<<
>>

Специфика девиантного поведения молодежи.

Девиант-ное поведение подростков (14-17 лет) и молодежи (18-29 лет) имеет общие для всех девиант- ных проявлений причины. Прежде всего это противоречие между относительно равномерно распространенными и растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения, или, в терминологии Р.
Мер- тона, несоответствие между социальными ценностями, устремлениями и соци-ально организованными средствами их удовлетворения.8

Возможности человека определяются в основном его социальным статусом, местом, занимаемыми социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам (стратам).

Если этот так, то следует рассмотреть, как, специфически для подростков и молодежи проявляется социальное неравенство, противоречие между потребностями (ценностями, устремлениями) и возможностями их удовлетворения.

Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные различия, но и статусные.

«Понятие "старшинство" имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обо-значая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обя-занностей. Во всех языках понятие "младший" указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус».9 Так что различия возрастные обора-чиваются социальным неравенством. И в российском общества дети, подростки, молодежь страдают не только от непонятости или же репрессивных мер «воспитания», но и от неравенства положения, неравенства шансов по сравнению со взрослыми получить соответствующее жилье, работу, вознаграждение за нее; сегодня молодые люди— первые кандидаты в безработные.

Во-вторых, противоречия между постоянно растущими потребностями людей и относительно неравными возможностями их удовлетворения приобре-тают применительно к молодежи особенно острый характер в силу противоречия между повышенным энергетическим потенциалом молодых, бурным развитием их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием само-утвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, недостаточным профессиональным и жизненным опытом, а следовательно, и сравни-тельно невысоким (неопределенным, маргинальным) социальным статусом.

В-третьих, применительно к молодым остро стоит проблема «канализи- рования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом, допустимом направлении, ибо молодежь особенно нуждается в социальном признании и самоутверждении, а неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках, преступлениях («комплекс Герострата») или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суи-цид)—как форме пассивного протеста.

Помимо общих причин девиантного поведения и их действия в молодежной среде можно назвать и некоторые факторы, определяющие большую вероятность реализации тех или иных форм отклонений.

Так, неудовлетворенная потребность в самоутверждении относительно чаще приводит к насильствен-ным преступлениям. Есть факторы, усиливающие тягу молодежи к алкоголю и объясняющие «выбор» именно этой формы девиантного поведения. Если алкоголь вообще облегчает общение между людьми, то для подростков и молодежи данное его свойство становится особенно значимым: в силу недостаточности социального опыта, робости, неискушенности в общении между полами, некоторые пытаются с помощью алкоголя приобрести большую уверенность в себе, преодолеть смущение, чувство (обоснованное или необоснованное) неполноценности и т. п. Посредством злоупотребления алкоголем подростки демонстрируют свою «взрослость», принадлежность к миру взрослых (так называемое «статусное» потребление алкоголя).

Если для одной части подростков и молодежи средством активного само-утверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее «уход» от чуждого, непонимаемого мира в алкоголь, наркотики или же добровольный уход из жизни. Потребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение—это формы ретризма, ухода—как результата неприятия (сознательного или несознательного) социальной действительности и неумения (нежелания) приспособиться к ней одобряемыми обществом способами.

Согласно концепции «двойной неудачи» американского социолога Р. Мертона, ретристские формы поведения возникают при наличии двух обстоя-тельства: 1) длительной неудачи в достижении разделяемых обществом целей легальными средствами и 2) неспособности прибегнуть к незаконным (пре-ступным) способам достижения этих целей. «Двойная неудача» ведет как к индивидуальному ретризму, так и к формированию ретрист-ских субкультур.

Вообще сообщества с преобладанием норм, ценностей, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе, образуют ценностно- нормативные субкультуры (преступную, ретристскую, подростковую, богемную и Др.)

Субкультура формируется в результате интеграции людей, чья деятельность и образ жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в об-ществе, а потому им отвергаются.

Субкультурные сообщества тем более сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более энергично и жестко ею отторгаются.

Поэтому, например, группа наркоманов интегрирована больше, чем компания алкоголи-ков, но меньше, чем сообщество преступников или осужденных.

Подростки и молодежь чаще интегрированы в субкультурные группы, нежели взрослые, Это объясняется и естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, и поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т.п.

К формированию ретристских субкультур (сообщества пьяниц и алкоголиков, наркоманов, хиппи) приводит: 1) личная неустроенность и неудовлетворенность (как результат противоречий социально-экономического развития, социальных условий бытия); 2) неспособность или неприятие активных форм самоутверждения, преодоления конфликтных ситуаций, фрустрации («двойная неудача»); 3) потребность в общении, в референтной группе («выбирается не алкоголь, а компания»); 4) интеграция неформальных групп как следствие дав-ления социального контроля.

Многие подростково-молодежные группы социально нейтральны или признаются обществом. Другие же носят выраженный антиобщественный ха-рактер.10

Примерная типология обгединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием следующая:

1. Случайная группа—например, затевающие драки на дискотеках, ста-дионах и в других местах, однако имеющая свои неписанные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность «отпустить тормоза». Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.

Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности—это суицид). Обычное занятие ретристских групп—бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развле-чения, токсикомания и наркомания.

Агре ссивная группа— основана на наиболее примитивных представ-лениях об иерархии ценностей и минимуме культуры.

Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными осо-бенностями агрессивной группы являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: «мы—они».

Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда—примитивный уровень мышления.

В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного кол-лективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно назы-вают молодежными бандами.

У нас довольно длительное время массовые драки подростков, их жесто-кость и вандализм наивно считали «мальчишескими» шалостями, принимали за этакую молодецкую забаву, которой будто бы издавна «славилась» Русь. В результате жестко организованные уголовниками группировки называли группами «трудных подростков», которые «сегодня подерутся, а завтра помирятся». Но сегодня нередко эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют.

Подросток в своем сложном и жестоком мире куда меньше защищен, чем в годы детства. Поэтому, не принимая зачастую стиля отношений в группировке, он вынужден быть в ней. Иначе он—изгой. Ибо для подростка самое важное—это общение, чувство «мы», осознание своего «Я».

Сама. подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на нечистоплотности, унижении слабых, а то и откровенной жестокости. Ненужные семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и насилуют.

Социологи, криминологи и психологи типологизировали членов группировок и выделили следующее:

«Аутсайдер»—человек, попавший в жизненный тупик, неудачник, не нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий воз-можностей для самореализации.

«Маргинал»—одинокая личность, утратившая индивидуальные соци-альные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дис-комфорт и нередко пытающаяся самоутвердиться путем безнравственного по-ведения.

«Конформист»—человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, хорошо адаптирующийся в новой социальной микросреде, быстро и без особых усилий усваивающий групповые ценности и нормы.

«Приспособленец»—человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения своего статуса в группе, а за счет этого и престижа в обществе.

«Фанат»—человек, преданный ценностям и символам группы, неукос-нительно соблюдающий принятые здесь нормы и отрицающий все, что идет вразрез с ее ценностями.

«Борец»—человек, для которого процесс борьбы за идею значит больше, чем сама идея, всегда готовый к активным действиям по защите групповых интересов, ее автономии и ценностей.

«Вождь»—человек, видящий свое признание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий неплохими для этого способ-ностями.

«Попутчик»—человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, нежели групповыми целями и нормами.

«Имитатор»—человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей и целей.

«Скучающий»—человек, одним из мотивов вступления в группу которого является надежда более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения.

В криминогенных компаниях «модель поведения» убого-примитивная: слабый—пропадай, сильный—выживай. Под «силой» нередко понимается групповая расправа над одиночками, чем-то не угодившими их требованиям.

В подростковых компаниях очень часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, так как отрицаются об-щечеловеческие качества. Отсюда— жестокость, доходящая порой до садизма, развязность, гнусные оскорбления по адресу «чистеньких мальчиков и девочек», которые «сидят дома, читают книги и хорошо учатся».

Так утверждается беспрекословное подчинение «лидерам» и «вожакам» уличных компаний, навязывается стремление «быть ведомым».11 Отсутствие теплых эмоциональных контактов с родителями в семье может повлечь необратимые нарушения в психике ребенка, а в последующем—агрессивное поведе- ние.12 Как заметил известный врач и педагог доктор Б. Спок, «преступники вы-растают из детей, страдавших не от недостатка наказаний, а от недостатка люб-

13

ви». Многочисленные наблюдения за детьми и эксперименты с животными приводят исследователей к выводу, что наказание не только не устраняет агрес-сивность, но поощряет и усиливает ее. Криминологам и работникам правоохра-нительных органов хорошо известно, что подавляющее большинство лиц, со-вершивших насильственные преступления, в детстве подвергались унижениям, наказаниям, страдали от жесткого (а то и жестокого) обращения со стороны взрослых.

Избитые дети, как правило, не хотят возвращаться в семью. Кризисная служба не может обеспечить их убежищем. Ребята прячутся на квартирах знакомых, в приютах для беспризорников или бродяжничают. Очень часто их подбирают люди из криминальной среды.14

Как же бороться с родителями-садистами? Конечно, их можно лишить прав на ребенка. Но это долгий и мучительный процесс. Наши законы не пре-дусматривают быстрой реакции на издевательство над детьми. В Уголовном кодексе есть ст. 113, карающая за истязание, но на практике она почти не применяется. Да и станет ли ребенок обращаться в суд с жалобой на собственных родителей, ведь его могут назвать Павликом Морозовым?!

Сказали, что их били в детстве 79% колонистов и 60% подследственных. На вопрос: «Если били, то кто?» ответили так: отец—62,4 (23,5%), мать—40,4% (24,8%), брат—10,3% (3,3%), сестра—6,4% (2,6%), другие родственники—6,8% (2,6), сверстники—38,0% (17,6%), воспитатели—7,7% (4,6%).

На вопрос: «Находится ли близкий Вам человек в заключении?» утверди-тельно ответили 55% колонистов и 47,7% подследственных. Это: мать—10,7% (4,6%), отец—7,7% (1,3%), отчим (мачеха)—4,8% (1,3%), брат (сестра)—25,0% (6,5%), другие родственники—8,3% (5,2%), друг (подруга) — 67,3% (35,3%).

По признанию опрошенных, впервые попробовали алкоголь в возрасте: до 10 лет—27,3% (17,7%), 11-13 лет—41% (36,6%), 14-16 лет—24,7% (34,0%). Не пробовали алкоголь лишь 1,6% (1,3%). На вопрос: «Кто Вам его предло-жил?» респонденты ответили так: друзья-54,3% (53,0%), родные—3,6% (9,8%), сам—30,3% (27,5%), другие—4,3% (4,6%).

На вопрос: «Допускаете ли Вы совершение преступления после отбытия наказания?» были даны следующие ответы: «Ла»— 8,2% (9,2%); «Скорее, да»—8,6% (3,3%); «Не знаю, как получится»—32,9% (32,7%); «Нет»—45,1% (51,6%). Хотелось бы верить, что это не просто слова.

Собираются после отбытия наказания: жить своим трудом, работать по своей профессии—47,7% (34,6%), организовать свое дело—18,4% (18,3%), продолжать учебу—21,7% (35,9%), работать в охране—2,0% (2,6%). Заниматься другими делами—18,4% (13,7%). Какими? Покажет будущее.

Планируют жить у родителей—77,3% (80,4%). Сказали, что у них нет родителей—5,9% (5,2%). Из общего числа опрошенных бродяжничали 9,5% ко-лонистов и 4,6% подследственных.

Мы также спросили респондентов: «Чему Вы научились в заключении?». Ответы следующие: ценить семью—75,3% (60,8%), научились профессии— 31,3% (1,3%), жестокости—25,0% (16,3%), умению прощать—30,3% (13,1%).

Считают себя жестокими людьми—10,2% колонистов и 7,2% подследственных.

Психологи установили, что если в отношениях родителей и детей мало любви, ребенок нередко растет агрессивным. Причем агрессия и враждебность направлены не только на самих родителей, но и против социального окружения, школы, товарищей.

