<<
>>

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Древнейшие памятники культуры Древней Индии относятся к III—II тысячелетиям до н.э. В бассейне реки Инд существовала индская цивилизация Мо- хенджо-Даро и Хараппа. Археологические находки позволяют утверждать, что это была достаточно высоко развитая культура.

На высоком уровне находились бронзовая металлургия и ремесла. Сохранились остатки больших каменных зданий. В то время была известна письменность, однако и по сей день ученым так и не удалось расшифровать эти по-слания из далекого прошлого. Как полагают некоторые ис-следователи (Токарев С. А.), население относилось к доарий- скому или дравидическому народам.

Сохранились печати, на которых представлены изображения животных — быка, слона, тигра, носорога. Существовал культ растений. Найдены фигурки людей, скорее всего это божества. Видимо, храмов в тот период не было. Правда, сохранились остатки бассейнов во всех простых домах — весьма маленьких размеров. А в здании, которое, похоже, являлось общественным, был построен большой бассейн.

Ученые полагают, что тогда уже существовал обряд омовения, для чего и строились бассейны.

В основе религиозных воззрений древних индийцев лежал синтез культурных традиций и примитивных верований протоиндийцев (аборигенные народы — протодравиды, мун- да и др.) и ариев. Как считают многие ученые, арийское нашествие сыграло большую роль в процессе ускорения развития древнеиндийской цивилизации.

Диодор Сицилийский отмечает, что большая часть индийских земель орошается, поэтому она приносит урожай несколько раз в год. Историк отмечает большую роль, которую играли в жизни Индии многочисленные животные, в первую очередь слоны. Причем индийские слоны гораздо сильнее, чем те, что водились в Ливии. Индийцы специально готовили их для участия в военных походах. Иногда появление воинов на слонах становилось решающим в сражении.

Древнего историка поражает не только плодородная земля, но и богатство подземных ископаемых — серебра и золота, меди и железа, олова и прочих металлов, необходимых для изготовления украшений, оружия, бытовых предметов. Давая характеристику жителям Индии, Диодор пишет: «Подобным же образом обилие плодов, доставляющих пропитание людям, весьма способствует тому, что люди там отличаются рослостью и дородством. К этому следует добавить, что они сведущи в искусствах, быть может оттого, что дышат они чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду» .

Приблизительно на рубеже II—I тысячелетий до н.э. арии приходят в гангскую долину и поселяются в ней. Начинают создаваться первые государства. Одними из первых памятников культуры Древней Индии являются ведические сборники (самхиты). С X по ^—ЭД вв. до н.э. в особых жреческих школах оформляются тексты, которые стали основой ведийского канона (веда — знание). Веды содержат относящиеся к разному времени тексты гимнов, заклинаний, заговоров, молитв ариев.

Самый старинный сборник — Ригведа («Веда гимнов»). Тексты собраны в 10 разделах, мандатах. Они восхваляют богов и их деяния. Многочисленные мифы дают представление о том, как индийцы воспринимали окружающий мир. Одними из излюбленных сюжетов были сюжеты, связанные с солнцем. Древний миф рассказывает, как бог Сурья (солнце) преследует богиню Ушас (утренняя заря). Многие мифы посвящены богу Индре.

Второй сборник называется Самаведа («Веда саманов»; саман — особого рода песнопение). Практически все тексты повторяют первый сборник, за исключением 75 гимнов. Яд- журведа («Веда яджусов»; яджус — жертвенная формула) — третий сборник Вед. Известно несколько его вариантов, отличающихся друг от друга в зависимости от принадлежности к различным школам. Содержание четырех вариантов Черной Яджурведы составляют жертвенные заклинания и комментарии к ним. Белая Яджурведа состоит преимущественно из гимнов. Четвертый сборник — Атхарваведа, названный по имени жрецов атхарванов.

Старейшим в пантеоне Вед был Дьяус — бог неба, «отец богов».

