<<
>>

Обособление языка Культуры

отмечается на протяжении почти всей ее истории. Обнаруживается ясное стремление высокой Культуры замкнуться в социально ограниченном кругу и выражать себя на особом языке, доступном этому кругу, но непонятном остальным.

Самый близкий к нам по времени пример - использование французского языка дворянским обществом пушкинской поры. Пример, однако, наиболее показательный и значительный - латинский язык и его роль в европейской культуре вплоть до конца прошлого века. Перед рубежом новой эры обнаруживаются признаки усугубляющегося расхождения между живым латинским языком как средством общения римского населения и тем же языком, остановившимся в своем развитии, приуроченным к определенным литературным жанрам и обслуживающим государственную документацию, право и культы. Уже Цицерон говорил, что он пользуется одним латинским языком в суде или сенате и совсем другим у себя дома. Дальнейшее развитие народного латинского языка привело к образованию отдельных романских языков (французского, итальянского, испанского и др.), долго существовавших в виде различных диалектов, но над этим пестрым многообразием местных и повседневных средств общения от Лиссабона до Кракова и от Стокгольма до Сицилии царил единый и неизменный грамматически упорядоченный, искусственно восстановленный и тщательно охраняемый латинский язык, ценный в глазах носителей его - юристов и священников, врачей и философов, естествоиспытателей и сту-дентов - именно тем, что в своей отвлеченности от всего местного, частного, непосредственно жизненного он наиболее полно соответст-вовал величию и характеру Культуры. Такая логика была чрезвычайно распространена и действовала далеко за пределами приведенных при-меров. Говорят, что Николай I однажды спросил своего министра просвещения С.С. Уварова, зачем нужна в русском языке буква ять. «А для того, Ваше Величество, - отвечал министр, - чтобы отличать грамотных от безграмотных».

<< | >>
Источник: Под ред. С.Д. Серебряного. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. И Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного . М.: Российск, гос. гуманит. ун-т,1998.429 с.. 1998

Еще по теме Обособление языка Культуры:

  1. 2. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. РАЗЛИЧИЕ В ФУНКЦИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫБОР ЯЗЫКА: ЯЗЫКОВОЙ СДВИГ И СОХРАНЕНИЕ ЯЗЫКА
  3. Глава 4КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫБОР ЯЗЫКА: ЯЗЫКОВОЙ СДВИГ И СОХРАНЕНИЕ ЯЗЫКА
  4. Статья 384. Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации Статья 385. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
  5. ВЫБОР ЯЗЫКА
  6. Обособленность производителей
  7. Обособленные подразделения
  8. Нюансы обособленности
  9. 55. ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
  10. 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  11. Происхождения языка и мышления.
  12. 2.3.5.1. Порядок уплаты налога по обособленным подразделениям организации
  13. Формирование смешанного языка
  14. Расходы обособленных подразделений