<<
>>

древние памятники духовной культуры

К древним памятникам духовной культуры относятся погребения. Неандертальцы хоронили своих умерших сородичей. Существует несколько версий по этому поводу,

Многие ученые считают, что неандертальцы верили в то, что у них есть душа и она продолжает существовать после смерти (А.

Бунсони, Г. Обермайер).

Другие с известной долей скептицизма относятся к подобным предположениям. По их мнению, неандертальцы верили не в душу, а в сверхъестественные свойства са-мого мертвого тела, поэтому и старались от него избавиться (М. Эберт).

Неандертальцы не понимали, что такое смерть, и про-должали заботиться о своих мертвых собратьях, как о живых (И. И. Скворцов-Степанов).

Самая практичная точка зрения: животные обычно держатся подальше от гниющих тел сородичей (кроме случаев, когда поедают падаль). Отсюда и стремление неандертальцев закопать мертвые тела.

Погребальный обряд синантропов (РИЬесап1Ьгори8 ре- ктеп818) являлся сложным и длительным процессом. Ученые предполагают, что сородичи спустя определенное время после смерти приносили тело (или только череп) в пещеру.

Мозг изымался, после его сжигали на костре. Некоторые исследователи полагают, что огонь как бы возвращал умершего к Солнцу. Череп либо хранился, либо закапывался под очаг. Согласно существующим гипотезам, таким образом покойник якобы продолжал жить небесной и земной жизнью.

Неандертальское погребение мустьерского типа (по Д. Ламберту) можно трактовать следующим образом. Тело умершего расположено в позе спящего: смерть древние люди могли рассматривать как крепкий сон, после которого возможно пробуждение. Покойник лежал по строго заданной оси восток — запад. Лицо обращено к югу, под головой — каменная подушка. В долгий путь соплеменники положили куски жареного мяса, каменные орудия, подстилку из лесного хвоща, цветы лекарственных растений.

Относительно кремниевых камней мнения специалистов расходятся: одни рассматривают их как заготовки для будущих орудий, другие полагают, что они"необходимы для высекания огня.

Помимо захоронений людей, к эпохе мустье относятся захоронения животных. В пещерах Драхенлох (Швейцария) обнаружены кости пещерного медведя, сложенные в своего рода каменные ящики. Кости не были просто брошены в ящик, их разложили в определенном порядке. Мнения ис-следователей на этот счет разделились. Это могли быть признаки тотемистических верований, охотничьей магии, культа медведя. Однако не исключено, что таким образом хранились запасы мяса. Кроме охоты и захоронений, следует отметить изготовление орудий, обустройство жилища и другую трудовую деятельность.

Примерно 40 тыс. лет назад сапиенсы начинают вытеснять своих соседей (пресапиенсов). Вскоре последние полностью исчезают с лица земли. Именно в это время, как полагают ученые, и возникают первые религиозные верования (хотя не исключено, что это произошло и раньше). Начинается период верхнего палеолита (около 40—18 тыс. лет назад).

Исследователи (например, Л. С. Васильев) отмечают две новации, характерные для сапиенса верхнего палеолита.

1. Захоронения. Пещерные сапиенсы не просто хоронили своих умерших сородичей. Сапиенсы верхнего палеолита покрывали умерших слоем охры, давали им в последний путь украшения и предметы обихода. У них уже имелись представления о загробной жизни, которая представлялась им похожей на земную. Люди верили, будто мертвые способны причинить им добро или вред.

2. В начале верхнего палеолита возникают магические изображения в пещерной живописи. Сцены охоты нарисованы для того, чтобы реальная охота оказалась удачной. Другой тип изображений, характерных для наскальной живописи, — люди-звери или же люди, одетые в звериные шкуры. Не исключено, что это говорит о вере в тесную связь, существующую между людьми и животными.

Ранняя первобытная община была коммуной. Многие исследователи полагают, что у поздних палеоантропов суще-ствовал обычай заботиться о членах своей общины.

