<<
>>

Обострение социальных противоречий.

В XIV в. в условиях общего хозяйственного подъема и распространения товарно-денежных отношений усиливалась эксплуатация крестьянства.

Помимо денежного чинша, феодалы взимали с крестьян разные натуральные поборы и требовали «помочей» в страдную пору.

Особенно тяжелым было положение крестьян в церковных владениях, занимавших в Чехии более 1/3 всей обрабатываемой земли. Помимо обычных феодальных повинностей, крестьян облагали особыми церковными поборами. В то же время увеличивался государственный налог — «общая берна», — ложившийся всей тяжестью на плечи крестьян и городского населения. Кроме того, крестьян заставляли выполнять государственные натуральные повинности: строить и ремонтировать дороги и мосты, работать на строительстве крепостей. Крестьян лишили всякой правовой защиты: в 1402 г. земский суд принял решение, запрещавшее зависимым людям жаловаться на своего господина. Ограничивалось право крестьянского ухода. Для этого нужно было получить особую грамоту от господина.

Не лучше было положение и основной массы городского населения — поденщиков, подмастерьев, разорившихся мастеров и многочисленной городской бедноты, которые подвергались жестокой эксплуатации со стороны городской (в значительной части онемеченной) верхушки и были бесправными.

На городское население, как и на крестьян, ложилось бремя государственных и церковных поборов.

В деревне и городе развертывались антифеодальные движения, которые в условиях того времени обычно приобретали форму народных ересей. В конце XIV — начале XV в. развернулось еретическое движение в Южной Чехии, направленное против феодальных повинностей и церковных поборов. В городах происходили антипатрицианские выступления, подмастерья и чернорабочие боролись также против мастеров и других нанимателей.

Оппозиция против католической церкви и чужеземного засилья.

Несмотря на острые социальные противоречия, широкие слои чешского общества от крестьян и городского плебса до дворян и верхушки городов объединились на время для общей борьбы против католической церкви и немецкого засилья.

Общую ненависть против католической церкви вызывали рост церковных богатств и увеличение церковных поборов в пользу папской курии и высшего чешского клира. За назначение на церковные должности папа взыскивал с прелатов большие взносы. Кроме огромных доходов с церковных владений, духовенство получало с населения церковную десятину и другие поборы, связанные с отправлением культа.

Все это вызывало массовый протест в стране, прежде всего среди городского населения, требовавшего дешевой церкви. Антицерковная оппозиция в условиях Чехии приобрела ярко выраженный национальный характер, так как значительная часть привилегированного духовенства рекрутировалась из немцев. Призыв провести церковную реформу и избавиться от чужеземного засилья находил широкую поддержку в среде крестьянства и

городской бедноты. Крестьяне, подвергавшиеся жестокой эксплуатации со стороны церковных и светских феодалов, связывали борьбу за церковную реформу с освобождением от феодального гнета. Городские низы придавали борьбе за реформу церкви еще более радикальный характер, требуя избавления от всякого угнетения и установления юридического и имущественного равенства.

Идея церковной реформы нашла энергичную поддержку в среде чешского дворянства и панов, жаждавших поживиться за счет секуляризации церковного землевладения. К этому стремилась и королевская власть. Таким образом, подавляющая часть чешского населения была по разным причинам заинтересована в проведении реформации и создании национальной чешской; церкви. Однако этот широкий антика топический фронт раздирался | глубокими внутренними противоречиями. Народные массы боролись не только против церковных, но и против светских феодалов, добиваясь освобождения от чрезмерных повинностей, в то время как рыцарство и паны стремились только к ликвидации привилегий духовенства и секуляризации церковного землевладения.

Оппозиция против католической церкви раньше всего возникла в среде низшего чешского духовенства и магистров Пражского университета. Ян Милич, выступавший с пламенными проповедями на чешском языке, обличал пороки католического духовенства и требовал секуляризации церковных богатств. Еще дальше в своих проповедях пошел Матвей из Янова. Он не только критиковал католическую церковь, но и Ветхий завет и призывал к переустройству церкви в духе раннего христианства.

В 1391 г. в Праге была основана Вифлиемская часовня, в которой богослужение проводилось на чешском языке, что привлекало туда массу пражского населения.

