<<
>>

Религия и социальное неравенство.

Можно согласиться с выводом Б. Барбера, что в западных обществах христианская вера в идеале нашла выражение в таких прин ципах как "братство людей во Христе" и "священство всех верующих"(в протестантиз ме), что имело своим важным последствием значительное уменьшение фактического неравенства в том, что касается религии.
Впрочем, "в реальной социальной действи

тельности неравенство в других измерениях стратификации, вероятно, постоянно ме шало осуществлению христианского идеала полного равенства в религиозной и ри-

туальной чистоте, причем в прошлом, пожалуй, в большей степени, чем ныне, хотя нам по-прежнему еще далеко до наступления "царства божия " в этом отноше нии"!.

Религия в ее отношении к социальному неравенству и стратификации должна быть рассмотрена в связи с проблемой легитимации неравенства в важнейших формах его проявления в обществе. Один возможный вариант - оправдание неравенства, когда оно не считается несправедливостью, поскольку временное неравенство в земной жиз ни вознаграждается в последующем.

На этом представлении строится кастовая система.

Иначе обстоит дело в обществах, которые идеологически утверждают равенство всех людей и в которых тем не менее существуют социальное расслоение и неравенст во. Можно оправдывать такое положение ссылкой на различие индивидуальных спо собностей (как это часто и делается) и сводить проблему равенства к равным "старто вым возможностям". В какой-то мере такая легитимация может быть эффективной в обществах с высокой вертикальной мобильностью, чтобы можно было рассматривать достижение высокого положения как результат индивидуальных усилий. В обществах с малоподвижной системой стратификации чаще всего легитимация осуществляется по средством сакрализации существующего порядка, социально обусловленного неравен ства.

При этом возможны два типа религиозной легитимации социального неравенства: в одном случае оно обосновывается как Богом установленный порядок вещей, в другом - как нечто связанное с нарушением божественных установлений. С точки зрения хри стианства "святость", обладание блаженством не связаны с положением индивида в системе социальной стратификации ("Многие же будут первые последними, а послед ние - первыми" [Мф. 19:30].

В христианстве проблема оправдания неравенства решается как проблема тео дицеи, оправдания Бога перед лицом зла, царящего в мире. Эта проблема решается хри стианством в ходе его долгой истории, на протяжении которой не раз ПРОИСХОДИ ЛИ) кардинальные изменения в системе социальной стратификации; 'Во введении к " Хозяйственной этике мировых религий" Вебер приводит блестящий пример анализа проблемы теодицеи в контексте социальной психологии мировых религий. Он рас ' Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мо- бильности//Американская социология сегодня. Проблемы, перспективы, методы. М., 1972. С 240.

сматривает связь между религиозной этикой и интересами разных социальных слоев: религия "бедных" отличается от религии "богатых".

Вебер показывает, что развитие рациональной религиозной этики именно в об ладающих меньшей социальной значимостью слоях объясняется их положением в об-ществе. Представители обеспеченных слоев, пользующихся почестями и властью, обычно создают свою сословную легенду об особых достоинствах, достающихся в силу благородства происхождения; сам характер жизни этих слоев питает их чувство собст-венного достоинства. Напротив, слои социально угнетенные, место которых в обществе оценивается негативно, основывают свое достоинство прежде всего на вере в свою миссию, которая осуществится тогда, когда все переменится и восторжествует спра-ведливость, - те, кто презираются как " последние", станут "первыми".

Верующие из низших слоев больше склонны к ориентации на потусторонний мири вознаграждение в жизни иной.

Они чаше испытывают страдания, соприкасаясь с

социальной системой, и острее ощущают это как несправедливость, а потому склонны рассматривать посюсторонний мир как область действия злых сил, сатаны. Они нуж даются в утверждении некой глубокой справедливости или смысла, который в конеч ном счете возобладает: добро должно победить зло. Привязанность к "другому миру" знаменует их отказ от погони за мирским успехом, но отказ на условии, что он сулит нечто большее, чем то, от чего здесь приходится отказываться.

Напротив, теодицеи высших слоев - это теодицеи "хорошей судьбы", а не отчая ния и бегства: удачливый хочет знать, что его удача - не слепой случай, а заслуженная награда. У высших слоев экономическое процветание рассматривается как знак мило сти Божьей, у низших неискоренимо подозрительное или негативное отношение к бо гатству, в котором часто видят корень зла и угрозу "гибели".

