<<
>>

Крестьянская литература.

Во второй половине XIV в. в Англии появились крупнейшие литературные произведения, в которых английский язык выступал в качестве национального литературного языка.

Большой интерес представляла появившаяся в XIV в.

поэма Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре». Поэма носила аллегорический характер. Она написана в форме видений и снов, но в то же время широкая картина общественной жизни, которая дается в поэме, сочувствие угнетенным массам придавали ей глубокое социальное звучание. Действующие лица поэмы взяты из повседневной жизни Англии XIV в. Идея социальной справедливости, поставленная автором поэмы, немало способствовала воспитанию сознания народных масс Англии.

Изобразительное искусство в XI—XIII вв. Влияние церкви, пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. И не только потому, что церковь была главным заказчиком художественных произведений, а потому, что средневековое искусство формировалось под воздействием религиозного миропонимания.

Оно было в руках церкви могучим средством влияния на массы в силу? его доступности для всех — и для неграмотных, и для людей, говорящих на разных наречиях. Формула «Искусство — библия для неграмотных» сохраняла значение на протяжении всего средневековья. Главной задачей художника было воплощение божественного начала. Из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это — очищающий душу огонь. С необычайной яркостью средневековые художники изобразили картины страданий и бедствий. Но необходимо иметь в виду, что скульптуру и живопись средневековых храмов нельзя рассматривать только как воплощение церковных доктрин. Обращаясь на языке искусства к широкому кругу зрителей, церковь должна была считаться с их представлениями и вкусами, т.е.
искусство должно было быть доступным. Церковь выступала в качестве идейного руководителя, а создавали все произведения простые ремесленники. Поэтому народное творчество вплеталось в декоративное убранство храмов, и иногда здесь появлялись изображения, чуждые христианству (жонглеры, охотники, звери, чудовища).

За время с XI по XIII в. в Западной Европе сменилось два основных архитектурных стиля — романский и готический. Романские монастырские церкви Европы очень разнообразны по своему устройству и украшению. Но все они сохраняют единый архитектурный стиль: толстые стены, небольшая световая площадь, узкие проемы вместо окон, полуциркульная арка, такой же формы своды, массивные колонны, глубоко скрытая крипта — подвальное помещение. Церковь напоминала крепость, что было естественно для бурного, тревожного времени раннего средневековья.

Готический стиль в архитектуре связан с развитием средневековых городов. Основными типами городских построек были кафедральные соборы и ратуши, те и другие находились на центральной городской площади. Основная масса готических соборов возводилась в конце XII—XIII в.

Готические соборы в средние века были не только местом богослужения; здесь читались университетские лекции (Нотр-Дам в Париже), происходили диспуты на различные темы; перед собором разыгрывались театрализованные представления. Готические соборы — грандиозные сооружения большой высоты; для достижения такой высоты (до 150 метров) при сохранении легких колонн, резных стен и огромных окон использовалось техническое достижение в строительном деле: новая конструкция свода и применение опорных ребер (контрфорсов), укрепляющих своды. Гладкая поверхность стен скрывалась под кружевом каменной резьбы со множеством скульптурных изображений; для живописи использовались огромные окна (несколько метров высоты). Изображения на окнах, так называемые витражи, представляли собой мозаику из цветного стекла. На них обычно изображались сцены из священного писания, городской жизни, рыцарские турниры, эпизоды из истории страны.

Готический собор возводился не одним поколением людей, постройка затягивалась иногда на столетие.

Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле (Франция), Вормсе и Майнце (Германия). Лучшими памятниками готического искусства являются собор Парижской богоматери, Реймский, Шартрский (Франция); Лондонское Вестминстерское аббатство и собор в Линкольне (Англия); Миланский собор (Италия). Из гражданских зданий — городская ратуша в Брюсселе, дом Жана Кера в Бурже, королевский замок в Амбуазе (Франция).

Период готики был временем растущего спроса на книгу, порожденного созданием нецерковных школ, возникновением университетов, распространением образованности среди мирян. В XIII—XIV вв. появились большие городские скриптории, успешно конкурировавшие с монастырскими. Наряду с религиоз-

356

ными книгами (псалтыри и часословы) возросло количество светских книг: романов, исторических хроник, басен и других.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Крестьянская литература.:

  1. Крестьянские волнения.
  2. Крестьянская реформа.
  3. Крестьянские восстания в Польше.
  4. Крестьянский вопрос.
  5. 49. Крестьянская реформа 1861 г
  6. 1. КАНУН КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ
  7. Крестьянские восстания в первой половине XVII в.
  8. Крестьянская война в Германии.
  9. Причины поражения Крестьянской войны.
  10. 7. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 7 (1524–1526 ГГ.)
  11. Крестьянская война и падение династии Суй
  12. Крестьянская война в Средней Германии
  13. Начало Великой Крестьянской войны.
  14. Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов, товариществ.
  15. 2.4.5. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства
  16. Крестьянская война тайпинов