Его жена — богиня земли Притхиви. Божественная пара считалась прародителями мира, богов и людей. У них родился сын — один из наиболее древних богов Индра. Он является у индоарийцев главным божеством. Громовержец, воитель, герой одного из космогонических мифов. Согласно ему, посередине вод возвышается «изначальная» гора, на ней разлегся дракон Вритру — олицетворение хаоса, он охраняет гору, потому что в ней спрятано самое ценное для жизни — солнце, воды рек, коровы. Все боятся чудовищного дракона, все, кроме Индры. В конце концов жестокая битва заканчивается его победой.

Когда ты, Индра, убил перворожденного из драконов, И перехитрил хитрости хитрецов, И породил солнце, небо и утреннюю зарю, Тогда уже ты в самом деле не находил противника. Индра убил Вритру, самого страшного врага, бесплечего, Дубиной — великим оружием... Дракон лежит, прильнув к земле .

Индра совершил еще немало подвигов, важным среди которых было отделение земли от неба. Ему принадлежит заслуга возвращения солнца на небо. Индра установил космический порядок, чтобы Вселенная существовала вечно. У Индры есть постоянные спутники — ветры Маруты, сыновья бога грозы и бури Рудры.

Правда, первоначально роль главного божества отводилась богу Варуне. Но даже после того как его потеснил Ин- дра, Варуна продолжает занимать важнейшее место в пантеоне. Он — хранитель порядка (рита), зорко следит, чтобы нарушители закона понесли заслуженное наказание. Кроме того, Варуна является богом космического океана, из которого рождается Вселенная. Варуна не лишен милосердия, ибо он справедлив.

Соблюдая обеты Адити,

Да будем мы безгрешны перед Варуной, \

Который способен простить даже совершившего грех! .

Древние индийцы особо почитали солнце. Сразу несколько богов являются его олицетворением: Сурья — просто солнце; Савитри — восстановитель, оживитель; Пушан — солнечный жар, хранитель скота, покровитель людей. Одна из немногих богинь — Ушас. Некоторые боги тесно связаны с культовой практикой.

Агни — бог огня. В более чем 200 гимнах Ригведы воспевается молодой бог, покровитель семьи, дома, здорового потомства. В некоторых ситуациях Агни выступал в роли посредника между людьми и богами. Сома — бог священного опьяняющего напитка. Кроме богов, почитались предки — питрис, питары. В арийском пантеоне были еще полубоги. Апсары соблазняли людей, богов, особенно отшельников и аскетов.

Атхарваведы содержали также тексты различных заговоров. «Заговор против ран и переломов» (Атхарваведа IV, 12), «Заговор на приобретение любви женщины» (Атхарва- веда VI, 8), «Заговор на рост ячменя» (Атхарваведа VI, 142). К примеру, в «Заговоре против червей» (Атхарваведа II, 32) текст направлен против червей, которые гнездятся в теле коровы. Черви предстают в образе страшного и беспощадного врага, у которого четыре злобных глаза, острые рога.

«Я ломаю тебе рога Ими ты пронзаешь. Я разрываю тебе мешочек Он у тебя вместилище яда»'.

Жертвоприношения рассматриваются как важнейшая часть общения людей с богами. Приношение даров носило «взаимовыгодный» характер: «Вот масло, где же твои дары?» На этом этапе формируется важнейший принцип отношений с богами — в точности соблюдать все оговоренные правила приношения жертвы. Необходимо следить, чтобы все заклинания произносились правильно, в этом случае боги не смогут отказать человеку в его просьбе .

В ведической религии центральное место отведено жертвоприношениям, боги по большей части олицетворяют явления природы, одно и то же природное явление могут олицетворять разные боги, преобладают божества мужского пола. Следует также отметить, что практически отсутствует всякое упоминание о храмах, святилищах или жрецах. Спустя определенное время большинство ведических богов заменили другие божества.

