<<
>>

Развитие схоластики в XIII в. Фома Аквинский

. Знакомство с трудами, переводами и комментариями арабских ученых не прошло бесследно; в стенах парижского университета развернулась острая борьба. Магистр парижского университета Сигер Бра-бантский вслед за Аристотелем утверждал безначальное и вечное существование мира, отрицая сотворенность мира и человека богом.
Церковь запретила преподавание не только аверроистов, но и натурфилософии Аристотеля. Сигер Брабантский был вызван в Рим и погиб в тюрьме.

Крупными схоластами ортодоксального направления были Альберт Великий (1193—1280) и Фома Аквинский (1225—1274). Альберт Великий был почитателем Аристотеля, автором многих сочинений не только богословского, но и естественно-научного характера. Фома Аквинский, известный философ средних веков, создал своеобразную энциклопедию католического богословия (Summa teologiae). В этом произведении все вопросы познания природы и общества рассматривались в ортодоксально-католическом духе. Он выработал общие принципы католического богословия, которые и по сей день церковь считает незыблемыми. Выдвигая идею гармонии веры и разума, он тем не менее подчинил науку богословию (наука-служанка богословия).

Кроме систематизации христианского вероучения, Фома Аквинский ставил вопросы, связанные с экономической жизнью того времени, стараясь примирить интересы феодалов и горожан. Он развил учение о греховности ссудного процента и о «справедливой цене». Ему принадлежит изречение, что все созданное богом совершенно, а отсюда вытекал вывод об извечности частной

349

собственности, сословной организации общества, незыблемости феодального государства. Он утверждал также приоритет церковной власти над светским государством. Философия Фомы Аквин-ского используется современным неотомизмом в борьбе с материалистическим мировоззрением.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Развитие схоластики в XIII в. Фома Аквинский:

  1. Схоластика.
  2. 11. УЧЕНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
  3. 14 Политико-правовые учения Фомы Аквинского
  4. 7. КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XII - XIII вв.
  5. Индия в XIII—XV вв.
  6. 5. ЦЕРКОВЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII - XV в.
  7. Сербское государство в XIII—XIV вв.
  8. Крит в XIV—XIII вв. до н. э.
  9. Швеция в XII—XIII вв.
  10. Китай в III —XIII вв.
  11. 2. РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ В XI - XIII вв.
  12. Босния и Хорватия в XIII—XV вв.
  13. Болгарское государство в конце XII- первой половине XIII в.
  14. Англия в XII—XIII вв.
  15. Английский парламент в XIII—XIV вв.
  16. Политическая борьба в Англии в первой половине XIII в.
  17. 3. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.
  18. Крестовые походы в XI начале XIII в.
  19. Германия во второй половине XIII в.
  20. XIII. Испания в 1934-1939 гг.