Начальник отдела Генпрокуратуры Российской Федерации Г. Ф. Полозов привел такие цифры: «За два последних года от криминала пострадали свыше 40 тыс. несовершеннолетних. Они же, по результатам выборочных исследова-ний, составляют 36% жертв половых преступлений. Но официальная статистика не отражает картины. Резко возросло число несовершеннолетних бродяг. Если по всей РСФСР в приемниках-распределителях содержалось 50 тыс. маленьких беглецов, то сейчас только в российских "накопителях" их около 40 тыс.».15

В семьях, занятых проблемами выживания, дети предоставлены сами себе.

Отношение к «меньшим братьям» — один из важнейших показателей действительного, хотя часто скрываемого, отношения к людям. Имеются результаты исследований, свидетельствующих об этом. Например, из 135 человек, привлеченных к уголовной ответственности за тяжкие насильственные преступления, 118, или 87,7%, в детстве мучали животных.16 На этой стадии (как и на последующей) чрезвычайно важна специализация по полу. Ее дефекты могут привести уже взрослого человека к различного рода отклонениям и девиантному поведению.

Примечания

Смелзер Н.-Дж. Социология // Социологические исследования. 1992. №1. С. 132.

См.: Акегз К. Беу1ап1 ВеЬауюиг: А 8ос1а1 Ьеагшпд АрргоасЬ. Ве1шоп1, 1985; Шддтз Р., Вийег К. Ппёег81апё1п§ Беу1апсе. Ме Ога^—НШ Воок Сот- рапу, 1982; Ра1тег 8., НитрЬегуУ. Беу1ап1 ВеЬауюиг: Райегпв, Зоигсе апё Соп- 1го1. Уогк, 1990; ГилинскийЯ., Афанасьев В. Социология девиантного (от-клоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб., 1993.

См.: Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982. С. 241251; ГилинскийЯ. И. Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследования. 1990. №2. С.41-49; Веп-УеЬиёаК РовШуе апё №дайуе Беу1апсе: Моге Рие1 &г а Соп1гоуегзу // Беу1ап1 ВеЬауюиг. 1990. Уо1.11. №3.

См.: Гилинский Я. Преступность в Санкт-Петербурге// Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. 2-е изд./ Ред. К.Астафьева, М.Дмитриева. СПб., 1994. С. 84-88.

Афанасьев В., ГилинскийЯ. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб., 1985. С. 25-43.

Криминология: Учебник/Под ред. В.В.Орехова. СПб., 1992.

Захарчук В. А. Нормы и отклонения в подростковой среде. Авто-реф.

канд. дис. Тюмень, 1994. С. 15-79.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. №2, 3, 4.

Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 85.

Клауорд Р., Оулин Л. Дифференциация субкультуры // Социология преступности. М., 1966. С.334-354; Коэн А. Содержание делин-квентной субкультуры // Там же. С. 314 -321; Я б л о не к и и Л. Шайка де-линквентов как промежуточная группа // Там же. С. 355-366; Криминологи о неформальных молодежных объединениях / Отв. ред. И.И.Карпец. М.,1990.

Подробнее см.: Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала.

Диалог поколений. Мурманск, 1994. С. 149-155.

12

Холыст Б. Криминология: основные проблемы. М., 1980. С. 110— 111.

Литературная газета. 1968. №10. С. 11.

Засорин Олег. Кто защитит ребенка от насилия? // Смена. 1994. 2 дек.

Комсомольская правда. 1995. 12 июля.

Огонек. 1988. №21. С. 16.

<< | >>
Источник: Под ред. проф. В.Т.Лисовского. Социология молодежи: Учебник Под ред. проф. В.Т.Лисовского .—СПб: Изд-во C. –Петербургского университета,1996. 460 с.. 1996

Еще по теме Специфика девиантного поведения молодежи.:

  1. § 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
  2. Г Л А В А IX ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ, ПРЕСТУПНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
  3. 48. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  4. Социология девиантного поведения
  5. 50 ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  6. Социология девиантного поведения
  7. 4.1. Причины и типы девиантного поведения
  8. Девиантное и делинквентное поведение
  9. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ(ДЕВИАНТНЕ) ПОВЕДЕНИЕ
  10. Социология девиантного поведения
  11. 1. Понятие и типы девиантного поведения
  12. Изучение девиантного поведения
  13. Изучение девиантного поведения
  14. Иные формы девиантного поведения.
  15. Глава 8. Социология девиантного поведения
  16. Девиантное поведение