<<
>>

Целевое предназначение денег

Как происходит процесс социального целевого распределения денег [еаг- тагкшв] ? Поиск ответа на этот вопрос — вторая задача моего проекта. В конце концов, физическая однородность современных денег не подлежит сомнению.
Но как же тогда люди выделяют для себя разные виды денег из того, что с такой легкостью воспринимается как нечто единое? Несколько любопытных объяснений подобного разделения денег приводят антропологи, однако их описания касаются только первобытных денег [рпгпШуе топеу]. Например, этно-графические исследования показывают, что в некоторых первобытных сообществах деньгам приписываются особые качества и особая ценность, не зависящая от их количества. Важно не сколько имеется денег, а какие они. Множе-ственные денежные единицы [шиШр1е сиггепс1ез] и, используя термин К. По- ланьи, «целевые» деньги [зрес1а1 ригрозе топеу] [Ро1апу1 1957: 264—266] порою существовали одновременно в одном и том же поселении. При этом у каждого вида денег была своя, ограниченная сфера использования (например, только покупка каких-то определенных товаров или услуг), свои особые способы рас-пределения и формы обмена, а в некоторых случаях и определенная категория пользователей [см., например: ВоЬаппап 1959].
Так, в небольшой традиционной общине на островах Россел в юго-западной части Тихого океана мелкие монеты использовали только женщины. А на западе Тихого океана на Каролинских островах (в частности, на острове Яп) бусы из раковин служили «женскими деньгами», в то время как мужчины использовали в качестве денег более ценные крупные камни [Вапс 1964: 422—423; 5ишпег (1906) 1940: 140].

Часто целевые деньги [зрес1а1 тошез] ранжировались соответственно требованиям морали или ритуалов: одни виды денег годились для приобретения еды, но на них нельзя было купить жену; другие можно было использовать только в качестве подарка на похороны, свадьбу или откупных за убийство; третий вид денег использовали только для выплаты ущерба, связанного с прелюбодеянием, оскорблением, в качестве платы за то, чтобы быть похороненным, или за совершение магических обрядов.

В подобном контексте деньги «неправильного» или низшего типа — даже если их много — оказываются бесполезными или используются по пониженной стоимости.

Такие целевые деньги, метко названные М. Дуглас разновидностью первобытной купонной системы [соироп зуз1ет], контролируют процесс обмена, упорядочивая и ограничивая использование и распределение денежных единиц [Эои^аз 1967]. В этом процессе деньги иногда выполняют экономические функции, выступая в качестве посредника в обмене [тесИигп оГ ехсИап^е]. Но они выполняют также функцию социального и сакрального «маркера», используемого для приписывания либо повышения статуса или при соблюдении ритуальных обрядов. Суть в том, что первобытные деньги были подвержены трансформации, превращаясь из абсолютно заменяемых — в незаменимые, из обыденных — в священные.

А как обстоит дело с современными деньгами? Под влиянием экономических моделей большинство антропологов провели жесткую грань между первобытными целевыми деньгами с ограниченной сферой использования и современными «универсальными деньгами», которые, будучи представлены единой денежной единицей, не обременены функциями ритуального и социального контроля и могут эффективно выступать универсальным посредником в обмене. И лишь недавно антропологи начали подвергать сомнению представление о культурно нейтральных деньгах. В известном сборнике под редакцией Дж. Парри и М. Блоха демонстрируется неоднородность денег и показывается, как культурная матрица формирует множество символических значений современных денег [Раггу, В1осН 1989]. Но поскольку приведенные примеры ограничены обществами, находящимися за пределами капиталистических центров, они не могут опровергнуть сложившиеся убеждения.

Социологическая модель должна показать, как, сколько и почему даже в современном мире и в самом сердце капитализма деньги несут на себе отпечаток сетей социальных отношений и систем смыслов. Причем сила контроля, накладываемых ограничений и проводимых различений в этом случае не менее велика, чем в случае примитивных денег.

В современном мире существование множественности денег может быть не столь заметно, как в случаях с первобытными раковинами, монетами, медными бляшками или камнями; однако невидимые границы не менее значимы. Иначе как бы мы, например, отличали взятку от награды или подарка, зарплату — от гонорара, а пособие — от жалования? Как мы определяем для себя разницу между выкупом, чаевыми, страховой выплатой, компенсацией за ущерб и премиальным вознаграждением? Да, между всеми этими выплатами есть количественные различия. Однако нет сомнений в том, что существование всех этих словесных обозначений обусловлено не только различиями в денежных суммах. Мы просто не сможем постичь мир денег, если упустим из виду эти качественные различия.

Некоторые скажут, что целевое распределение денег носит индивидуальный характер. Действительно, в новых психологических исследованиях опровергается представление о том, что психологически деньги воспринимаются как нечто единое, обобщенное, и напротив, утверждается, что деньги сопряжены с «множественной символизацией» [тиКгр1е зутроИтаНопз] [Ьеа, Тагру, \УеЫеу 1987: 335]. В увлекательной литературе по «субъективному бухучету» [теп1а1 ассоипИп^] показывается, как ИНДИВИДЫ различают типы денег, и это ставит под вопрос исходную посылку экономистов о взаимозаменяемом характере денег. Например, даже при абсолютной идентичности полученных сумм, люди совершенно по-разному воспримут неожиданный доход, если в одном случае речь идет о премии, а в другом — о наследстве [ТЬа1ег 1990; КаЬпетап, Туегзку 1982].

Однако современные деньги несут на себе отпечаток отнюдь не только индивидуальных предпочтений. По наблюдению М. Мосса, деньги «по своей сути являются социальным фактом» [Маизз 1914: 14]. Следовательно, целевое обозначение денег — это социальный процесс: деньги привязаны не столько к индивидам, сколько к определенным социальным отношениям. Существует не-сколько различных способов подобного социального производства множественных денег: ограничение сферы использования денег, регулирование способов их распределения, изменение их внешнего вида, наделение определенных сумм особым смыслом, назначение надлежащих пользователей, обозначение приемлемых источников денег.

Конечно, это касается не только денег, выпускаемых государством, но и всех прочих объектов, от жетонов и рекламных листков до предметов искусства, вплоть до кулинарных рецептов и анекдотов — т.е. всего, что может участвовать в процессе социального обмена. Однако наша главная задача — попытаться показать, что именно там, где толкователи современности видят высшее проявление обезличенности жизни, — т.е. в государственном денежном обращении, — люди с завидным постоянством вводят разграничения и предписания, порождают неоднозначные смыслы, которые подрывают чисто инструментальные расчеты.

В данном исследовании рассматриваются фундаментальные трансформации, произошедшие в процессе обозначения денег в США в период с 1870-х по 1930-е гг. Для исследования и объяснения моделей вариаций в условиях и способах разграничения денег я выбрала четыре типа социальной среды: домашнее хозяйство, подарки, преподносимые родственниками и друзьями, институциональные деньги и моральные деньги. Рассмотрим вкратце каждый из этих типов.

<< | >>
Источник: Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др.. Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2004. — 680 с.. 2004

Еще по теме Целевое предназначение денег:

  1. 2.8. Лист 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования"
  2. Понятие средств целевого финансирования источники, учет операций по их движению, последующий контроль за целевым использованием. Учет государственных субсидий. Учет средств, поступивших от других организаций и физических лиц безвозмездно
  3. Наша формула предназначения
  4. 4. О ВЕЛИКОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  5. 10.1. Предназначение и организация рынка ценных бумаг
  6. Глава, предназначенная для посвященных
  7. ГЛАВА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ НЕПОСВЯЩЕННЫХ
  8. ГЛАВА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ НЕПОСВЯЩЕННЫХ
  9. 2.2.1. Система платежей за пользование недрами и их предназначение
  10. 33. Средства индивидуальной защиты населения, их предназначение.