Ян Гус и гуситское движение. В начале XV в. во главе широкого оппозиционного движения против католической церкви и чужеземного засилья встал великий чешский патриот профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415). Он родился в бедной крестьянской семье в местечке Гусениц в Южной Чехии. Окончив Пражский университет, Гус стал магистром, затем деканом, а в 1409 г.-ректором этого университета. Это был первый чех-ректор. В своих проповедях в Вифлиемской часовне и лекциях в университете Ян Гус обличал безнравственность, жадность высшего духовенства, требуя коренной реформы церкви, секуляризации церковной собственности и полного подчинения церкви государству. Гус критиковал не только высшее духовенство, но и всех богачей, эксплуатировавших и угнетавших простой народ. Это создало ему широкую популярность среди крестьянства, бюргерства и городской бедноты. Ян Гус решительно выступал против продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и платы за церковные обряды. Он требовал введения

жестоких наказаний для духовных лиц, приобретавших за деньги духовный сан и допускавших порочащие их звание поступки. Гус выступал против немецкого засилья, в частности в Пражском университете, у руководства которого стояли немецкие магистры. Он требовал, чтобы чехи были хозяевами в своей стране, ратовал за развитие чешской образованности и культуры. Патриотическое движение в стране заставило короля Вацлава IV издать в 1409 г.

Кутногорский эдикт, по которому руководство Пражским университетом перешло в руки чехов.

Ян Гус перевел на чешский язык Библию, лишив клир исключительного права толковать ее верующим. Этот перевод и другие труды Гуса (в частности, его работы по чешской грамматике) заложили основы литературного чешского языка.

У Гуса были талантливые ученики и последователи, которые выдвигали еще более радикальные реформационные идеи. Крупный ученый и общественный деятель Иероним Пражский призывал народ к расправе с католическим духовенством. Он отвергал иконы, мощи и все католические обряды. Другой проповедник — Николай из Дрездена, по происхождению немец, требовал полной свободы проповеди и лишения духовенства мирских благ.

Папа обвинил Гуса в ереси и потребовал его выдачи и наказания. Король Вацлав IV, заинтересованный в проведении церковной реформы и секуляризации церковной собственности в пользу государства, ограничился только временным удалением Гуса из Праги.

В 1414 г. Гуса вызвали на Констанцский собор. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую потом предательски нарушил. На пути в Констанц Гуса повсюду приветствовали массы населения, как признанного проповедника-реформатора. Но на соборе его не стали выслушивать, а потребовали отречься от своих «еретических заблуждений». 6 июля 1415 г. по приговору собора Гуса сожгли на костре в городе Констанце. Такая же участь вскоре постигла и Иероним а Пражского.

Начало гуситских войн. В ответ на расправу над Гусом и Иеронимом Пражским по всей Чехии начались массовые народные выступления. Чешские дворяне направили протест Констанц-скому собору. Крестьяне и городское население нападали на церкви, изгоняли духовенство, уничтожали предметы культа, захватывали церковные земли. Народные проповедники давали учению Гуса радикальное революционное толкование. Огромные толпы людей шли слушать проповеди на чешском языке. На горе Фавор (Табор) собралось 42 тыс. крестьян. Летом 1419 г. началась открытая вооруженная борьба между гуситами и католиками. В Праге вспыхнуло восстание плебейских масс- во главе со священником Яном Желивским. Восставшие захватили ратушу и выбросили из ее окон бургомистра с его советниками. Восстания охватили Пльзень и другие города. Но в некоторых

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Обострение социальных противоречий.:

  1. Обострение социальных противоречий.
  2. 1. Обострение социальных противоречий и народные восстания в I в.
  3. Усиление социальных противоречий и обострение классовой борьбы.
  4. 4.Обострение социально-политических противоречий и народная война в конце III в. до н. э.
  5. 3. Обострение социальных противоречий. Восстание рабов и бедняков. Египет под властью гиксосов
  6. Обострение франко-русских противоречий. Вторжение Наполеона в Россию.
  7. Обострение социально-политической борьбы в Афинах
  8. § 3. Социальные процессы, противоречия и конфликты
  9. Противоречия социальные
  10. ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ
  11. 1. Социальная сфера: содержание, проблемы и противоречия
  12. § 4. Тенденции и противоречия социально-экономической жизни во второй половине 1960 - начале 1980-х г.
  13. Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами