<<
>>

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Крестовые походы — это военно-колонизационное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья, продолжавшееся в течение почти двух столетий (1096- 1270) под знаком борьбы христианства с исламом за «святые места».

Предпосылки крестовых походов. Причины массовой экспансии западноевропейских феодалов в страны Востока скрывались в глубоких социально-экономических и политических изменениях, происшедших в этих далеких друг от друга регионах на рубеже раннего и классического средневековья.

В связи с развитием торговли, вследствие бурного подъема городов возросли потребности феодалов, которые они уже не могли удовлятворить путем повышения повинностей феодально зависимого крестьянства, а искали внешних, более «доходных» источников наживы. В то же время в Западной Европе появилось много «избыточного» рыцарства. Количество военных ленов было ограничено, и младшие сыновья рыцарей, не получив земельного наследства, вынуждены были искать средства для подобающей их сословию жизни на службе или в грабительских войнах.

Именно такое рыцарство и составило крестоносное воинство.

Чем же привлекал Восток западноевропейских феодалов? В те времена страны Ближнего Востока превосходили Западную Европу по уровню развития материальной и духовной культуры. С Востока и из Византии привозили в Европу дорогие товары, предметы роскоши. Побывавшие в «святых местах» пилигримы рассказывали о сказочных богатствах восточных стран, их городов. В воображении европейцев Восток представлялся земным раем. Завладеть его богатствами стало затаенной мечтой жаждавших добычи рыцарей и феодалов.

Сложившаяся в конце XI в. на Ближнем Востоке обстановка вполне благоприятствовала осуществлению этих захватнических планов. Турки-сельджуки, завладев в 1055 г. Багдадом и разгромив византийское войско в битве при Манцикерте в 1071 г., захватили почти всю Малую Азию, а также Сирию и Палестину с Иерусалимом, где находились главные христианские святыни.

Это до некоторой степени затруднило посещение паломниками «святых мест» и дало духовенству повод призывать к походу для освобождения «гроба господня» от «неверных». Успеху этой проповеди способствовало обращение за помощью, исходившее от Византии.

Никогда еще Византия не находилась в столь отчаянном положении, как в конце XI в. Турки-сельджуки продвинулись почти до самых проливов и сделали своей столицей город Никею, отстоящую от Константинополя не более чем на 100 км. Южноитальянские норманны вторглись на Балканы, захватили Эпир и Дирахий, разорили Македонию и Фессалию. Правда, императору Алексею I удалось их оттуда вытеснить. Но с севера подступили к Константинополю печенеги с половцами. Турецкий эмир Чаха договорился с ними о совместном наступлении на Константинополь. Это заставило византийского императора Алексея I просить военной помощи у папы и западноевропейских королей. Обращение восточных христиан послужило удобным поводом для реализации плана давно уже затевавшегося крестового похода.

Цели и участники крестовых походов. Крестоносное движение охватило первоначально не только феодалов, но и широкие слои населения. В нем участвовали массы крестьян, а также купечество североитальянских городов-республик. Вдохновителем и духовным вождем крестоносцев являлось католическое духовенство во главе с папой.

Естественно, что побудительные мотивы и цели каждой из этих социальных групп феодального общества были разными, хотя их всех объединял один лозунг — освобождение христианских святынь. Для крупных феодалов и рыцарства главным мотивом была нажива, захват земель и богатой добычи. Крупные сеньоры стремились создать на Востоке самостоятельные княжества, а участвовавшие в походах монархи западных государств — колониальные владения. Многочисленное рыцарство надеялось получить в завоеванных странах земельные лены. Духовенство ожидало доходных церковных должностей и богатых приходов. Папство, выступая в роли единого руководителя, преследовало цель укрепить свое верховенство не только над католической церковью, но и над всеми западными государствами, а также распространить влияние римского престола в странах недавно обособившегося восточного православия.

Уже папа Григорий VII планировал поход для отвоевания «святых мест» и предполагал на этой основе объединить православие с католицизмом. Папство надеялось также на успех католической миссии в мусульманских странах. Немаловажную роль играли и фискальные соображения — пополнить папскую казну за счет богатых церковных пребенд на Востоке.

Для массы крестьян, страдавших от феодального гнета у себя на родине, уход «за море» в далекие страны давал надежду обрести свободу, избавиться от эксплуатации, может быть, и разбогатеть. Эти надежды оказались тщетными, и последующие крестовые походы уже не вызывали среди бедноты прежнего энтузиазма. Они стали чисто завоевательными предприятиями феодалов и королей отдельных государств. Потеряли свое прежнее значение и религиозные мотивы походов, выродившихся в обычные грабительские экспедиции. —

В крестовых походах активно участвовали крупные североитальянские города-республики — Венеция, Генуя, Пиза и др., которые стремились укрепить свои позиции в торговле с Востоком, захватить базы и создать колонии в Восточном Средиземноморье.

Первый крестовый поход. В 1095 г. на церковном соборе в Клер-моне (Франция) папа Урбан II призвал всех королей, сеньоров, рыцарей и простой народ взяться за оружие и отвоевать «гроб господень» от «неверных». Обещая участникам похода «спасение их душ», папа вместе с тем посулил большие материальные блага:

«те, кто здесь горестны и бедны, будут там радостны и богаты». Этот призыв нашел широкий отклик. Многие из слушавших речь Урбана II сразу же дали обет отправиться в поход и в знак этого нашивали на свою одежду кресты (поэтому участников походов называли крестоносцами).

Чтобы поднять в крестовый поход массы населения, церковь предоставила крестоносцам значительные льготы — освобождение от уплаты долгов и охрану оставленного имущества. Крестоносцы были поставлены под особое покровительство церкви.

Первыми собрались в поход многочисленные толпы крестьян и бедноты из Франции и западной Германии, руководимые монахом Петром Пустынником из Амьена и обедневшим рыцарем Вальтером Голяком.

В спешке крестьяне за бесценок продавали свое имущество и покупали по дорогой цене необходимые для похода предметы. Отправлялись нередко всей семьей с малыми детьми. По пути толпа обрастала разными деклассированными и разбойными элементами. Крестоносцы нападали на окрестных жителей, устраивали в городах еврейские погромы. До Константинополя добралось не более половины крестьянского ополчения (около 40 тыс.), остальные погибли в грабительских схватках или умерли от голода и болезней.

Византийский император Алексей I, видевший бессмысленность похода неорганизованной толпы, пытался задержать крестьян до прихода рыцарей, но, чтобы избежать начинавшихся уже грабежей и эксцессов, приказал переправить ополченцев через пролив. При первой же стычке с турками на пути к Никее толпа была почти полностью истреблена. Остатки, всего около тысячи человек вместе с Петром Пустынником, бежали к Босфору и были переправлены в Константинополь.

Осенью 1096 г. в Константинополь начали прибывать рыцарские ополчения. Они были хорошо снаряжены. Средства для этого рыцари получили от продажи и заклада части своих владений. Раньше всех отправились в поход лотарингские рыцари во главе с герцогом Готфридом Бульонским. Они шли по «пути пилигримов» вдоль Дуная на Балканы, по которому прошло и крестьянское ополчение. Затем двинулось ополчение рыцарей Северной и Средней Франции, которое возглавили герцог нормандский Роберт и другие крупные французские сеньоры. Южноитальянские норманны под предводительством герцога Боэмунда Тарентского, непримиримого врага Византии, двинулись через Эпир и Балканы. Южнофранцузские рыцари во главе с Раймундом Тулузским направились к Константинополю сухопутным путем. В этом ополчении находился и папский легат, курировавший все крестоносное войско. Продвижение рыцарских ополчений по Балканскому полуострову, как и поход бедноты, сопровождалось повальными грабежами. Был ограблен и сожжен византийский город Пелагония. Император был вынужден принять меры предосторожности и расставить охрану по пути следования крестоносцев. По прибытии отдельных ополчений в Константинополь они сразу же переправлялись через Босфор. При этом Алексей I с помощью подкупа, посулов и угроз добился у их руководителей вассальной клятвы и обещаний, что освобожденные от турок земли, принадлежавшие ранее Византии, будут ей возвращены. В конце весны 1097 г. рыцари двинулись в Малую Азию, и вскоре был освобожден г. Никея. Его небольшой отряд сдался византийцам. Больше Византия ничего не добилась от крестоносцев.

Начался тяжелый утомительный поход по выжженной солнцем и опустошенной турками безводной стране. Легкая турецкая конница постоянно нападала на крестоносцев с флангов и из засад. В начале 1098 г. северофранцузские рыцари захватили в Северной Месопотамии город Эдессу. Здесь было основано первое крестоносное государство — графство Эдесское, доставшееся Балдуину Фландрскому. Главные силы крестоносцев осадили хорошо укрепленный город Антиохию. Но овладеть им удалось только благодаря измене одного из начальников фортов. Крестоносцы устроили дикую расправу над мусульманским населением захваченного города. Начались распри из-за богатого города. Византия заявляла свои вполне законные притязания. В конце концов город достался Боэмунду Тарентскому, который стал князем Антиохийским. Это окончательно поссорило Византию с крестоносцами. Византийские войска, пользуясь ослаблением турок и распрями в среде крестоносцев, завладели рядом областей в Малой Азии.

Занятые устройством своих дел в захваченных областях, предводители крестоносцев, казалось, забыли о главной цели похода — «святых местах». Это вызвало ропот в массе крестоносцев, и руководители ополчений начали в 1099 г. поход в Палестину на Иерусалим. После непродолжительной осады и ожесточенного штурма город был взят. Завоеватели безжалостно истребляли мусульман, убивая без разбора мужчин, женщин и детей. Грабежи и убийства перемежались с молебствиями. Помолившись у «гроба господня», крестоносцы снова бросались на беззащитные жертвы. Все имущество перешло завоевателям, тому, кто первым его захватил.

Вскоре крестоносцы завоевали почти все восточное побережье Средиземного моря с портовыми городами — Акра, Триполи, Тир. Здесь укрепились венецианцы, генуэзцы и пизанцы, получившие богатое вознаграждение за помощь крестоносцам с моря. Первый крестовый поход завершился. Все оставшиеся в живых участники были щедро вознаграждены. Предводители ополчений стали князьями крупных владений. Бароны и рыцари получили большие лены, а духовенство — богатые церковные пребенды. Крестьянам были предоставлены наделы на сравнительно легких условиях, а некоторым даже, из-за недостатка в рыцарях, пожаловано рыцарское звание. Часть крестьян пошла в услужение к рыцарской братии. Много выиграли от похода итальянские города, укрепившиеся на восточносредиземноморском побережье и монополизировавшие левантийскую торговлю.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов— 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ:

  1. Последние крестовые походы.
  2. Крестовые походы.
  3. Значение крестовых походов.
  4. Второй и третий крестовые походы.
  5. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
  6. Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена.
  7. ГЛАВА 11 КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
  8. 12. В чем заключалась суть крестовых походов (цели, участники, результаты)?
  9. Крестовые походы в XI начале XIII в.
  10. § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  11. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.