В поздней части Ригведы говорится о сотворении мира из тела великана Пуруши. Он был убит, а части его тела пошли на создание видимого мира. Однако у древних индийцев существуют и другие мифы о сотворении мира. Согласно одному из них, вначале не было ничего. Из первозданного хаоса родились воды. Они породили огонь. Тепло зародило в водах Золотое Яйцо, которое плавало там около года. Потом из этого Яйца возник Прародитель Брахма. Сначала, оглянувшись вокруг, Брахма ощутил страх. Увидев, что он совершенно один, Прародитель задумался, как ему сотворить потомство. И только силою мысли он сотворил 6 сыновей, 6 великих Владык. Седьмым сыном был Дакша. В отличие от своих братьев, он вышел из большого пальца на правой ноге Брахмы. Из пальца на левой ноге вышла дочь — Вири- ни (Ночь). Она стала женой Дакши. Дальше идет подробный рассказ о жизни богов. Интересно для этого мифа следующее. Рассказывая о великих подвигах сыновей и внуков Прародителя Брахмы, миф отмечает, что «... всех превзошел славой младший из сыновей Адити, Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства»1.

Древним индийцам также был знаком миф о потопе. Вполне вероятно, что на его возникновение оказал влияние месопотамский миф. Первочеловеку Ману принесли воду для омовения, и в руки ему попала рыба. Она заговорили человеческим голосом, предупреждая о грозящей опасности. Ману должен помочь ей вырасти, а потом отпустить на волю. В нужный момент она придет ему на помощь. Так и случилосьг В означенный срок Ману приготовил корабль и стал ждать обещанной помощи. Когда начался потоп, приплыла рыба и отвела корабль к Северной горе. «Рыба сказала: «Я спасла тебя. Теперь привяжи корабль к дереву; а когда будешь на горе, смотри, чтобы не смыло водою. Лишь только вода начнет спадать, и ты сходи вслед за нею». И вот шаг за шагом Ману сошел вниз... Тем временем потоп унес с собой все живое, и Ману остался на земле один» .

В начале I тысячелетия до н.э. происходят серьезные изменения. Племена арийцев основали на берегах Инда и Ганга ряд раннерабовладельческих государств. Обострились социальные противоречия между завоевател5ши и коренным населением. Среди самих завоевателей не было единства.

Арии принесли с собой свои обычаи и своих богов. Синтез прежних верований и новых вызывает целый ряд значи-тельных перемен. Теперь на первый план выходит магия. Успех посредничества между людьми и богами стал зависеть от святости жреца, проводящего церемонию жертвоприношения. Святость определялась тем, насколько точно жрец соблюдал все предписания аскезы. Возникает культ тапаса (аскезы). Аскетам приписывалась невиданная сила. Чем старательнее соблюдалась аскеза, тем большей силой обладал аскет-тапасья.

Аскеза рассматривается и в качестве силы, способной поколебать троны богов. Видоизменяется практика жертвоприношения. Богам больше не приносят кровавые жертвы, жертвоприношения принимают символический характер. Заменен даже обряд возлияния сомы. Эквивалентом священного напитка стала горстка вареного риса, куда капали масло и топленое молоко.

В пантеон включаются новые боги, как полагают уче-ные, скорее всего, неарийского происхождения. Характерной особенностью является то, что среди них значительное место занимают богини. Они могут быть добрыми или злыми. Новые боги носят абстрактно-отвлеченный характер. Бог Вена, из которого все возникает, все погружается. Божества Кала (время), Кама (любовь, сексуальная практика), Скамбха (жизнь). В поздневедический период среди этих божеств-понятий на первое место выдвигается Брахман (Брахман-Абсолют, Брахман-жертва, Брахман-магия и символика обряда)1.

Прежние боги, которые были олицетворением сил природы, уходят на второй план, а потом и вовсе предаются заб-вению. Их место занимают новые, как правило, боги кастовые. Главным божеством становится Брахма.

