыбной ловлей и огородничест-, вом. Для защипы от холода и непогоды строят землянки и постройки из хвороста; своим женам и дочерям не отказывают в богатых подарках и нарядах. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головной убор француженок, низ платья опушают мехами выдры, белки и горностая. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки. В смешении с другими народами русы образовали особый народ, добывающий все необходимое войной и другими промыслами: охотой, скотоводством, рыболовством. Все пути передвижении в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек — повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома.»

Описание это относится к том}'' времени, когда выведенное население русских княжеств имело еще не-сложные, наскоро построенные жилища, впоследствии, постепенно, принимавшие более .прочное устройство, как организованность и порядок среди населении, которого еще не было во время путешествия французского посла. В степях не было установлено безопасности передвижения. По сведениям Рубрикуса, собирались шайки русов, алан и другие по 20-30 человек, и нападали на дорогах на путешественников. В середине июля 1253 года Рубрикус с посольством прибыл в Ставку хана Батыя — Сарай, превратившийся уже к том}' времени в обширный торговый город. В это летнее время местом пастбищ скота улуса Батыя были берега Волги. Временная ставка Батыя была расположена в трех днях пути к западу от Волги, которая поразила французов обширностью. Татарские юрты раскинулись на несколько миль. Кочевники, по своим обычаям, Шее, не исключая и их вождей, в летнее время жили в палатках и кочевали в степях со стадами, как и весь племенной состав; в города кочевники возвращались лишь на зимнее время. Монахи сопровождали кочевье вдоль Волги в течение пяти недель. В середине сентября францисканцы отпущены были для следовании в Монголию, и сменив рясы на меховую одежду, на лошадях верхами двинулись в дальнейший путь. Кочевья Батыя ввиду наступающего зимнего времени должны были начинать спуск к югу, в сторону Северного Кавказа. На своем пути путешественники встречали повсюду кочевавшие со стадами скота азиатские орды: ягат или вогул, говоривших на языке, что и венгры; таджиков, мусульман, говоривших по-персидски. В районе озера Балхаш и долины реки Или были видны остатки разрушенных городов, земли которых были превращены в пастбища. В верховьях р. Иртыша, по дороге встречались только монголы, размещенные вдоль тракта, которые должны были

заботиться о безопасности путешественников, ханских] послов и курьеров. В конце декабря Рубрикус ее свитой прибыл в Ставку Верховного хана, Карако-1 рум. Столица монгольской Империи была обнесена! земляным валом и значительного впечатлении на путешественников не произвела. В Каракоруме среди] языческих храмов и двух мечетей была христианская! церковь. Рубрикус через несколько дней получил] аудиенцию Верховного хана.

Путешествие католических посольств в пределы] Монголии имело целью установить союз с монголами* для общей борьбы против мусульманства. Идея об-, щей борьбы крестоносцев и монгол против мусульман,] захвативших Иерусалим и Гроб Господень, зародилась на западе со времени покорения Чингаз-1 Ханом мусульманского государства Хорезма. Кроме того, на западе распространена была легенда о существовании в пределах Монголии христианского госу-1 дарства, во главе которого стоял священник или поп Иван. Легенда эта подтверждалась тем, что на востоке, в действительности, существовало много христиан и даже среди правящей среды многих восточ-| ных народов. Распространителями христианства в Азии была секта Несториан, изгнанных из Визан-| тии. Легенда о существовании владений попа Ивана также имела основание. Во-первых, секта Несториан,.! названная по имени Константинопольского епископа, положившего основание секте, признавшей единое человеческое естество 1ВО Христе, в Малой Азии, в 'Мосуле, имела своего Патриарха, который назначал своих архиепископов, епископов и аббатов: христиане имели общины в Индии, Китае и Багдаде, находившиеся под управлением Мосульского Патриарха, В середине XII века войска мусульманского правителя турка-сельджука около Самарканда были разбиты племенами Кара-Китаев, глава которых был христианином. Кара-Китай, разбив турецкие войска, основали в Центральной Азии большое государство. Кроме того, к западу от Монголии жили племена Кераигов, среди которых в начале XII ст. было-сильно распространено христианство и вождем их был носивший китайский титул — Ван-Хан. Титул Ван-Хан в произношении европейцев превратился в царя Ивана, или правителя христианина попа .Ивана. Племена кераигов были одними из культурных племен в пределах Монголии. Ван-Хан помог Чингиз-Хану в борьбе с его противниками и все время покровительствовал ему. Но, объединив под своей властью монголо- татарские племена, Чингиз-Хан решил жениться на дочери Ван-Хана. Последний был оскорблен таким предложением и заявил, что не может выдать свою дочь за своего конюха. Оскорбленный Чингиз-Хан выступил с войсками против Ван-Хана. В происшедшем сражении войска Ван-Хана были разбиты и сам царь Иван был убит. Племена кераигов вошли в состав подвластных Чингиз-Хану ллемен. Таким образом, в начале XIII ст. владений христианского правителя Ван-Хана уже не существовало. Однако, существовало обширное государство Кара-Китаев, среди которых было немало христиан. Посольства Папы охотно принимались в Ставке монгол, с ними велись переговоры; монголами щадилось христианское население Средней и Малой Азии, и христианам давались обещания после занятия Палестины возвратить христианам все земли, занятые турками-Сельджуками. Но для этого ставилось условием, чтобы французские и другие короли европейских народов признали себя подвластными Чингиз-Хану. «Один Бог на небе, и один властелин на земле — Чингиз-Хан»,— говорили монголы.

<< | >>
Источник: А.А.Гордеев. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества. 1991

Еще по теме ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОД ВЛАСТЬЮ ХАНА БАТЫЯ (1237—1254 годы):

  1. ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОСЛЕ ГИБЕЛИ ХАНА БЕРКЕ И СЛАБОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ (1266—1299 годы)
  2. БЕРКЕ —ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО РЕФОРМЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ (1254—1266 годы)
  3. ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОСЛЕ НАШЕСТВИЯ ТАМЕРЛАНА (1380—1405 годы)
  4. УХОД ДОНСКИХ КАЗАКОВ ИЗ-ПОД ВЛАСТИ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
  5. ЗОЛОТАЯ ОРДА
  6. НАШЕСТВИЕ МОНГОЛ НА РУССКИЕ ЗЕМЛИ (1237-1241 годы)
  7. ЗОЛОТАЯ ОРДА — УЛУС МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ
  8. Юго-Западная Русь и Золотая Орда.
  9. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества
  10. УЗБЕК —ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ПОЛОЖЕНИЕ В РУССКИХ КНЯЖЕСТВАХ И СОСЕДНИХ СТРАНАХ —ЛИТВЕ И ПОЛЬШЕ (1312—1341 годы)