Итак, в каждом обществе, где члены разных социальных слоев исповедуют об щую религию, существует тенденция к образованию ее модификаций и реинтерпрета- ций применительно к интересам и ценностям каждой социально-экономической груп пы.

Согласно Э. Трёльчу, "секты", стоящие на позициях неприятия и осуждения " мира", находят опору в низших социальных слоях, тогда как "церкви", благословляю щие существующие порядки, - в высших и средних.

Социальная стратификация получает отражение в религиозном мировоззрении, которое в социальном плане может быть ориентиро-

271

вано существенно различным образом: 1) на воздаяние только в посмертной жизни, поскольку в "этой" остается только нести каждому свой "крест", бремя испыта ний, потому что "здесь" ничего изменить нельзя; это позиция социальной пассивности; 2) на продвижение к более гуманному обществу усилиями человека, следующего боже ственным заповедям и делающего все о него зависящее, чтобы приблизить "Царство Божье": мирская эсхатология социального оптимизма; 3) еще одна разновидность мир ской эсхатологии - милленаризм (от лат.

millenium - тысячелетие): спасение ожидается в пределах истории, но не путем постепенного, "эволюционного" совершенствования того, что есть, а путем ухода из "мира греха и зла" или его разрушения под водительст вом Высшей силы; нынешнее общество уже на пороге этого полного преображения всей жизни, оно наступит скоро и начнется "тысячелетнее Царство Божье" на земле; 4) самая радикальная разновидность эсхатологии - апокалиптическая: свершится послед ний и страшный суд, с ним закончится бег времени, зло будет наказано, а добро вос торжествует.

С религиозным мировоззрением связана установка на движение членов религи озных групп вверх или вниз в стратификационной системе, т.е. на социальную мобиль ность.

Социальная мобильность существует в большем или меньшем объеме во всех обществах на разных стадиях истории. В прошлом мобильность осуществлялась в не большом объеме, т. е. движение вверх или вниз касалось лишь немногих. В ходе соци ального развития эти возможности расширяются. Изменяются не только объемы, но и каналы социальной мобильности.

Такой традиционный канал мобильности, как продвижение по социальной лест нице с помощью религиозных ролей, продолжает надежно служить и сегодня, хотя час то в несколько модернизированной форме.

Церковные должности разного уровня для разных слоев служили и продолжают служить часто одним из немногих шансов занять "положение" и продвинуться вверх в обществах, где сильны сословные традиции. Церковные учебные учреждения часто

выполняли важную функцию, создавая предпосылки для успешной карьеры способ ных, но неродовитых и бедных молодых людей.

Нехватка священников сегодня, например у католической церкви, объясняется наряду с прочим еще и тем, что стало больше каналов для продвижения вверх в связи с развитием светского образования.

Несмотря на существование христианского идеала равенства всех людей, в об ществе до последнего времени доминировала норма, не одобряющая социальную мо бильность: человек не должен

стремиться к продвижению для себя лично. В любой, в том числе и религиозной, форме понимание общества как социального организма, построенного по иерархиче скому признаку, обосновывало и оправдывало неподвижность социальной структуры в целом и неизменность положения, занимаемого в ней каждым человеком (в индуизме это кастовая норма, в христианстве - идея божественного порядка: "каждый оставайся в своем звании"). Религия в совокупности с другими переменными - один из факторов, формирующих "стиль жизни".

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Религия и социальное неравенство.:

  1. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  2. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  3. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  4. ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ7.1. Социальное неравенство и социальная стратификация
  5. 52. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
  6. § 1. Социальная дифференциация и социальное неравенство
  7. Культура и социальное неравенство
  8. Зарождение социального неравенства.
  9. Тендерное неравенство и социальная стратификация
  10. Гендерное неравенство и социальная стратификация
  11. § 6.3. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА
  12. § 6.3. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА
  13. Сущность и причины социального неравенства
  14. 12.1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО И ИЗМЕНЕНИЯ В СТРАТИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВА
  15. Религия - социальная стратификация - социальная мобильность
  16. Религия и социальное изменение: М. Вебер
  17. Социальные формы организации религии