Древние люди могли уже осознать себя, как отдельную от племени особь, атакже свою общность с другими сородичами. Рассмотрим в качестве примера захоронение, известное как Шани- дар I. Человеческие останки свидетельствуют, что умерший был очень стар: около 40 лет, что по тем временам считалось глубокой старостью. Он страдал артритом, у него сохранилась только одна рука. Совершенно очевидно, что инвалид не мог приносить свою долю добычи в сообщество. Тем не менее, несмотря на увечья, он прожил определенное время и не был убит или изгнан сородичами. Это свидетельствует о наличии определенных прав и обязанностей в первобытной общине, а также чувств и эмоций у первобытных людей. «Самой важной в раннепервобытной общине была норма поведения, обязывавшая каждого из ее членов делиться продуктами, прежде всего пищей, со всеми остальными ее членами» .

На позднемустьерской стоянке в Ла Феррасси (поздние палеоантропы) найден камень с явными признаками красных пятен. В Ле Мустье обнаружена плитка со следами красной краски. Есть предположения, что это изображения животных, а красные пятна — раны. Некоторые исследователи полагают, что найденные памятники представляют инсценировки охоты, которые со временем превратились в обряд. Другие ученые считают, что сам факт изображения ран на теле животного говорит о факте возникновения изобразительного искусства.

Около 75—35 тыс. лет назад в Евразии происходит новое четвертое (Вюрмское) оледенение. Оно сделало север Евразии непригодным для существования. Последнее эпохальное наступление льда на землю ознаменовалось еще одним событием. Это было время практически полного исчезновения неандертальцев. В конце мустье их останки еще встречаются, хотя и редко. Приблизительно 35 тыс. лет назад неандертальцы совершенно исчезли с лица земли. Теперь в Евразии стал господствовать Ното 8ар1епз.

В этот период люди обладали значительными знания - ми, которые смогли накопить, опираясь на опыт прошлого. Они хорошо знали географические особенности местности, в которой проживали, что было необходимо для того, чтобы выжить в сложных условиях и выдержать конкуренцию с соседними племенами.

Они хорошо разбирались в качестве и особенностях камней, которые приходилось обрабатывать. Требовалось не только найти подходящий камень, но выбрать тот, который больше подходит для обработки. Чем лучше исходный материал (камень), тем крепче получится сделанный предмет. От правильно подобранного материала зависели качество и срок службы изготовленного предмета. Требовались точные сведения о природных ресурсах, чтобы использовать их и защищать от врагов.

В это время люди уже умели отличать полезные и вред-ные растения. Они могли отличать растения, которые можно было в большом количестве истюльзовать для еды. Также им был уже известен секрет лекарственных трав, которые нельзя было употреблять в большом количестве, но в определенных дозах, чтобы излечиться. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что тогда умели лечить раны, переломы. В круг необходимых знаний входили сведения об окружающем животном мире. Хищников следовало опасаться. С мелкими несложно справиться в одиночку, а на крупных охотились целой группой. Не менее важно было знать места обитания других животных, которые могли оказаться необ-ходимыми для нужд племени. Мясо — для еды, шкуры об-рабатывали для одежды и т. д.

Видимо, к этому времени древние люди научились примитивным формам счета. Появляется календарь, скорее всего лунный. Известно, что Луна имела большое значение в жизни древних людей. Отсюда некоторые ученые предпо-лагают, что наши далекие предки обладали даже определенными знаниями в области астрономии. Важную роль в их представлениях играло Солнце, от его тепла зависела порой жизнь целого племени. После лунного календаря возникает солнечный. Люди постоянно видели рядом с Луной звезды, запоминали их и давали те или иные названия. В период позднего палеолита возникает религия.

Изобразительное искусство известно довольно давно, однако только им не ограничивается творчество первобытных людей. Хорошо было развито прикладное искусство. Люди знали, что такое украшения, и широко пользовались ими. Устраивали праздники с танцами, музыкой, пантомимой, песнями. Возникают поговорки, пословицы, рассказы, сказки.

Основные материалы, которыми пользовались первобытные люди для изготовления орудий труда, оружия, домашней утвари, были дерево, кости и камень. Домашнюю утварь делали из ветвей, бересты, бамбука, скорлупы. Продукты обрабатывали на огне, но по-настоящему варить их стало возможно лишь после того, как были изобретены глиняные сосуды. До этого в еду бросали раскаленные камни, чтобы согреть пищу. Одежда первобытных людей зависела от того, где они жили. Вначале появились пояс, передник, юбка. Одежда позволяла древним проявить свое творчество, ее украшали.

Одной из первых форм деятельности людей было собирательство. Сначала оно носило случайный, бессистемный характер. Первобытные существа примечали, какие из плодов являются съедобными, и собирали их. Со временем они стали замечать места, где можно собрать съедобные плоды. Потом пришло понимание времени созревания урожая, ко-торое было неодинаково для различных видов растений. Собиратели (в основном женщины) могли не только набирать плоды для каждодневной еды, но и создавать запасы, что требовало хорошей памяти, сообразительности, умения связывать разрозненные факты в единую картину.

Для охоты использовались ловушки, капканы, сети. Вырыть огромную земляную ловушку для крупного животного, чтобы обеспечить едой племя на длительный период, в одиночку было просто невозможно. Также нельзя было победить крупного хищника одному или даже двум людям. Поэтому охота на первых этапах своего существования велась коллективно, лишь потом она становится индивидуальной. Рыболовство в некоторых районах имело первостепенное значение и тоже порой требовало общих усилий.

Кроманьонцы нередко использовали для жилья пещеры, однако они уже умели строить себе жилище, защищавшее их от зимних морозов, в виде землянки или шатра. При изучении памятников духовной культуры можно сделать вывод, что главным отличием кроманьонцев от древних людей было то, что они овладели искусством рисования и скульптуры. Археологические находки, сделанные в конце XIX в., позволяют говорить о достаточно высоком уровне этих видов искусства.

Верхний палеолит принято разделять на несколько временных периодов. Поздний Мустье (65—35 тыс. лет до н.э.).

Ориньяк (Граветта) (35—25 тыс. лет до н.э.). Солютр (2520 тыс. лет до н.э.). Мадлен (20—10 тыс. лет до н.э.).

Охотники верхнего палеолита очень серьезно относились к погребениям. Классическим считается ориньякское захоронение. Дно могилы посыпано охрой. Сохранились следы богатого головного убора. Там же найдена фигурка мужчины, каменные кольца, диски из камня. Уложив покойного и сложив в могилу различные предметы, соплеменники посыпали тело охрой. Как считают исследователи, древние люди придавали большое значение охре при исполнении ритуалов.

Можно сделать предположение, что не все покойники удостаивались права ритуального погребения. Встречаются захоронения, в которых отсутствуют какие-либо дары, некоторые тела положены лицом вниз, завалены тяжелыми камнями. Встречаются и расчлененные тела. Вполне вероятно, соплеменники боялись, что покойники после смерти способны принести им вред.

Верхнепалеолитическая живопись до сих пор вызывает огромный интерес исследователей. Значение и смысл изображенного понять весьма сложно. Мы можем лишь делать предположения, что хотели передать древние люди. Одним из наиболее распространенных типов изображений верхнего палеолита являются изображения животных. Есть рисунки, где показаны сцены принесения их в жертву. Они истекают кровью. Других зверей изображали на фоне каких-то конструкций, значение которых ученым не совсем ясно. Другой темой верхнепалеолитических пещер были модели или изображения шатров или землянок. Есть предположение, что они являлись символом жилища умерших.

К этому же периоду относятся памятники, которые говорят о существовании культа мамонта. Наряду с ним сохраняется также древний культ медведя. Вполне вероятно, что какое-то время оба культа сосуществовали. Некоторые рисунки медведя носят не совсем обычный характер: его нередко изображают с головой волка, хвостом зубра, иногда под шкурой медведя находится человек.

В 1940 г. найдена пещера Ляско, названная «палеолитической Сикстинской капеллой» из-за многообразия на ее стенах живописных изображений исключительной красоты 20-ты- сячелетней давности (большинство специалистов относят их к Мадленской эпохе) . Эта пещера едва ли служила местом проживания древних людей, скорее всего, являлась святилищем. В первом ее зале на стенах представлена длинная процессия разных зверей. Они явно куда-то направляются, во главе процессии идет очень странное существо. Человеческая голова имеет два прямых рога, зад — дикого быка с хвостом оленя и слоновьими ногами, горб зубра, передние ноги лошадиные. По общему мнению исследователей, изображенное существо женского пола с признаками беременности. Особо следует указать на трехметровые размеры создания. Суще-ствует множество версий по поводу странного рисунка, но ни одна из них так и не дала ответа на его загадку.

Еще одна важная тема верхнего палеолита — изображения, женщин (рельефы, фигуры, рисунки). Женщины не отличаются ни красотой, ни грацией. Скорее наоборот, древние художники и ваятели подчеркивают основную социальную роль женщины — быть матерью, продолжательницей рода, хранительницей домашнего очага. «Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери-Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность, так изображавшаяся, была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь... Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные»

признаки. Она — вечно беременное жизнью чрево, вечно

2

кормящая своим молоком мать» .

Постепенно осваивающее хозяйство уступает место про-изводящему. Человек научился создавать пищу, а не только присваивать ее при помощи созданных им орудий. Произошел перелом в развитии материальной культуры. Он получил название неолитической, или аграрной революции. Впервые в истории человечества производящее хозяйство возникло в Передней Азии (1Х-УШ вв. до н.э.). Медные орудия заменяют каменные, наступает медн о-каменный век (энеолит, или хал колит). После идет бронзовый, который сменяется железным.

Сохранилось много различных памятников, относящихся к тому периоду. Погребальный культ стал сложнее и богаче. Вожди, князья и цари брали с собой в могилу ценности и украшения, их сопровождали убитые лошади (иногда люди), чтобы служить в мире мертвых. НЕД местом погре-бения насыпались высокие курганы, ставились памятники. Рядовых членов племени хоронили гораздо скромнее. В то время умерших часто сжигали, а не предавали земле. Видимо считалось, что вместе с огнем покойник быстрее возносится на небо. В бронзовый век люди почитали Солнце.

Относительно причин неолитической революции существует несколько версий. Исследователи продолжают задавать себе вопрос, что же послужило основной причиной того, что охотник и собиратель превратился в оседлого земледельца и пастуха-скотовода. Термин «неолитическая революция» предложен британским археологом В. Г. Чайл- дом. Профессор Эдинбургского университета, он полагал, что переход от добывающей экономики к производящей произошел после великого оледенения. В результате такого гигантсткого природного катаклизма происходит смещение на север зон обильного увлажнения. Изменившиеся условия способствовали тому, что люди стали расселяться в оазисах, где было много воды. Сами природные условия заставили их бережнее относиться к природным ресурсам, искать пути и методы к их дальнейшему воспроизводству, что привело к тому, что люди научились выращивать злаковые и бобовые.

Р. Дж. Брейдвуд утверждал, что неолитическая революция — результат углубления «культурной дифференциации» и «специализации» сообществ: теперь уже человек не стремился за источниками пищи, он стал выращивать их там, где обитал. Постепенно возникает «оседлая» цивилизация, происходит разделение труда, появляются города, государства, письменность. М. Элиаде полагает, что открытие земледелия вызывает серьезные изменения в культовой символике. Мистические взаимоотношения с миром животных заменяются отношениями с миром растений. Зерновые продукты используются при проведениии различных важных культовых мероприятий. «Религиозное творчество было побуждено не эмпирическим феноменом сельского хозяйства, но тайной рождения, смерти и возрождения, явленной в ритме жизни растений». Потому-то предметы, связанные с обработкой и хранением зерна, встречаются ранее времени доместикации растений и встречаются именно в сакральной сфере1.

Как и его предки, обезьяны, древний человек зависел от сил природы. Однако его главным отличием от животных было то, что он умел устанавливать связи между различными явлениями, которые носили скорее эмоциональный, фантастический, а не логический характер. Анализируя проблемы первобытной культуры, Л. Леви-Брюль отмечает несколько важных обстоятельств.

Для сознания первовобытного человека не существует «чисто физического факта» — в том значении, которое мы придаем этому слову, его мышление является в своей основе мистическим.

В восприятии первобытного человека объект представляет собой единое целое, не расчленяется, скажем, на тело и душу.

В восприятии первобытных людей большое значение имеют коллективные представления, на которое накладывается мистический отпечаток.

4. В мышлении первобытного человека на первый план выступают мистические свойства и отношения, которые не даны в опыте.

Для характеристики первобытного мышления Леви- Брюль вводит термин «пралогическое». Одной из важнейших черт пралогического мышления является то, что оно не боится противоречий и относится к ним с безразличием. В первобытном мышлении нет абсолютно четкого различия между субъектом и объектом. Происходящее внутри первобытного человека и вне него представляет собой не-разрывную целостность. Члены сообщества осознавали свое единство друг с другом, что выражалось в тотемизме. Первобытные люди верили, что они связаны с определенным животным или видом растений. Эта вера — основа возникновения тотемизма. Группа кровных родственников, которую можно назвать тотемной, образовывала род. Тотемизм являлся основной формой религии подобной родовой группы (рода). Как правило, она называлась по имени своего тотема (животного или растения).

Тотемизм сыграл важную роль в развитии первобытного общества. Его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека — собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу1. Со временем происходило размежевание между различными тотемными группами. Формируется трайбализм: нормы, традиции и обычаи распространяются только на жителей деревни, но не на чужаков.

Не менее важную роль сыграло табу, тесно связанное с верой в тотемы. В первую очередь запрет налагался на браки между близкими родственниками. Кроме того, существовали и другие табу. В сущности, они представляли собой комплекс правил, согласно которым жили первобытные люди. Табу распространялись на еду, жилище, нормы поведения и т. д.

Анимистические представления (вера в духов) возникают, по всей видимости, еще до появления тотемизма. Термин «анимизм» происходит от латинского ашша — душа. Основателем теории анимизма был английский исследователь Э. Б. Тайлор. Его теория состоит в следующем. Размышляя над такими явлениями, как, например, сновидения, первобытный человек приходил к выводу, что существует душа, которая может быть отделена от тела. Различные предметы и природные явления, в окружении которых жил человек, также наделялись духами, которые могли как помогать людям, так и вредить им. Другая предпосылка возникновения анимизма, по мнению Тайлора, состоит в том, что первобытный человек видел в предметах и явлениях окружающего мира нечто, похожее на себя. Дикарь полагал, что раз у него самого есть душа, значит, она должна быть и у всего остального, что окружает его.

Между анимизмом и тотемизмом существовали значительные различия. У каждого племени был свой тотем. Однако Солнце, Луна, силы и явления природы существовали для всех. Первобытный человек полагал, что все имеет душу — от молнии и грома до реки или большого дерева. Одновременно с тотемизмом и анимизмом формируется магия (от гр. шаде1а — колдовство). Первобытный человек создавал амулеты и талисманы, идолов. Нередко иметь дело с этими магическими предметами мог только колдун. Первобытные люди нередко обходились с фетишем без особых церемоний. Если, несмотря на настойчивое напоминание, фетиш не приносил желаемых результатов, его жестоко наказывали, как если бы речь шла о провинившемся живом человеке.

. В тех случаях, когда фетиш раз за разом не выполнял просьб, его просто выбрасывали и заменяли новым .

В первобытном мышлении уже формируются представления о причинно-следственной связи. Первая из них состоит в том, что причина определенного несчастья приписывается тому, что было нарушено табу. Во втором же случае несчастья, обрушившиеся на голову племени, связываются с гневом предков или кознями какого-нибудь злого колдуна. Гадания и ордалия, испытания ядом помогают определить причину несчастий. Еще одна немаловажная черта, свойственная первобытному мышлению, по мнению Леви-Брю- ля, состоит в том, что для него не существует, да и не'может существовать ничего случайного. Идеи Леви-Брюля были переосмыслены французским исследователем Клодом Леви- Строссом. Он полагал, что первобытное мышление ориентировано на опосредование противоречий, а не на их снятие.

