<<
>>

Мюнстерская коммуна.

Разгром Крестьянской войны повлиял на еретическое движение в Германии. Среди анабаптистов распространялись идеи «мирного переворота» и пассивного ожидания «второго пришествия Христа».
Но часть анабаптистских сект продолжала призывать к насильственным действиям, чтобы очистить мир от «неверных» и приблизить наступление «царства божия» на земле.

Наиболее широкое движение анабаптистов распространилось в городах Северо-Западной Германии, имевших тесные связи с Нидерландами. Сюда устремились анабаптистские проповедники из нидерландских городов, надеясь в условиях относительной религиозной свободы, вызванной Реформацией, создать оплот своего движения. Особенно большой успех имела деятельность Яна Ма-тиса, булочника из Гарлема, и его ученика Иоанна Лейденского,

418

обосновавшихся в городе Мюнстере. Анабаптисты, сплоченные своей сектантской организацией, возглавили борьбу против сеньора города — епископа и, получив в феврале 1534 г. большинство в городском совете, стали у власти. В течение 14 месяцев в условиях непрекращавшейся войны с епископом и помогавшими ему князьями анабаптисты возглавляли Мюнстерскую коммуну.

В Мюнстере, который был объявлен «Новым Иерусалимом», анабаптисты ввели христианско-уравнительные порядки. Средства производства по-прежнему оставались в частной собственности, но значительная часть предметов потребления подлежала уравнительному распределению. Должностные лица коммуны — диаконы — учитывали имущество и отбирали излишки для оказания помощи бедным. Устраивались общие трапезы. Деньги были упразднены, и обмен совершался в натуральной форме. Золото, серебро и другие драгоценности были конфискованы. В условиях осады города эти меры имели положительное значение, позволяя мобилизовать все средства на организацию обороны. Этой же задаче служило политическое устройство, созданное по библейскому образцу. Стоявший во главе коммуны Иоанн Бокельсон (Лейденский) обладал неограниченными диктаторскими полномочиями.

Мюнстерская коммуна осталась изолированной от внешнего мира. Попытки оказать ей помощь со стороны анабаптистов других городов подавлялись местными феодалами. После тяжелой героической обороны в июне 1535 г. Мюнстер пал. Многие анабаптисты, не желая сдаваться, кончали жизнь самоубийством: бросались в огонь или на пики противников. Оставшихся в живых, в том числе и Иоанна Лейденского, по повелению епископа подвергли жестоким пыткам и предали мучительной казни.

Мюнстерская коммуна продемонстрировала несгибаемую волю плебейских масс в борьбе с угнетателями за лучшее будущее.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Мюнстерская коммуна.:

  1. 68. ПАРИЖСКАЯ КОММУНА
  2. 3.1.ИДЕОЛОГИЯ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
  3. 3.6.ПОСЛЕДНИЕ АКТЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
  4. РОЖДЕНИЕ КОММУНЫ
  5. Вопрос 44. Вторая республика. Парижская коммуна
  6. 3.2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  7. 3.4.БОРЬБА С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ОППОНЕНТАМИ
  8. Развитие городского ремесла и торговли усиливало позиции торгово-ремесленных кругов — пополанов.
  9. Коммунальные революции.
  10. Города-государства.
  11. 3.5.ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ
  12. 3.5. ТЕРМИДОР (1794-1799 гг.)
  13. Политическая борьба в городах Ломбардии и Средней Италии.
  14. ИТАЛИЯ В XI—XV вв.
  15. Города и сеньоры.
  16. 19.1. Понятие политической коммуникации
  17. § 1. Коммуникация: понятие и виды
  18. 3.3.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА