<<
>>

Значение социологии религиозности молодежи, установки социолога.

Роль социологов в выявлении достоверной информации о реальной ситуации в настоящее время особенно возрастает:

Сколько на самом деле у нас религиозных и нерелигиозных, псевдорелигиозных объединений?

Какова структура информационного потока, исходящего от различных, неклассифицируемых религиозных изданий?

Сколько на самом деле верующих и неверующих в России среди различных возрастных групп?

Какова истинная типология отношения молодежи к религии и какова степень ее религиозности или, напротив, арелигиозности или внерелигиозности?

Все эти вопросы и составляют проблемное поле предмета социологии религии применительно к молодежной среде.

Одновременно в этом и смысловая направленность молодежной социологии религии. Отсюда вытекают также две принципиальные установки, которыми должен руководствоваться социолог, анализирующий религиозные и секулярные процессы в молодежной среде.

Первая стратегическая, или целевая, установка: социолог с самого начала должен стремиться к тому, чтобы своими научно-методическими рекомендациями внести определенный вклад в повышение культуры государственной политики в области религиозной самоорганизации молодежи.

Каким образом практически—политическим или управленческим способом, при помощи правовых или культурно-нравственных рычагов можно добиться гармоничного сочетания принципа свободы совести и нормативно-правового контроля— регулирования информационного воздействия различных религиозных органи-заций и эффективности светского воспитания и образования?

Вторая тактическая, или инструментально-методическая, установка: социолог с самого начала должен придерживаться беспристрастной позиции, выдерживать нейтральную линию по отношению к радикальным векторам (религиозной нетерпимости и воинствующему атеизму). Это касается не только этики и корректности в интерпретации эмпирических данных и формулировании рекомендаций, но в первую очередь—теоретической позиции самого исследо-вателя.

Пожалуй, сложности возникают потому, что социология религии носит феноменологический характер, когда определяющей является концептуальная позиция самого социолога.

Занять нейтральную позицию в концептуальном плане не так-то просто,—это сложнейшая теоретическая задача, решая которую ученые—теологи и атеисты сломали немало копий.

Социолог может возразить: а что же делать мне, находящемуся на уровне средней или специальной социологической теории, которая по рукам и ногам связана эмпирическими представлениями и операционализациями? Ответ может быть только один—повышать свой теоретический уровень, достигая глубин философского понимания анализируемой реальности и открывая в них социологическую истину.

Примечания

1 См.: Гараджа В.И. Религиеведение: Учебное пособие. М., 1995.

См. Ильясов Ф.Н. Религиозное сознание и поведение// Социологические исследования. 1987. №3;Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения// Там же. 1990. №5; Вызов Л., Филатов С. Религия и политика в общественном сознании советского народа // Ре-лигия и демократия / Под общ ред. С.Б.Филатова. М., 1993; Филатов С., Воронцова Л. Как идет религиозное возрождение России? // Наука и религия. 1993. № 5, 6.

3

См.: напр. Королев А. А. Русская православная церковь и молодежь // Молодой человек в условиях кризиса. Материалы международной научно- практической конференции/ Научн. ред. и сост. В.К.Криво-рученко. М.; СПб. 1994; С кородумов А. Л. Современные внеконфесси-ональные течения // Там же.

4 См.: Гараджа В.И. Религиеведение... С.163-175. Об определении религий, социальной сущности религии и ее функциях, различных подходах к религии, см.: Митрохин Л.Н. Философия религии (опыт истолкования Марксова наследия). М., 1993; Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965; Угри- нович Л.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973; Настольная книга атеиста. М., 1985; Религия общества. Хрестоматия по социологии религии. Ч. 1-2 / Под ред. В.И.Гараджа. М., 1994; Маркс К. Экономическо- философские рукописи 1844 г.// Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956; Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.

М., 1988; Кант И. Религия в пределах только разума// Кант И. Трактаты и письма. М., 1980; Вебер М. Социология религии// Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994; Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992; Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994; Швейцер А. Христианство и мировые религии// Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993; Фромм Э. Психоанализ и религия// Фромм Э. Сумерки богов. М., 1989; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл / Ред. и сост. И.Т.Касавин. М., 1992; Ф рвзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983; Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989; Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994; Бубер М. Два образа веры. М., 1995; Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991; Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993; Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995; Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994; Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992; Т рубец ко и Е.Н. Смысл жизни. М., 1994; То и н б и А. Постижение истории. М., 1991 и др.

Гараджа В.И. Религиеведение... С.256.

Кокс X. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995. С. 36.

См.: Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.351; см. также статью Секуляризация.

Гараджа В.И. Религиеведение... С. 257; Секуляризация//Христианство. Словарь. / Под ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994. С.422.

Там же. С. 520.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 483-492.

Кокс X. Мирской град. С.40-45.

О географии религий в современном мире. см.: Настольная книга атеиста. М., 1985.

Гараджа В. И. Религиеведение... С. 284.

Там же. С.309—приведены данные по расчетам Р.Чиприано на г. Ср. плохо сосчитанные данные, взятые Н.Смелзером из Британского ежегодника за 1985 г.—СмелзерН. Социология. . 464.

Верховский Л. Во всем ли правы ученые?// Наука и религия. 95. №б. С.15. Криндач А. География буддизма//Там же. Любопытно, что данные о 700 млн буддистов приводил еще Карл Каутский в 1918 г., правда, имея в виду при втом «буддистско-брамаискую сферу культуры».

См. об етом: Сорокин П. А. Система социологии. В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 251.

В литературе различаются степень и уровень религиозности: под уровнем подразумевается доля религиозного населения. См.: Религиозность// Краткий словарь по социологии. М., 1989. С. 283—284.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 444-445.

Эон—понятие из греческой мифологии (букв.—век, вечность), характеризующее персонификацию времени. См.: Мифы народов мира: Энциклопедия. В. 2 т. Т. 2./ Гл. ред. С.А.Токарев. М., 1992. С. 663.

06 этом см.: Иконникова С.Н. Преемственность поколений как диалог культур // Интеллигенция и нравственность (социологические очерки)/ Ред. и сост. В.Т. Лисовский, Л. И. Кохавович. М., 1993.

Об втом см.: Сорокин П. А. Система социологии. Т. 2. С. 136-137.

Вебер М. Социология религии// Вебер М. Избранное: Образ общества. М... 1994. С. 166.

Сорокин П. А. Система социологии. Т. 2. С. 137, 246-255.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.413-419.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 289.

Левинтов Г. А. Инициация и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. Т.1. М., 1991. С.543-544.

Ле Гофф Ж. Цивилизация... С. 290. В качестве примера Ле Гофф отмечает там же: «. .Достаточно вспомнить о тридцатипятилетнем папе Иннокентии III, вступившем на престол в 1198 г. (даже если не считать скандально молодых пап Х в.—Иоанна XI, занявшего престол святого Петра в 931 г. в возрасте двадцати одного года, и Иоанна XII, ставшего папой в шестнадцать лет в 954 г.)».

Так, у восточных славян вплоть до XIX в. «на четвертом году жизни детей учат молиться, креститься и читать молитвы, хотя в остальном они пользуются в втом возрасте полной свободой»—Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 330.

Говоря об обрядах поста, известный английский этнограф Эдуард Бер- нетт Тайлор приводит следующий пример: «Индейский юноша, достигнув воз-мужалости, удаляется в уединенное место для поста, молитвы и размышлений. Там у него бывают видения, которые накладывают сильнейший отпечаток на всю его жизнь».—Т а и лор Э.Б. Первобытная культура. С. 485. Характерно еще одно его замечание. «Изучая религии малокультурных обществ, мы находим, что люди в них относятся к своим богам так же непосредственно и реалистически, как, например, к своим соседям». (Там же. С. 477).

Бессознательная эффективность архетипа состоит в том, что он никогда не теряет своей базовой схемы,—«первобытный образ» действует устойчиво, несмотря на многообразие представлений, порождаемых на его основе. См.: Юн г К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С.64-65, 100-103 и др.

Религиозная экзальтация собирала вокруг мальчиков-проповедников несметные толпы детей (до 20 тыс.) и гнала их в безотчетном стремлении достичь Святой Земли вопреки угрозе пасть жертвой мусульманского фанатизма. См.: Карийский Д. Крестовые походы// Христи анств о: Энциклопедический словарь. В 2 т./Гл. ред. С.С.Аве-ринцев. Т.! М., 1993. С. 841.

Юнг К. Г. Архетип и символ. С. 94.

Скородумов А.Л. Основные внеконфессиональные течения// Молодой человек в условиях кризиса/ Под ред. В. Т. Лисовского М.; СПб., 1994. С. 68-71; К липецкая Н.В. Религиозно-эзотерические учения и «саморазрушающее» по-ведение// Там же. С. 67-68; Островская Н. Мунизм в России крепчает// Известия 1995. 17 мая; Мостовщиков С. Харе Кришна. Самое сокровенное знание о кришнаитах в России // Там же. 1995. 8 июня.

Мартин Уолтер. Царство культов. СПб., 1992; Гарольд Дж. Берри. Во что они верят. М., 1994.

Христианство. Словарь. С. 94-98; См.: Политология: Энциклопедический словарь/ Общ. ред. Ю.И.Аверьянов. М., 1993. С.393-395.

Наука и религия. 1993. №6. С. 14-15; 1990, № 1. С. 2.

Зуев Е.П. Религия и религиозные организации в современной России // Гараджа В. И. Религиеведение... С. 310-331.

<< | >>
Источник: Под ред. проф. В.Т.Лисовского. Социология молодежи: Учебник Под ред. проф. В.Т.Лисовского .—СПб: Изд-во C. –Петербургского университета,1996. 460 с.. 1996

Еще по теме Значение социологии религиозности молодежи, установки социолога.:

  1. Предмет социологии религиозности молодежи.
  2. § 2. От 60-х к 90-м годам:ВОЗРОЖДЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ
  3. Позитивизм в социологии преступности молодежи.
  4. Значение социологии образования.
  5. § 1. Религиозность молодежи как предметСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  6. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
  7. 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  8. Единство теоретического и эмпирического в социологии. Схема научного исследования в социологии
  9. Направления исследования религиозности молодежи.
  10. Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии
  11. Социология знания и социология культуры Карла Манхейма.
  12. § 1. Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы
  13. Задачи социологического исследования религиозности молодежи.