Брахманизм — система религиозных взглядов и культовой практики, являющаяся прямым наследием ведической религии. Главные божества брахманизма — Брахман, Атман, Тот, Пуруша. Брахманоспати — олицетворение молитвы, которое упоминается в Ведах. В брахманский период она превращается «в верховного бога Вселенной. Молитва, связанная с принесением жертвы, культовые действия брахманов имеют такую огромную силу, что им подчиняется весь мир, и эта сила олицетворяется в виде бога Брахмы, который содержит в себе все»1.

Существовали четыре сословия, на которые делилось древнеиндийское общество. Иначе они назывались варны. Внутри варн имелось много различных местных замкнутых каст. Как соотносились между собой члены варн и каст — вопрос мало изученный. Достоверно то, что принадлежность к той или иной варне определялась по рождению. Многим другим древним обществам присуще деление на различные сословия, но только, пожалуй, в Древней Индии это деление сохранялось столь жестко и четко. Причина заключается в следующем. Весьма благоприятные природные условия позволяли индийцам избежать многих трудностей, которые сопутствовали жителям стран с засушливыми, малоплодородными или болотистыми землями. Недаром Диодор Сицилийский отмечает, что Индия практически никогда не знала голода. Потому-то следовало создать причину жесткой мотивации людей, которая вменяла бы им в обязанность трудиться на тех, кто выше по рождению. Деление на касты было освящено религией.

Согласно Законам Ману, сам Брахма ввел деление людей на сословия и предписал каждому в зависимости от принадлежности к той или иной варне, заниматься определенным, предначертанным ему свыше видом деятельности. Законы Ману — это сборник предписаний о долге, правила поведения в частной и общественной жизни. Составление законов приписывается мифическому прародителю людей Ману. Однако, как установлено исследователями, сборник создавался на протяжении нескольких веков в одной из брахманских школ.

Касты произошли из разных частей тела Брахмы. Каждая каста в соответствии со своим рождением, была призвана заниматься определенной деятельностью. Брахманы созданы из уст. Они изучают веды, обучают молодых брахманов священным текстам. Кроме того, в их обязанность входит совершение жертвоприношений для себя и других, получение и раздача милостыни. Брахманы — это жречество, сосредоточившее в своих руках область культа и сокровенные знания. Кшатрии созданы из рук. Они должны охранять подданных, изучать веды, раздавать милостыни, жертвоприношения. Кшатрии — воины, из этой касты происходили князья и цари. Вайшья созданы из бедер. В дополнение к изучению вед, раздаче милостыни и жертвоприношениям, они должны заниматься торговлей, ростовщичеством, земледелием. Это земледельцы, скотоводы, торговцы — свободное население. Три благородные касты назывались еще «дважды рожденные».

Шудры созданы из ног Брахмы. Их обязанность — беспрекословно служить всем трем варнам. Шудры не являлись частью общины. Вполне вероятно, что это были люди, которые полностью потеряли связь со своим родом и племенем. Если они хорошо работали, то могли получить небольшой надел земли, работа на этом участке была источником их существования. Тем не менее представители высших каст могли ото-брать все, что накопил за годы тяжелого труда шудра. Жизнь представителей четвертой касты ценилась не больше жизни кошки. За убийство шудры люди несли лишь незначительное религиозное покаяние. С другой стороны, если провинился шудра, то его наказывали не только за само преступление, но и за дерзость, которая подвигла его совершить проступок.

Тлавное занятие брахмана — изучение священных текстов Вед. В Законах закреплены четыре периода жизни брахмана. Все начинается с изучения Вед под руководством наставника. Затем следует ответственный момент в жизни брахмана: он должен жениться, воспитать детей, заниматься хозяйством. Третий период — время отшельничества в лесу, время одиночества и стремления к познанию. Завершает долгий цикл жизнь аскета, отказавшегося от собственности и живущего подаянием.

В Древней Индии существовала еще одна категория людей — неприкасаемые. Скорее всего, их происхождение связано с табу. Видимо, в давние времена возникло представление об их ритуальной нечистоте. Их положение еще хуже, чем положение шудр. Это были чандалы и швапачи, они не могли жить в селении. Их удел — постоянно кочевать. Им полагалось есть из разбитой посуды, украшения им позволялось носить только из железа. Войти в селение неприкасаемые могли только с высочайшего дозволения. Им в обязанность вменялось выносить трупы людей, у которых не было родственников. По приказу царя они могли работать палачами, умерщвлять приговоренных к казни. Одежду казненных и украшения палач имел право забрать себе.

Касты имели своего бога. Брахма — бог брахманов, Ин- дра — бог кшатриев, земледельцы почитали за своего древнего бога Рудру, которого позже отождествляли с Шивой. У щудр не было своих богов.

Рабами в Древней Индии становились не только пленники, захваченные на войне. Люди, попавшие в долговую кабалу, продавшие себя или наказанные за преступления, тоже становились рабами. По Законам Ману, существовало 7 разрядов рабов — захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, раб в силу наказания.

Брахманы вХ—^ вв. до н.э. разработали особые тексты — комментарии к текстам Вед. Пояснения и комментарии получили также название «брахманы». Жрецы-брахманы получили статус неприкосновенности, их не мог тронуть даже царь. Каждый брахман должен был свято соблюдать четыре правила: чистое брахманское происхождение, пра-вильное поведение, постоянное повышение учености, оказание помощи людям. Имелось в виду, что брахман совершал жертвоприношение, т. е. был посредником между людьми и богами. Жрецы-брахманы доминировали в обществе. Чтобы упрочить свое положение и повысить статус своего религиозного учения, брахманы тщательно разрабатывали основы брахманизма.

В последней главе Законов Ману изложено учение о переселении душ. Душа человека после смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. В зависимости от того, насколько точно при жизни исполнялись кастовые законы, зависит, куда будет перемещена душа. Даже шудра, если он свято чтил при жизни законы касты, способен после смерти стать человеком другой, более высокой касты. В брахманизме разработаны правила воздаяния за грехи. Ле- ловек, мысленно согрешивший, должен перевоплотиться в представителя низшей касты. Словесный грех наказывался перевоплощением в животное. Греховный поступок влек за собой превращение в неодушевленный предмет.

По своему духу, «по чисто кастовому характеру религия брахманизма резко отличается от ведической. Многие верования брахманизма связываются скорее с доарийскими религиозными представлениями, чем с ведической религией арийцев» .

В брахманский период большое значение приобретает религиозно-философская литература. Тексты Упанишад считаются фундаментом, на котором базируются большинство позднейших учений и религий Индии. «Упанишады являются заключительной мыслью вед и потому называются веда-анта, или окончание вед» . Согласно учению Упани- шад, вера не должна замыкаться в пределах церкви. Этого недостаточно. «Развитие Упанишад по сравнению с ведами состоит в усиленном подчеркивании монистических толкований ведийских гимнов, в перемещении центра от внешнего мира к внутреннему, в протесте против внешней обрядовости ведийской практики и в безразличии к святости вед» .

«Упанишада» означает «сидеть рядом», «слушать учителя». В обязанности учителя входило раскрытие своим ученикам тайн текста. Источником для Упанишад послужили комментарии-брахманы и араньяки (лесные книги) отшельников-аскетов. В Упанишадах разработано учение о вечном круговороте жизни и бесконечной цепи перерождений. Смерть является всего лишь необходимым элементом постоянного круговорота. После смерти душа обретает новую телесную оболочку.

Карму определяет совокупность добрых и злых дел, совершенных в течение жизни. Хорошая карма позволяет стать брахманом или князем. Средняя карма — человек возвращается к тому же положению, которое занимал до смерти. Плохая карма наказывает человека. Он становится рабом, неприкасаемым, изгоем, животным и т. д.

Индия является родиной буддизма, он возник в I тысячелетии до н.э. В середине VI в. до н.э. в индийском обществе возникает острый социально-экономический и культурный кризис. На территории Индии в \Т—Ш вв. до н.э. существовало большое количество небольших государств. Племенные республики и монархии вели между собой непрерывные войны. Военные столкновения, постоянная борьба за чужую территорию ослабляли враждующие стороны. В конечном счете это и привело к тому, что большинство из них были поглощены двумя большими государствами — Магад- ха и Кошала.

Время возникновения буддизма (VI—УВБ.ДО Н.Э.) характеризуется также острой борьбой между всеми слоями об-щества в североиндийских княжествах. Противоречия между богатством и бедностью, высшими и низшими кастами, борьба за власть между князьями, брахманами и кшатриями, стремление к власти возникших военных династий нарушили незыблемость устоявшихся традиций.

Все небрахманы оказались в положении людей второстепенных, в то время как в руках брахманов сосредоточилась «вся мудрость жизни». Людям, которые не принадлежали к брахманскому сословию, настоятельно нужна была своя новая религия, в которой они бы могли черпать духовную му-дрость и найти ответы на вечные вопросы бытия. Буддизм как раз и стал таким религиозным учением.

Согласно учению Будды, вся жизнь есть страдание. Жизненный путь каждого человека от рождения до смерти является страданием. Причина — страсть к жизни, удовлетворение желаний, привязанность к чему-либо и невозможность удовлетворить свои желания, поскольку все в мире преходяще и непостоянно. Прекратить страдания возможно, от-казавшись от желаний жизни и привязанностей. Буддизм не только определил причину страданий, но и показал пути выхода из него, путь достижения нирваны. Учение это получило широкое распространение не только в Индии, но и далеко за ее пределами.

Древняя Индия относится к странам с высокой культурой. Древние индийцы были хорошо знакомы с астрономией. Сохранились свидетельства того, что один древнеиндийский ученый самостоятельно пришел к выводу, что Солнце и Земля имеют свои собственные оси вращения. У индийцев была более легкая, чем клинопись или иероглифы, письменность, она основана на 50 знаках. Одной из самых важных наук индийцы почитали грамматику. Еще в Древней Индии были изобретены цифры, которые мы привыкпи называть арабскими. Однако арабы позаимствовали их у индийцев, а

уже через арабов с ними познакомились остальные народы. Индийцы также изобрели шахматы.

В Древней Индии создавались величественные здания, красивые скульптуры животных и людей. Индия всегда славилась танцами и песнями. У древних индийцев была богатая и разнообразная литература. Сохранилась книга наставлений, советов, мудрости — ее называли учебником для царе-вичей. Это сборник рассказов из 5 книг «Панчатантры». Самый первый вариант книги относится к IV в. до н.э. Каждая книга имеет свое название: «Разъединение друзей», «Приобретение друзей», «О воронах и совах», «Утрата приобретенного», «Безрассудные поступки». К древнеиндийскому эпосу относятся «Махабхарата» и «Рамаяна».

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ:

  1. Древняя Индия
  2. Древняя Индия
  3. Глава 7. Древняя Индия
  4. Древняя Индия: становление основ социальной структуры
  5. Древняя Индия: политическая система и социальная структура
  6. Глава 9 Древняя Индия: становление основ социальной структуры
  7. Глава 10 Древняя Индия: политическая система и социальная структура
  8. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  10. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  11. Индия
  12. Раздел 2 ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА
  13. РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
  14. 6. Индия и Пакистан. Какие пути развития?
  15. 1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.?
  16. Британская Индия
  17. 7.2. Индия (VII – XVIII вв.)
  18. 7.2. Индия (VII – XVIII вв.)
  19. 7.2. Индия (VII - XVIII вв.)
  20. Индия.