<<
>>

Типы религиозной общности

Религия - это не только совокупность верований, идей, учений. Это социальная реальность - группы людей, объединенных разделяемыми ими коллективными верова ниями, общими символами и ценностями, образом жизни.

Религиозные идеи всегда имеют своего носителя, и этим носителем является та или иная конкретная социальная общность. Объединяющая, связывающая сила религии проявляется в том, что она соз дает общий для данного сообщества символический "универсум", в котором социаль ная жизнь принадлежащих к нему людей получает общезначимый высший смысл.

С разными формами социальной организации общества связаны разные типы организации религиозной жизни людей. До появления мировых религий священное символически выражало их отношение к "своему" социуму. В ходе этногенеза у разных народов появлялись разные религии, и то, что было священным для одних, не являлось таковым для других.

Боги, создаваемые таким образом у каждого отдельного народа, были "нацио нальными богами" - их власть не переходила за границы охраняемой ими националь ной области, по ту сторону которых безраздельно правили другие боги.

Потребность дополнить созданную Римом мировую империю мировой религией сначала обнаружилась в попытках ввести в империи поклонение сколько-нибудь влия

тельным чужеземным богам наряду со старыми римскими богами, скроенными по уз кой мерке г. Рима. Индоиранский бог Митра был на первых порах утверждения хри стианства в римском мире весьма опасным соперником Христа. Однако создать импе раторскими декретами новую, способную преодолеть ограниченность местных культов религию оказалось невозможным. Христианство возникло иным путем. Первоначально это была религиозность, существовавшая в рамках частной жизни. Ее ценности не иг рали роли в контексте институтов, выходящих за рамки частной жизни "братьев и сес тер во Христе".

Но именно она была востребована в качестве мировой религии, когда спустя 200 с небольшим лет при императоре Константине христианство стало государ ственной религией в том официальном виде, какой придал ему, приспособив к этой новой для него социальной роли, Никейский собор в 325 г.

Как раньше римский император Константин, Великий Киевский князь Владимир Святославович на своем опыте также убедился в бес-

202

плодности попыток создать из пантеона языческих богов новую, нужную ему религию и перенес в конце Х в. в Киев готовую чужеземную религию - заимствованное у Византии христианство.

Нет такой совокупности символических форм, которая одинаково была бы спо собна выполнять связующую функцию религии для всех сообществ. Разным типам ор ганизации социальной жизни людей присущи разные по содержанию и способам орга низации типы религии. Огромное многообразие религиозных форм является не только симптомом социальной дифференциации, проявлением и важным измерением соци альной стратификации и мобильности в данном обществе, но и показателем уровня и характера востребованной им религиозной рационализации как необходимой предпо сылки всякого общества. Религия должна приспосабливать всякий раз свою структуру и идеологию к этой цели, чтобы реально влиять на социальные процессы.

На примитивном уровне не существует религиозной организации в качестве от дельной социальной структуры. Церковь и общество - одно. Исторически ранние рели гиозные общности - это общности "витального" типа (семья, род, племя, народ), кото рые наделяются сакральным характером. Принадлежность к ним переживается как "родство" - единство с теми, кто относится к "своим", и эта принадлежность дает ощу щение соприкосновения с основой жизни. Религиозная принадлежность определяется здесь не принадлежностью к какой-то системе веры или специфической религиозной группе, а принадлежностью к данному социальному целому. Такие религии называют " народными религиями", имея в виду, что их социальным носителем является "народ", не специально созданная, а естественно данная, "витальная" общность; такие религии именуются также "диффузными религиями" в отличие от "организованной религии".

Религия существует в таком еще "диффузном" виде и тогда, когда в высокодиф- ференцированном обществе, например в античной Греции и Риме, уже существуют религиозные профессионалы, выполняющие специализированные роли жрецов, суще ствует даже их организация - жреческая коллегия, но еще нет главного отличающего организованную религию признака: религия еще не выработала своего собственного " социального тела", существует еще в структуре группы как часть ее культуры, рели гиозная при-

надлежность определяется как принадлежность этническая или государственная, как роль, приписываемая по рождению.

Религиозные ритуалы вписаны в жизненные циклы и сезонный календарь.

Самые первые религиозные организации создавались в обществах с такой диф фузной религией прежде всего среди малых девиантных групп. Это группы, которые строятся на изоляции от "большого общества" по типу "коммуны". Как правило, они стремятся к синтезу верований с образом жизни, чтобы не только исповедовать веру, но и "жить по вере". В таком более или менее обособленном от социума сообществе воз никает потребность в выполнении функций нормативной регуляции и контроля собст венными средствами.

Организация в общесоциологическом смысле есть социальная группа, сформи рованная для достижения определенных целей. Члены таких групп играют определен ные роли, и между ними складываются не только личные, эмоционально окрашенные, но и формальные, рационально упорядоченные отношения. Типичные признаки орга низации - разделение труда, разделение власти, делегирование ответственности. Эти признаки относятся и к религиозным организациям, по крайней мере уже достаточно зрелым.

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Типы религиозной общности:

  1. Иные типы общности
  2. 28. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПЫ
  3. Типы религиозных верований и практик
  4. § 3. Социальная общность как феномен. Разновидности общностей
  5. Понятие социальной общности и ее разновидности.Характерные черты массовых общностей
  6. Религиозное мировоззрение и религиозный этос
  7. Религиозные обряды
  8. 5.3. Типы процессов и типы производства
  9. Дилемма религиозной институализации
  10. Общественные и религиозные организации (объединения)
  11. 21. РЕЛИГИОЗНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  12. 4.2.9. Религиозные организации
  13. Общественные и религиозные объединения (ст.117 ГК РФ).
  14. Этнические общности
  15. Религиозный опыт
  16. Социальные общности
  17. Массовые и групповые общности