<<
>>

§ 2. Структура и функции современной семьи

Большинство россиян живут в семьях, общее их число более 40 млн. Массовая семья состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми. Неполные семьи без супружеской пары составляют около 19%'.
Это чаще всего сольная семья матери с детьми. Современная массовая семья получила в социологии название нуклеарная.

Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары, т. е. ее основной признак — автономность. Вторая ее черта — малодетность. Соотношение удельного веса между основными типами семьи в России по структурному признаку следующие:

нуклеарная семья — около 80%;

неполная семья — около 19%;

сложная семья;

с несколькими брачными парами и многодетная — 1% .

В России сохраняется стойкая ориентация населения

на брак. За последние десятилетия существенно.изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие.

Изучая добрачное поведение студентов, мы следовали логике жизни и начинали опрос с мнения студентов о периоде ухаживания, сущности добрачных отношений.

Почти 94% студентов обоего пола допускают добрачный сексуальный опыт. При этом среди 6% принципиально не допускающих добрачную сексуальную связь женщин в 4 раза больше, чем мужчин . Четвертая часть "взрослых" респондентов (25%) — родители, бабушки, дедушки — решительно настроены против добрачного секса.

Большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей.

Ранжировка мотивов добрачной сексуальной связи у женщин (в % к опрошенным)

Лучше узнать партнера — 33,3

Для гармоничной семейной жизни — 13,0

Личное дело каждого — 13,0

Продолжение чувств — 10,2

Необходимость удовлетворения сексуальных потребностей — 4,4

Необходимость приобретения опыта — 4,4

Разное — 21,7

Ранжировка мотивов добрачной сексуальной связи у мужчин (в % к опрошенным)

Удовлетворение сексуальных потребностей — 22,0

Необходимость лучше узнать друг друга — 19,4

Для гармоничной семейной жизни — 16,0

Необходимость приобретения опыта -— 11,1

Личное дело каждого — 8,3

Продолжение чувств — 2,0

Разное — 19,4'.

Обращает на себя внимание, что более 20% студентов обоего пола затруднились обосновать необходимость сексуального опыта.

Очевидно, что нравственно-этическая позиция молодежи резко отличается от установок старших поколений.

У молодых людей, живущих в столице, выбравших престиж-ные профессии, упала запретительная норма, предписы-вающая добрачное целомудрие. Можно предположить, что в условиях села, поселка городского типа или малого города, где социальный контроль осуществляется в процессе непосредственного соседского общения, результаты могут быть иными. Эта проблема требует специального исследо-вания.

Социологи МГУ выяснили, что средний возраст начала сексуальной жизни у московских студентов составляет немногим более 17 лет. Средний возраст начала половой жизни в мире — 17,4 года. "Первое место" в мире занимают американские подростки, занимающиеся сексом в среднем с 15 лет. Социологам удалось обнаружить, что при всей раскованности поведения молодежи одна треть девушек студенток к третьему курсу, т. е. примерно к 19—20 годам, еще не имеют сексуального опыта. Тогда как 50% старше-классников обоего пола уже не девственники . Изучая структуру мотивов добрачных сексуальных связей у студентов обоего пола, мы обнаружили совпадение принципиальных позиций во взглядах мужчин и женщин. Самым знаменательным фактом является связь добрачного поведения с проблемой свободы личности, выбора жизненной стратегии. Возможность выбора в сфере сексуальных отношений представители молодой интеллигенции рассматривают как вариант свободы воли, демократическое право личности. Выявленная тенденция в нравственной позиции молодежи свидетельствует о глубокой эволюции отношений между полами в нашем обществе в сторону их большей эгалитарнос- ти, демократизации. Большую разницу во взглядах и сексуальном поведении молодежи по сравнению со старшими поколениями нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей. Такие оценки поверхностны, а зачастую циничны. Добрачный сексуальный опыт многие студенты обоего пола оценивают как подготовку к браку для определения сексуальной со-вместимости. Отвечая на открытые вопросы анкеты, они написали: "В сексе человек бывает самим собой... Сексуаль-ный опыт необходим, чтобы не было разочарования..." По-давляющая часть ответов сводится к мысли, что сексуальные отношения — важнейшая составная часть семейных отношений, поэтому нужен добрачный опыт при серьезном отношении друг к другу.

При массовом совпадении мужских и женских оценок добрачного поведения ощутимы и серьезные различия в жизненных целях и настроениях девушек и юношей.

Ответы женщин часто отражают конфликт между нравственными нормами и конкретной жизненной ситуацией. Так, большинство студенток предпочли бы добрачную связь только с будущим супругом, тогда как у мужчин не существует подобной установки. Очевидно, что у многих молодых мужчин секс не связан с ответственностью за судьбу женщины. Здесь явственно проступает обратная сторона женской доступности, которой нередко пользуются мужчины.

В специальном исследовании, посвященном особенностям брачного выбора в России, выявлена современная ориентация молодежи на брак не с целью создать семью, а узаконить сексуальные отношения . Это наводит на размышления о том, что при всей эволюции отношений между полами в сторону демократизма российская традиция толкает молодежь на заключение брака ради соблюдения приличий.

Взгляды студентов на характер добрачных отношений коррелируют с мотивацией вступления в брак. Социологи отмечают нерациональный подход к заключению брака со стороны российской молодежи.

Ранжировка мотивов вступления в брак Женщины:

Любовь

Расчет

Беременность

Желание создать семейный очаг и иметь детей

Самостоятельность от родителей Мужчины:

Любовь

Желание создать семейный очаг и иметь детей

Беременность

Самостоятельность от родителей

Расчет

Многое изменилось за последние годы в нашей социальной жизни; разрушены важнейшие нравственные ценности. Но даже в условиях глубочайшего общественного кризиса, так называемой аномии, национальный характер не может целиком нарушиться. Как и много лет назад, мо-лодежь ориентируется на любовь, оценивая ее в качестве основного мотива создания семьи. Наши исследования под-тверждены результатами, полученными социологами МГУ. Последние выявили, что любовь занимает главное место в системе жизненных ценностей столичных студентов. Веро-ятно, этот социологический факт можно считать показателем нравственного здоровья российского общества. Вместе с тем поражает, что девушки поставили расчет на второе место после любви.

У мужчин расчет при вступлении в брак занимает последнее место. У мужчин желание создать се-мейный очаг занимает второе место после мотива "любовь", у женщин — четвертое. Можно констатировать, что моти-вация брака существенно не изменилась за последние годы.

В обществе по-прежнему существуют три основных мотива заключения брака: любовь, стереотип — "делай как все", и расчет. Новым является более выраженный мотив расчета.

Весьма характерны требования, предъявляемые своему избраннику или избраннице. Ни мужчины, ни женщины не поставили на первое место внешнюю привлекательность. У мужчин этот признак находится на 4-м месте, у женщин — 6-м. Прежде всего студенты выдвигают гомогенные социальные требования к будущему супругу или супруге: ум, интеллект. Затем идут универсальные нравственные ценности: доброта, порядочность, надежность, верность и любовь к детям, преданность семье, скромность, терпеливость.

Современные интеллигентные молодые женщины хотят, чтобы их будущие мужья прежде всего были способны обеспечить семью материально, были уверенны в своих силах, вели здоровый образ жизни, не имели вредных при-вычек. Предприимчивый, оптимистичный, морально и фи-зически гармоничный, тактичный, обладающий чувством юмора, благоразумный — эти качества должны быть при-сущи, по мнению опрошенных студенток, современным мо-лодым людям.

Мужчины видят свой идеал в традиционно женских добродетелях — верности, женственности, скромности, домовитости, добром нраве. Студенты обоего пола считают обязательным качеством супруга способность к взаимопониманию. В нашем исследовании студенты рассуждают как бы теоретически, задумываясь над своим будущем, определяя жизненные стратегии. Весьма показательны результаты, полученные при опросе пар, подающих заявления на регистрацию брака впервые. Возраст от 21—29 лет. Анкеты жених и невеста заполняли отдельно друг от друга1.

Только у 20% вступающих в брак молодых оценки характера друг друга взаимоположительны.

Черты характера, беспокоящие будущих супругов, % Черты характера Невеста Жених Характер будущего супруга беспокоит 54 53 Упрямство 50 55 Плохое настроение 52 55 Излишняя критичность 42 43 Пристрастие к спиртному 37 38 Замкнутость 37 38 Неправильное поведение на людях 35 32 Ненадежность в делах 25 26 Ревность 29 27 Желание добиться превосходства 18 24 1 См.: Гурко Т. А., Игнатов И. В. Указ. соч. С. 49.

Больше половины женихов и невест еще до брака не-, удовлетворены характером друг друга. Поражает, что около 40% женихов обеспокоены приверженностью к спиртному своей будущей жены.

Вместе с тем будущие супруги уверены, что после свадьбы им будет легче исправить то, что им не нравится в партнере.

Только 19% опрошенных склонны решать конфликты эффективно. Половина женихов и невест ссорятся "из-за пустяков" до брака.

Только у 20% пар совпадают ролевые ожидания. Так, у 88% пар намечаются значительные проблемы в отношении финансовой сферы уже в добрачный период. Это касается прежде всего способов получения и распределения денег.

Особый интерес вызывают результаты, раскрывающие взаимоотношения вступающих в брак с родителями. Социологи отмечают напряженность отношений между родителями и детьми в родительской семье. В зоне конфликтности с родителями находится до 3/4 детей, 15% родителей применяют физические наказания. Семейная жизнь родителей является образцом только для 28% юношей и девушек. Лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на своих родителей .

Невесты и женихи показали, что у 1/4 женихов и невест к моменту подачи заявлений родители не знакомы с будущей невесткой или зятем. Только 16% из них уживаются с родителями, остальные указывают на постоянные конфликты со своими родителями и противоположной сто-роной. По нашим результатам, более 55% студентов обоего пола намереваются сделать свой выбор супруга, пренебрегая мнением родителей.

Отношение студентов к мнению родителей по поводу избранника, %' Мужчины Женщины Прислушиваюсь 44,4 29,0 Выслушаю, но сделаю по-своему 27,8 50,7 Мнение родителей безразлично 27,8 20,3

Сыновья чаще, чем дочери, считаются с мнением родителей. Нам представляется, что пробивает себе дорогу новая тенденция, связанная с убывающей инфантильностью, стремлением устроить свою судьбу самостоятельно.

Около 40% студентов-мужчин отрицают ранние браки. В беседах с нами они отмечали, что жениться надо, добившись полной материальной независимости от родителей. Молодые неженатые мужчины имеют внутреннюю установку на самостоятельность и автономию.

Предположительный возраст вступления в брак, %2 По мнению мужчин По мнению женщин для мужчин для женщин для мужчин для женщин до 20 лет 2,8 13,8 7,2 14,5 с 21 до 25 лет 52,8 50,0 55,1 62,3 с 26 до 30 лет 27,8 22,2 27,5 13,0 свыше 30 лет 11,1 5,6 4,3 4,3 возраст

не имеет значения 8,3 8,3 5,7 5,7

Больше половины студентов обоего пола считают, что заключать брак надо со сверстниками в интервале от 21 до 25 лет.

Зоной будущих конфликтов в семье могут быть взаи-моотношения с друзьями. Эти отношения даже в добрачный

период у 86% являются напряженными с обеих сторон. Толь- , ко 14% не испытывают подобных трудностей .

Отношение к будущему родительству является сильной стороной у 28% пар. У остальных ожидания, связанные с появлением ребенка, либо не совпадают, либо не соответствуют реальным трудностям. 30—50% будущих супругов вообще не задумываются о проблемах родительства. Более 40% по этому вопросу уже в добрачный период не находят взаимопонимания.

Мнение о характере досуга совпадает только у 18% респондентов.

Самой согласованной сферой оказалась сексуальная — 70% пар .

Таким образом, уровень подготовленности молодежи к браку является крайне низким. Преобладает не рациональный, а эмоциональный подход к браку, завышенный романтизм, отсутствие важнейших психологических и бытовых навыков.

Большинство вступающих в брак уверены, что все труд-ности, наметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака.

Весьма показательно изменение ценностных ориента- ций у вступающих в брак и разводящихся. Приведем обобщенные результаты некоторых социологических опросов. У молодоженов среди ценностей брака на первом месте: лю-бовь, нежность, взаимное уважение, верность, деликат-ность.

Супруги, решившиеся на развод, пришли к переоценке ценностей. Мужчины более высоко, чем до брака, оценивают взаимное доверие, нежность, любовь. Женщины не подвергают переоценке значение чувства любви. Порази-тельно меняется в связи с отрицательным семейным опытом оценка женщинами трезвости. В структуре ценностей

этот показатель перемещается с тринадцатого места, ко-торое он занимал у невест, на первое — у разводящейся женщины. Половина разводов и семейных неурядиц вызы-вается пьянством. Пьянство стоит на первом месте среди причин разводов.

Социологи отмечают у женщин большую, чем у мужчин, стабильность точек зрения на приверженность браку. Самыми неприятными чертами характера разводящиеся назвали раздражительность, упрямство, нечестность, неряшливость.

По мнению разводящихся обоего пола, семейному благополучию должны сопутствовать единство интересов супругов, умение считаться с привычками и особенностями характера друг друга.

Большее значение, чем вступающие в брак, разводящиеся придают хорошим материальным условиям семейной жизни. Это трезвое суждение определено жизненными реалиями.

Разводящиеся почти не переоценивают такие важные моменты совместной жизни, как общность политических и эстетических взглядов. Видимо, хотя конкретные интересы супругов часто расходятся, их мировоззрение редко бывает несовместимым.

Реалистические ожидания характерны для 0,6%. Имея завышенные, идеализированные представления о браке, молодые супруги быстро испытывают разочарование. Трудности семейной жизни переносятся на личность супруга, с которым трудно ладить.

В" связи с политикой официального интернационализма в советские времена поощрялись межнациональные браки. Они составляли 15% от общего числа брачных союзов. Сегодня этот процесс затормозился в связи с обострением межнациональных отношений. Большинство вступающих в брак стремится создать гомогенную в национальном отношении семью.-

Критерии выбора брачного партнера1 Интернационалисты Националисты 1. Род занятий — 60% 1. Род занятий — 70% 2. Уровень образования — 60% 2. Уровень образования — 60% 3. Материальная обеспеченность — 20% 3. Материальная обеспеченность — 40% 4. Национальность — 20% 4. Национальность — 90%

Выявлены факторы, мешающие заключить брак с че-ловеком другой национальности . Интернационалисты Националисты 1. Неодобрение родителей — 60% 1. Неодобрение родителей — 60% 2. Необходимость подчиняться чужим обычаям — 40% 2. Необходимость подчиняться чужим обычаям — 80% 3. Собственное нежелание — 50% 3. Собственное нежелание — 90% 4. Требование религии — 20% 4. Требование религии — 60% 5. Неодобрение друзей — 20% 5. Неодобрение друзей — 50% 6. Дети-полукровки — 10% 6. Дети-полукровки — 60%

Бросается в глаза негативное отношение родителей к межнациональному браку как в интернационалистически, так и в националистически настроенной среде. Это говорит

том, что роста таких браков в обозримом будущем не ожидается. Подавляющее число молодых людей, даже считающих себя интернационалистами, опасаются необходимости подчиняться чужим обычаям и выражают собственное нежелание заключить смешанный в национальном отношении брак.

Наверное, можно говорить о тенденции социальной и национальной гомогенности при создании семьи.

Глобальной современной проблемой во всем мире стала устойчивость брака. Брак утратил пожизненный характер. Свобода расторжения брака зафиксирована в правовых нормах всех государств демократического устройства. Социология рассматривает массовые разводы не как кризис института семьи, а как его обновление.

Для характеристики брака в литературе употребляются понятия: устойчивость и стабильность брака. Они часто употребляются как синонимы. Однако требуется определенное разграничение этих понятий1.

Стабильный брак — это брак, который юридически и фактически не распался. О качественной стороне взаимоотношений в таком браке ничего не известно. Качественную характеристику брака легче дать, оперируя понятием "устойчивый брак", которое предполагает благополучный семейный союз с высоким уровнем удовлетворенности браком со стороны супругов. Очевидно, стабильные браки всегда преобладают над устойчивыми. В условиях усиления кризисного состояния общества, его расслоения социологи констатируют изменение бракоразводных установок супругов в сторону стабилизации брака.

Сравнительная характеристика устойчивого и стабильного брака в крупном городе2 Устойчивый брак Стабильный брак Социальные установки супругов Эгалитарный, бикарьерный Авторитарный,

патриархальный,

традиционный Эмоционалъно-эмпатическая сфера Уважение, понимание Равнодушие или интересов партнера враждебность к партнеру Супружеская дружба сформирована Супружеская дружба не сформирована Часты проявления любви, нежности Редки или отсутствуют Раздражение минимально Часто или постоянно или отсутствует присутствуют См.: Голод С. Стабильность семьи: социальный и демографические аспекты // Семья в России. 1994. № 2. С. 176, 177.

Гудкова Е. Г. Устойчивость брака и критерии его качества.

Интимные отношения как игра Равнодушие или повышенный интерес к сексу, возможно отсутствие Постоянное доверительное общение по широкому кругу вопросов Общение сводится к бытовым вопросам Широкий круг общих интересов Общие интересы редки и односто- ронни Единство близости и автономии Низкий уровень близости и низкий уровень автономии Характер протекания конфликтов Конфликты быстро и конструктивно решаются Конфликты затяжные, решаются в недемократической форме Искренняя обида, дружеская дискуссия Замкнутость, грубость, Фрустрация Кооперация и принятие решений Высокий уровень сотрудничества Жена имеет больше обязанностей по дому Совместное принятие решений Единоличное принятие решений, обычно женой даже в традиционной семье Детско-родительские взаимоотношения Роль отца в семье снижена Интенсивные контакты с обоими родителями По отношению к детям дружеское лидерство Негативизм или гиперопека Дети спокойны, уверены в себе, дру-желюбны Дети закомплексованы, агрессивны или пассивны Искренние доверительные отношения со взрослыми детьми Взрослые дети часто тяготятся общением с родителями Дружелюбное отношение к брачным партнерам детей Подчеркнутая любезность, равнодушие или враждебность к брачным партнерам детей Внесемейное общение, досуг Широкий круг внесемейного общения Внесемейное общение ограничено или отсутствует Увлечение как средство развития личности, общение с внешним миром Увлечение не направлено на развитие личности На людях спокойное дружелюбие, доб-рожелательство Подчеркнуто дружелюбны или враждебны Спокойны, уверены в себе, общительны, контактны Скованны, неестественны

Социологи, юристы, медики педагоги изучают причины нестабильности современной семьи. Чаще всего распаду се-мьи способствуют пьянство, неверность супругов, низкая культура поведения, отсутствие сексуальной культуры, неподготовленность к браку. По общему мнению, молодеж-ный брак оказывается хрупким из-за завышенных ожида-ний, которые разбиваются о "прозу жизни". Это свидетель-ство инфантильности, безволия, эгоистических установок у вступающих в брак молодых людей.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный проблеме нестабильности семьи, показывает, что развод стал неким альтернативным "контринститутом" брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений.

Среди объективных факторов дестабилизации семьи нужно отметить прежде всего "атомизацию" — сокращение среднего размера семьи и как следствие — ослабление внутрисемейных связей. Эти структурные изменения пере-плетаются с резкими функциональными сдвигами: эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье, снижение семейной воспитательной функции. Изме-нение традиционных ролей и функций привели к снижению уровня удовлетворенности браком.

Таким образом, развод является процессом, отражающим дисфункциональные изменения традиционной семьи.

Поскольку развод не привел к исчезновению института брака, можно считать, что дестабилизация семьи отражает не ее гибель, а интенсивное разрушение лишь традиционной семьи и переход семейных отношений в их историческом развитии к новому качественному состоянию — к демократической семье.

Наряду с высокими показателями разводимости — Россия занимает второе место после США — резко уменьшилась вероятность вступления в первый брак во всех возрастных группах. Доля никогда не состоявших браке у женщин — 7,9%, у мужчин — 13%. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками. В 1989 г. на 100 разводов приходилось 54 повторных браков, а сегод- ' ня — 36.

Происходит опасный для института семьи процесс размывания системы поведенческих норм в сфере быта и семьи и представлений о семейных половых ролях.

Почти 40% супругов обвиняют друг друга в принижении их роли в семье , что является серьезной базой конфликта.

Так, известно, что домашним трудом в основном занимаются женщины. Женская бытовая занятость в 2—3 раза превышает мужскую. Разницу в затратах времени на домашний труд между супругами подтверждают результаты нашего исследования.

Распределение домашних обязанностей между мужем и женой, %2 Вид работы семьи Жена Муж Оба вместе Другие члены семьи Покупка продуктов 28,0 11,0 33,0 28,0 Приготовление пищи 55,0 2,0 15,0 28,0 Мытье посуды 30,0 5,0 36,0 29,0 Уборка квартиры 35,0 4,0 31,0 30,0 Стирка 59,0 1,0 11,0 29,0

В условиях массового привлечения женщин к обще-ственному производству кооперация домашнего труда не-обходима. В семьях с четко распределенными совместными домашними обязанностями, как правило, хорршие отношения между супругами. Они удовлетворены браком.

Традиционно несправедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами резко отрицательно сказывается на воспитании детей. Специальное обследование показало, что половина мальчиков — восьмиклассников московских школ — не умеют готовить, стирать, чинить одежду, т. е. элементарно обслуживать себя .

Налаженная кооперация домашнего труда способствует стабильности брака. В дружных, счастливых семьях мнения мужчин и женщин о распределении бытовых обязанностей совпадают, в нестабильных — разница во взглядах мужей и жен на распределение обязанностей значительна. Неправильная установка супругов относительно распределения семейных обязанностей дестабилизирует семью.

Традиционные мужские функции в семье существенно изменились. Муж перестал быть единственным кормильцем, исчезли в городе многие виды мужских занятий — заготовка воды, топлива, сложный ремонт и т. д. Изучая характер внутренних отношений в семьях рабочих, мы отдельно опросили каждого из супругов о главенстве в их семье и получили следующие результаты в % . Вопрос Мужчины Женщины В чьем ведении находится семейный бюджет? мужа 6,0 2,0 жены 59,0 55,0 обоих вместе 32,0 38,0 Кто занимается повседневными расходами? муж 7,0 4,0 жена 58,0 70,0 оба вместе 28,0 23,0 Кому принадлежит решающий голос в семье? мужу 37,0 13,0 жене 7,0 34,0 обоим вместе 64,0 47,0

Из приведенных данных видно, что главенство мужа в семье исчезло в смысле единоличного принятия решений, распоряжений денежными средствами. Семейным бюджетом, повседневными расходами занимаются женщины.

Заметное расхождение во мнениях мужчин и женщин особенно четко проявилось при определении, кому при-надлежит решающий голос в семье. Мужчины назвали себя главой семьи в шесть раз чаще, чем жену; женщины, в свою очередь, в три раза чаще назвали себя главой семьи, чем мужа. Мужчины явно заблуждаются, завышая свою гла-венствующую роль в семье, поскольку по одному из главных вопросов они откровенно признают, что не контролируют семейный бюджет и не ведуют повседневными расходами. Мужское главенство пока утратило экономическое обоснование и сохранилось лишь как морально-этическое явление, связанное с традицией. Однако изменения в соци-ально-экономической обстановке могут создать предпосылки для упрочения власти мужчины в семье. Об этом говорят современные жизненные стратегии мужчин и женщин, ори-ентированные на мужа-кормильца, отвечающего за мате-риальное благосостояние в семье.

Основа супружеской совместимости — это совпадение главных ценностных ориентаций. Современные супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами, и тогда исчезает проблема стирки, уборки, мытья посуды. Каждый добровольно берет на себя свою долю обязанностей.

Факт большой общественной значимости выявили со-циологи: только 5% супругов из семей с налаженной коо-перацией домашнего труда считают свой брак неудачным .

Причины разводов определенным образом отражают общественные взгляды на функции брака. Изучая мотивы разводов, можно определить, каким семейным ценностям общество предает наибольшее значение, и наоборот.

Современные сравнительные социологические исследования выявили факторы, связывающие супружеские пары, у которых семейная жизнь сложилась счастливо, и несчастливые союзы в % к общему итогу Обстоятельства, связывающие супругов Несчастливые семьи Счастливые семьи мужчины женщины мужчины женщины Любовь 5,6 20,0 71,9 81,6 Симпатия 5,6 10,0 62,8 56,3 Общие интересы 23,6 5,0 48,7 56,3 Дети 78,9 60,0 85,1 88,5 Чувство долга 38,9 30,0 51,2 48,2 Сексуальная совместимость 22,2 5,0 53,7 49,5 Общий очаг, хозяйство 27,8 20,0 62,0 57,8 Привычка 22,2 40,0 21,5 26,8 Боязнь одиночества 0 10,0 5,9 9,3 Смирение с обстоя-тельствами 16,7 25,0 5,9 9,3

Оценку состояний семейных отношений дали сами рес-понденты. При безусловном благополучии "счастливых се-мей" упрямые цифры говорят нам, что больше половины "счастливых женщин" и 40% их мужей несчастливы в сек-суальной сфере. Около 30% "счастливцев" связывает только привычка и боязнь одиночества.

В несчастливых семьях отсутствует любовь, симпатия, сексуальная совместимость. По поводу последнего критерия расхождения мужских и женских оценок четырехкратное. Это же касается признака "общие интересы".

Несчастных супругов связывают дети, чувство долга, привычка, боязнь одиночества и смирение с обстоятельствами.

Сравнительные исследования мотивов вступления в брак у молодоженов и молодых супругов показывает, что у значительной части супругов быстро убывает чувство любви, дружбы и даже желание иметь семью Мотивы Вступающие в брак Молодые супруги мужчины женщины мужчины женщины Любовь 91,6 97,4 71,7 75,4 Желание жить вместе с надежным другом 95,4 97,8 52,8 60,0 Желание иметь рядом заботливого и нежного человека 89,7 95,0 31,1 39,4 Желание иметь свой очаг и быть самостоятельным 83,8 87,8 52,3 51,1 Желание материально обеспечить себя 60,4 65,9 22,0 21,0 Желание узаконить интимную жизнь 64,9 63,1 23,9 26,2 Желание достичь положения семейного человека 44,1 41,3 9,3 9,5 Выполнение данного обещания 44,3 38,6 12,9 9,9 Ожидаемый ребенок 41,2 41,5 21,0 26,2 Боязнь одиночества 22,3 23,6 7,8 12,2 Желание родителей 21,7 22,6 5,5 6,9

Практика семейной жизни резко меняет мироощущение молодых супругов по сравнению с добрачным периодом. Самое большое разочарование испытывают и мужчины и женщины относительно проявлений заботливости и нежности со стороны партнера. Оказывается, это самые дефицитные свойства молодых супругов. Менее 10% рес-пондентов обоего пола после брака высказали желание иметь статус семейного человека.

Хотя 40% браков заключается по мотиву "ожидаемый ребенок", половина этих пар после заключения брака не считают этот мотив достаточным и обязательным. Видимо, вынужденный брак оказывается наиболее уязвимым, даже при наличии ребенка.

В три раза уменьшается число пар, считающих, что необходимо узаконивать добрачную связь. В четыре раза меньше осталось респондентов, вступивших в брак, по срав-нению с женихами и невестами, которые руководствовались бы желанием родителей.

У молодых супругов готовы расстаться с собственным очагом и самостоятельностью от родителей, чтобы избавиться от необходимости материально заботиться о своей семье.

Молодым супругам для подобных переоценок жизненных взглядов понадобилось всего пять лет. Хотелось бы, чтобы с этими результатами познакомились многие молодые люди.

Результаты приведенных сравнительных обследований показывают, что дети и общий очаг сплачивают счастливые пары, а для несчастливых являются препятствием для разрушения брака.

Дети, очаг, хозяйство многими мужчинами рассматриваются как серьезное препятствие для разрушения брака.

Любовь в неудачных браках у мужчин исчезает скорее, чем у женщин. Мужчины указывают на общие интересы там, где женщины их не видят. Так же с сексуальной совместимостью. Если в счастливых семьях сексуальной стороной жизни удовлетворены около 50% женщин и 54% мужчин, то в несчастливых — только 5% женщин и более 20% мужчин. Для женщин больше, чем для мужчин, характерно подчинение обстоятельствам, привычке. У женщин в 10 раз больше, чем у мужчин, выражена боязнь одиночества.

В обширной литературе, посвященной причинам разводов, слабо отражена связь между стабильностью брака и конкретным типом семейных отношений.

Многообразие экономических, социальных, национальных, территориальных, культурных различий определяет существование нескольких типов семейных отношений. Среди них определяющими являются следующие три: патриархальный, эгалитарный (демократический) и переходный. Патриархальная семья в ее классической форме давно исчезла, но патриархальный уклад во внутрисемейных отношениях сохранился. По своей структуре патриархальные семьи — сложные, они включают несколько брачных пар, отличаются многодетностью и прочностью внутрисемейных связей. Самый характерный признак патриархальной семьи — выраженная власть старшего мужчины, мужское главенство. Женщины в патриархальных семьях, как правило, не работают в общественной системе производства, они заняты домом и детьми. Часто патриархальная семья религиозна. Патриархальные семьи стабильны. При существующей сложной системе отношений развод почти невозможен. История семьи показывает, что патриархальная семья исключает автономию личности, свободу выбора. Она построена на жесткой авторитарной власти отца, что неизбежно вызывает конфликты. В свое время общественность была потрясена, когда в советской печати стали появляться сообщения о "живых факелах". Хирург Э. Гафаров написал в "Правду": "Сейчас у нас сплошь и рядом родители стремятся вырастить из дочери покорного, покладистого человека, которого за калым можно продать в жены невесть кому, даже такому, кого до свадьбы она не знала и не успела полюбить. Вспоминаю в связи с этим один недавний случай. Лечилась у нас от ожогов К. А. ... История ее как две капли воды похожа на историю тех, кого уже нет в живых. Родители отдали замуж за незнакомого человека. Муж... бил молодую жену с первых дней после свадьбы. Потом к мужниным кулакам добавились и пьяные дебоши свекра. Так между издевательствами над собой родила одного* за другим троих детей. А когда вернулась с третьим из роддома, мужу что-то в ней не понравилось — выгнал обессиленную за ворота... Не выдержала — схватила банку с горючим" .

Потрясающий силы документ — предсмертная записка современных Ромео и Джульетты, выбросившихся из окна четвертого этажа: "Я, Зульфия, и Курабангельды, мы себя заставляем умереть, так как наши семьи, адат и закон против того, чтобы мы поженились. Сегодня мы умрем и будем вместе" .

В наши дни шариат вновь приобрел твердые позиции. Похищение невест, калым, кровавая месть, выдача замуж по принуждению — все это стало узаконенными явлениями в мусульманских районах России. Никакие рассуждения

национальной и религиозной самобытности народов не смогут оправдать появление "живых факелов".

Это протест женщин, которые так трагически борются за свое человеческое достоинство. Сегодня ни общество, ни государство, ни общественное мнение не встанут на защиту женщины от семейного деспотизма в районах распространения ислама.

Патриархальным основам семьи противопоставлена партнерская семья, получившая название эгалитарной. Это семья равных. Эгалитарную семью отличают высокий ду-ховно-психологический климат, культура чувств и поведе-ния. Супруги в такой семье единомышленники. В семье — налаженная кооперация домашнего труда, демократическое отношение к семейной кассе, демократический стиль разрешения конфликтов, удовлетворенность браком обоих супругов. Социологи определенно утверждают, что эгали-тарные семьи стабильны.

В проведенном нами социологическом исследовании почти 30% опрошенных женщин указали, что для их семей характерен демократический стиль отношения к семейной кассе, равный контроль за расходованием денежных средств.

Социально-психологические факторы стали играть большую роль в семье. Супруги стали предъявлять друг другу высокие требования. Стабильность брака во многом зависит от реально складывающихся отношений в семье. Взаимная любовь, как определяющий мотив заключения брака, не может сама по себе быть гарантией семейного благополучия. Если хозяйственные, бытовые и другие от-ношения супругов складываются неблагополучно, любовные чувства быстро остывают и утрачиваются.

Наше исследование, проведенное в Ивановской области, показало, что чем демократичнее семья, тем эффективней ее воспитательное воздействие.

Семья — первый социальный мир ребенка. В семье закладываются основы мировоззрения, нравственности, характера, эстетических вкусов, манер. Демократизм, терпимость, отзывчивость, готовность идти на уступки служат фоном для формирования характера ребенка в раннем детстве. Первостепенное значение приобретают личностные качества родителей. Чем выше их требовательность к себе, культура взаимоотношений, тем благодатней почва для нормального воспитания ребенка.

Социально-психологические исследования внутрисемейных отношений показывают, что благоприятные условия воспитания создаются при эгалитарных отношениях супругов. Стиль жизни семьи непосредственно влияет на результаты воспитания. Чем хуже взаимопонимание супругов, тем напряженнее их отношения с детьми. Разрушительное действие на формирование личности ребенка оказывают отсутствие взаимопонимания между родителями, невнимание к детям, фальшь и лицемерие во взаимоотношениях старших членов семьи.

В современной семье роль и значение матери в семейном воспитании существенно возросли. В большинстве случаев мать является ведущей, и она, как известно, уделяет воспитанию детей и уходу за ними гораздо больше времени, чем мужчина. По нашим данным, семейные рабочие тратят на занятия с детьми в 2 раза меньше времени, чем их жены. Взаимоотношения детей с матерью складываются чаще благоприятнее, чем с отцом. В возрасте 3—7 лет делятся всеми своими переживаниями с отцом — 6,7% детей, с матерью — 28%; в 7—10 лет — соответственно 2,4 и 47,5%; в 10—14 лет — 5,0 и 49%; в 14—17 — 4,2 и 44,3% .

Большинство опрошенных нами женщин отвечали, что они являются для своих детей большим авторитетом, чем отец. Такие же результаты получены при обработке ответов на вопрос: "Слушаются ли вас ваши дети?" По ответам женщин, дети слушаются их гораздо чаще, чем отцов. В основном именно матерям, а не отцам рассказывают дети о том, что для них важно и интересно. Самыми животрепе-щущими темами обсуждения у подростков с родителями являются события школьной жизни и взаимоотношения с товарищами. К сожалению, далеко не на первом месте на-ходится обсуждение прочитанных книг, просмотренных спектаклей, фильмов. Немногие родители рассказывают детям о своих проблемах, заботах, тревогах, о своей работе.

Фактическая средняя продолжительность трудовой деятельности в стране составляет 35—40 лет. Работающие бабушки и дедушки такие же характерные социальные типы, как работающие родители. Многие семейные проблемы связаны со взаимопониманием между родительской семьей и молодой семьей. Эти отношения также складываются или по патриархальному, или по эгалитарному типу. Большинство молодоженов стремятся жить отдельно от родителей. Около 80% респондентов хотят жить отдельно от родителей, но в то же время недалеко, составляя семейную группу, в которой существует взаимопомощь, но обеспечена автономия каждой семьи.

Если две или более семей прямых родственников про-живают совместно, но ведут раздельное хозяйство, они образуют семейную группу. При раздельном проживании речь также идет о семейной группе, когда родители ока-зывают материальную помощь молодой семье, принимают участие в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. Достаточно сравнить среднюю нагрузку по уходу за ребенком у молодой мамы и работающей 40—50-летней бабушки, чтобы обнаружить дополнительную трудовую нагрузку, которую она несет, когда родительская и молодая семья проживают совместно. У мамы недельный уход за ребенком составляет 6—7 часов, у бабушки 5—б часов .

В совместно проживающей семейной группе помощь родителей молодой семье, как правило, велика и достаточна2 Возраст детей Помогающих бабушек в % к опрошенным до 1 года 51,6 1—3 лет 52,6 3—7 лет 30,9 7—12 лет 35,9 12—18 лет 19,8 18 лет и старше 12,2

Интенсивность помощи бабушек и дедушек зависит от того, работают пенсионеры или нет. Взрослые дети перестали быть кормильцами своих престарелых родителей. Скорее наоборот, материальная независимость от детей, высокий жизненный тонус пожилых людей — характерные черты современного образа жизни семьи. Стремление к не-зависимости у пожилых людей так же сильно, как у моло-дых. Для пожилых людей характерны установки: "не зави-сеть от детей", "не быть обузой", "не превратиться в нянь-ку", "не замыкаться только в семейных заботах". У многих пенсионеров стремление продолжать работу порой сильнее, чем желание своим участием оказывать помощь детям и их семьям.

Распределение выполнения домашней работы в семейной группе, в % к опрошенным (по оценкам женщин)1 Виды домашней работы Жена Муж Родители Дети от 7—14 лет Дети старше 14 лет Работа не выполняется Покупка про-дуктов 85 51 6 18 50 — Приготовление пищи 96 30 6 6 27 — Мытье посуды 74 39 8 30 59 — Уборка квартиры 93 44 4 14 59 — Стирка 86 27 2 5 28 3 Починка бытовых приборов, мебели 19 70 3 3 21 2 Проверка дом. задания у школьников 87 50 2 — 4 2

Особый интерес вызывает вопрос об участии детей в домашнем труде.

Данные из приведенной таблицы показывают, что дети в рабочей семье активно участвуют в домашних работах. Дети старших возрастов по многим видам домашней работы делают больше, чем их отцы. Они больше, чем матери, заняты мытьем посуды, уборкой квартиры, стиркой.

Дети из так называемых интеллигентных семей участвуют в домашнем хозяйстве крайне мало, от случая к случаю, не имея постоянных обязанностей. Установлено, что участие детей, особенно сыновей, в домашней работе в значительной степени зависит от участия в этом труде отцов. Вовлечение подростков в хозяйственно-бытовую деятельность в семье находится в прямой зависимости от степени участия отцов в домашней работе.

Большинство современных семейных союзов относятся к так называемым переходным типам. Эта семья от патриархальных отношений далека, но к эгалитарным не подошла. Семьи "переходного типа" наиболее уязвимы со стороны их стабильности. Именно эта группа семей дает самый большой процент разводов. Характерной чертой такой семьи является женская доминанта. Женщина в этой семье — глава. Ей бесконтрольно принадлежит семейная касса. Она организует быт семьи, досуг, самостоятельно принимает решения, которые касаются мужа и детей. При этих условиях простор для проявления деспотического характера, эгоизма, бескультурья безграничен. Мужчина в такой семье вышиблен из семейного седла. У него нет должного авторитета отца и мужа. Женщина теряет женственность. Из русского языка ушло, стало анахронизмом замечательное слово "добродетель", в буквальном смысле — делать добро. Это большой комплекс женских черт: терпеливость, мягкость, уступчивость. Эмансипация, понятая как вариация мужского поведения, формирует неженственный тип поведения. С этим часто связаны семейные конфликты, доходящие до развода.

Это опасное явление очень метко отразила в статье "Какие мы женщины" писательница Зоя Богуславская: "...широко распространился и все множится тип женщины- хамки. Остервенелой. Беспощадной. Она полагает, что дорогой ценой добыла себе право вести себя, никому ни в чем не уступая. Она привычно отругивается у овощного ларька, в своем кабинете начальницы цеха ткацкой фабрики, у телефона-автомата, в метро. Для нее обратиться к другому по-человечески — значит унизиться" .

Точный социальный портрет. Такая женщина в семье становится деспотом. Она третирует мужа, детей, считая это своим неотъемлемым правом.

Дегуманизация процесса эмансипации приводит или к реанимации патриархальщины, и тогда горят живые факелы, или к утрате женственности, которая, в свою очередь, рождает эмансипированных "кабаних".

Такие женщины спекулируют теми большими правами, которые им дало общество.

Буквально терроризировала городские власти подмосковного г. Коломны героиня очерка "Кривое дерево", опубликованного в еженедельнике "Семья" . Мать четверых детей, дипломированный искусствовед, закончившая МГУ, превратилась в профессиональную склочницу, завалившую жалобами все государственные инстанции. Она действует наверняка, бравируя своей многодетностью, клевеща на коллектив, где работает. На поверку оказалось, что эта женщина просто хамка, грубиянка, которая могла собственную мать ударить сковородкой по голове. Лень, иждивенчество, предельная неряшливость, бесхозяйственность — вот такие качества отличают эту возвышенную любительницу книг и классической музыки. Когда корреспондент пришла в дом к Ларисе Петровне, она увидела, что четырехкомнатная квартира захламлена донельзя. На шкафах и по углам — ветошь, тряпки, старые газеты. На неубранных постелях — грязные простыни. Носильные вещи сброшены в угол, в семье нет шкафа. В семье, где пять женщин, не смогли привести в порядок квартиру даже к приходу кор-респондента.

Лариса Петровна с гордостью говорит: "Знаете, все в нашей семье — неумехи. Мы — книжники, нонконформисты, я, честно говоря, всю жизнь готова с книгой в руках провести. К тому же все силы уходят на борьбу с бюрократизмом". Вот характерный пример того, во что нам обходится дискредитация домашнего хозяйства. Антисанитарные условия, отсутствие налаженного питания, элементарного порядка — отнюдь не редкая семейная обстановка, при которой растут дети.

Неподготовленность и даже нежелание многих женщин хорошо организовать ведение домашнего хозяйства, само-оправдание со ссылкой на занятость вызывают напряжен-ность во взаимоотношениях между супругами.

Часто мысль о разводе у мужчин связана с неопрятностью жен, неумением вести домашнее хозяйство, ухаживать за ребенком, безразличием жены к своей внешности. Неналаженные бытовые условия, беспорядок в квартире, нерациональное ведение домашнего хозяйства, неряшли-вость ведут к дезорганизации семейной жизни. В ряде семей это входит в привычку. Такая атмосфера губительно сказывается на воспитании детей, уродует их характер, не способствует организованности, четкости, трудолюбию, что в дальнейшем влияет на выполнение человеком его обя-занностей как члена общества. Женская "монополия" в се-мье делает женщину излишне требовательной, резкой, не-терпимой по отношению к мужу и детям. В семье человек отдыхает, воспроизводит свои силы. Семья должна обеспе-чить каждому своему члену физическую и эмоциональную разгрузку, психологический отдых.

Роль женщины в решении этой задачи весьма существенна. Однако рекреационную функцию обеспечивает далеко не каждая семья. Приходится слышать: "Я на работе отдыхаю от дома". Такое парадоксальное утверждение не случайно — оно свидетельство большого психологического напряжения в семейных отношениях. Супруги бывают поразительно неграмотны в психологической стороне своих взаимоотношений. Нам пришлось немало слышать о вза-имных упреках. По мнению многих женщин, их мужья пло-хо справляются с обязанностями мужчины в семье. Хотя в подобных оценках отражены действительные недостатки в поведении многих мужчин в семье, женская критика неред-ко излишне преувеличена и резка.

В браке должна быть удовлетворена одна из основных социальных потребностей человека — потребность в любви, сохранении и поддержании чувства собственного достоинства. Психологи отмечают более критический тон женских оценок в отношении их супругов, чем мужских. Низкая оценка супруга часто определяется завышенной самооценкой со стороны женщины.

В сфере семейных отношений постоянные отрицательные оценки поведения друг друга вызывают изменения в характерах супругов, ведущие к дальнейшему обострению отношений.

Для семей, в которых супруги склонны к частым отрицательным оценкам друг друга, характерны хроническая раздражительность, озлобленность, ущемленное чувство достоинства.

Отсутствие в доме уюта, тепла, взаимопонимания создает почву для взаимных измен. Измена занимает одно из первых мест среди субъективных причин разводов.

Наше исследование дало следующие результаты.

Ранжировка причин развода (по мнению студентов)

МУЖЧИНЫ:

Измена

Несходство характера

Адаптация чувств

Материальные проблемы

Сексуальная дисгамия

ЖЕНЩИНЫ:

Измена

Адаптация чувств

Алкоголизм, наркомания

Несходство характеров

Сексуальная дисгамия

обеспечить семью материально

Неспособность мужа

Мужчины и женщины на первое место среди причин, разрушающих семью, поставили измену, которая, по их словам, уничтожает "доверие и уважение". Характерно, что многие мужчины, говоря об измене, имели в виду поступки супруги, а не свои собственные.

Отношение к супружеской измене в %

МУЖЧИНЫ: допустима — 47,2% недопустима — 52,8%

ЖЕНЩИНЫ: допустима — 34,8% недопустима — 65,2%

Допуская добрачные сексуальные отношения как бе-зусловную современную норму, студенты обоего пола в сво-ем большинстве резко отрицательно относятся к супру-жеской измене. Этот показатель коррелирует с указанием на измену как первопричину развода.

Женщины, не допускающие измену принципиально, оценивают ее как предательство.

Ответы звучали так: "Измена недопустима, иначе зачем создавать семью?"

Высказывались весьма реальные опасения, что измена опасна из-за возможности заражения заболеваниями, пе-редающимися половым путем.

Многие респонденты считают, что случайная физическая измена не должна разрушать брак. Симптомична позиция, допускающая супружескую измену как право автономной личности. Разброс мнений по поводу сложнейшей проблемы внутрисемейных отношений не снижает высокую этическую норму, нацеленную на супружескую верность как важнейшую семейную ценность.

Студенты обоего пола считают, что серьезной причиной расторжения брака является исчерпанность чувств. Это мнение вполне соотносится с основным мотивом брака — любовью. Можно с уверенностью сказать, что общественное мнение, выраженное абсолютным большинством респондентов, оценивает брак без любви как безнравственный, и отсутствие чувства определяется в качестве серьезной причины расторжения брака. 70% женщин и 78% мужчин отдают предпочтение жизни вне брака, браку, без любви .

По сравнению с социологическими выводами 70— 80-х гг. появились новые подходы к факторам стабильности брака. Молодежь сходится во мнении, что материальные проблемы и сексуальная дисгамия могут разрушить брак.

Студенты считают также, что главные семейные трудности носят психологический характер. Они указывают на самые разнообразные причины разрушения семейного очага. Например, неумение гасить конфликты, непонимание, нетерпимость, раздражительность, невнимание, усталость друг от друга. Как ответила одна студентка: "Повод к разводу может быть любой, а причина — разрушение ценностей".

Важным условием стабильности брака молодые люди назвали его гомогенный характер, т. е. совпадение образовательного и интеллектуального уровня супругов. Прогнозируя свое семейное будущее, студенты представляют союз любящих, верных супругов, заботливых воспитателей детей.

Замечательное исследование провели ученые института психологии РАН, изучив частушки, песни, поговорки, анек-доты, посвященные семье. В результате появился идеальный социальный портрет современной семьи .

Мужчина должен хорошо зарабатывать и полностью материально обеспечивать семью; должен заниматься воспитанием детей; должен поддерживать хорошие отношения с тещей; не должен изменять жене; не должен быть вял, пассивен и равнодушен к делам семьи, домашнему хозяйству; не должен быть пьяницей; не должен быть жадным, трусливым, слабым, хвастливым, ленивым и эгоистичным. Желательно иметь высокие сексуальные возможности. Современная россиянка не должна быть черства, груба и агрессивна с близкими, не должна унижать и постоянно "пилить" мужа и детей; не должна быть слишком озабочена вопросами секса; не должна попадаться, если изменила мужу; не должна вмешиваться в дела семьи дочери или сына.

Заканчивая наше повествование, мы хотели бы сделать самый главный вывод. Эмансипация, не подтвержденная семейным равенством, есть эмансипация не человеческой личности, а только женщины. Этот этап эмансипации стал уже историческим. Современная концепция эмансипации должна исходить из обоюдной роли супругов в семье, т. е. быть концепцией эгалитарных семейных отношений. При-шла пора отойти от рассмотрения только "женских про-блем", социология должна заниматься изучением роли муж-чины в семье. Женские и мужские проблемы — это зер-кальные проблемы. Зеркальность проблемы не предполагает нивелировки в ее решении. Нужно думать не только о специфике женского и мужского труда, а о специфике жизнедеятельности мужчины и женщины. Гармония лично-сти не может существовать без гармонии основных функций человека: работника, супруга, родителя.

Наступил XXI в., и мы все больше подходим к осознанию, что цивилизация связана прежде всего с многообразием социальных условий и наличием выбора. Общество должно учитывать бесконечное разнообразие условий жизни людей и представить им возможность самостоятельного ин-дивидуального выбора.

Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей.

<< | >>
Источник: Черняк Е. М.. Социология семьи: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»,2004. — 238 с.. 2004

Еще по теме § 2. Структура и функции современной семьи:

  1. 9. Семья в современном обществе. Функции семьи. Влияние семейных отношений на здоровье человека.
  2. § 3. Современные направления изучения семьи
  3. Функции семьи
  4. 46. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
  5. Функции семьи
  6. 45. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ФУНКЦИИ
  7. Понятие и функции семьи
  8. 36 ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СЕМЬИ И ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
  9. § 8.1. СТРУКТУРА СЕМЬИ
  10. § 8.1. СТРУКТУРА СЕМЬИ
  11. 3.1. Состав и структура налоговых органов РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, его структура и функции
  12. 3. Взаимодействие современного и традиционного в социальной сфере стран Востока. а) Российские востоковеды о современном и традици­онном в структуре стран Востока.
  13. Современные тенденции и инструменты построения структур
  14. Современные тенденции реформированияорганизационной структуры
  15. 10. 1. Принципы построения и структура современной банковской системы
  16. 1.5. Структура современной экономической теории
  17. БИЗНЕС-ГРУППЫ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
  18. Структура современного денежного анализа.
  19. 7.2. Понятие, сущность и структура современной кредитной системы
  20. 6. 2. Понятие, сущность и структура современной кредитной системы