Важную роль в первобытном мышлении играет бессознательное. «Содержания коллективного бессознательного — это результат психического функционирования ряда предков, то есть в их совокупности это природный образ мира, слитый и сконцентрированный из опыта миллионов лет» . Это символические, мифологические образы, в которых находит выражение гармония познающего субъекта с познаваемым объектом.

Из этой «матрицы опыта», полагает Юнг, произошли вся мифология, все откровения. Оттуда же выйдут новые идеи о мире и человеке. И все же бессознательное — это не откровение. Оно требует осмысления и «перевода» на язык той или иной исторической эпохи. И в том случае, если этот «перевод» состоится, произойдет великая встреча. Находящийся внутри нас исторический, всеобщий человек протянет руку человеку индивидуальному. Современный мир приобщится к древнему опыту человечества. Примерно так первобытный человек общался со своими предками-тотемами в ходе ритуальной трапезы.

В мифах часто встречается образ Луны. По мнению Юнга, она представляет собой «изменчивое переживание ночи». У первобытного человека Луна может вызывать различные переживания. Прежде всего, переживание сексуальное. Во многих мифах Луна — это жена Солнца. Автор полагает, что женщина для первобытного человека была «событием ночи», поскольку именно это время дня обычно отводилось для половых сношений. Однако Луна может быть связана и с другими образами. Ночной сон нередко нарушают злые мысли о власти и мести, рождается иная мифологическая трактовка Луны как обделенного брата Солнца, замыслившего отмщение. Кроме того, Луна способна предстать перед человеком как хранилище душ мертвых, ибо мертвые нередко навещают нас во сне, или же мысли о них тревожат нас во время бес-сонницы, и это тоже происходит ночью, когда на небе царствует Луна.

Для первобытного человека сексуальность способна представать в различных образах: это и бог плодородия, и женщина-демон, которую Юнг характеризует «по-животному сладострастной». Даже черт с козлиными ногами, даже змея, вызывающая у нас страх, могут быть поставлены в этот ряд, по мнению автора. Первобытного человека на каждом шагу подстерегала опасность, которую олицетворяли различные чудовища. Согласно Юнгу, первобытные люди жили почти бессознательно.

Первые мифы были тотемистическими. Люди обряжались в шкуры тотемных животных. Тотемистические пляски — попытка рассказать соплеменникам о жизни предков. Со временем ритуалы стали носить более развернутый характер. Соблюдался строгий порядок в танцевальных сценах, ритмах, который передавался из поколения в поколение. Теперь они превратились в связный согласованный

рассказ о жизни тотемистических предков. Большое значение имели мифы о культурных героях. На первых порах эти представления также были тесно связаны с представлениями о тотемистических предках. В дальнейшем они обретают индивидуальные черты и собственные имена. Возникает гадательная магия (мантика). Позже люди стали считать, что сверхъестественная сила может передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Такую форму религии называют эманизмом.

«Преображение человеческого вида, наступившее в середине палеолитического периода, возможно, было самым эпохальным событием человеческой истории и остается таковым вплоть до настоящего времени, ибо в тот момент Предчеловек сумел превратиться в Человека, но Человеку так и не удалось с тех пор выйти на сверхчеловеческий уровень, как бы он к тому ни стремился»1.

<< | >>
Источник: Чекалов Д. А., Кондратов В. А.. История мировой культуры. Конспект лекций. —Ростов н/Д: Феникс,2005. — 352 с. (Серия «Сессия без депрессии».). 2005

Еще по теме древние памятники духовной культуры:

  1. 3. Загадки древних памятников
  2. 6.5. Искусство как форма духовной культуры
  3. Духовная жизнь и культура «развитого социализма».
  4. 46. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ В XVI–XVIII ВВ
  5. 2. Культура Древней Индии
  6. Археологические памятники
  7. Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока.
  8. 4. Культура Древней Аравии
  9. 8. В чем проявлялась уникальность культуры древней Греции?
  10. 8. Чем отличалась культура Древнего Рима?
  11. § 12. Культура и религия Древнего мира
  12. Глава 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  13. Глава 41. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  14. Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Гре­ции и Древнего Рима.
  15. И. А. Л АПИС. Лекция 14. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  16. Глава 14. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
  17. Глава 33. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  18. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  19. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  20. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009