Основные теории
По мнению Р. Петтаццони, в мифологическом мышлении одновременно присутствует логичность и нелогичность, рациональность и иррациональность, оно сочетает в себе в зачатке все многообразие типов человеческого сознания. Объединяя историческое рассмотрение с психологическим подходом, в равной мере несводимым ни к 3. Фрейду, ни к К. Юнгу, Петтаццони объяснял возникновение мифа как результат ситуации человеческого существования в конкретном культурно-историческом контексте.
Эта ситуация по своей природе всегда полна экзистенциальных переживаний. Мифы — это реакция на эти переживания, выраженные в различных формах мысли и действия в зависимости от конкретной ситуации. Петтаццони выделяет три стадии культурного развития — стадию охоты и собирательства; стадию земледелия, которая служит преддверием «цивилизации»; более сложные формы стадии земледелия. Каждая из этих стадий имеет свои собственные, только ей принадлежащие мифы: первая — мифы о животных, вторая — мифы о плодородии, третья — мифы о спасителе.Однако для Петтаццони миф — это не просто отражение положения человека на той или иной стадии конкретной культуры. Это также и тип мышления.
Хотя его содержание может быть связано с определенным временем и местом, его форма остается единой на протяжении всей человеческой истории.Схожие взгляды на миф как дологический источник разнооб-разных форм человеческой активности демонстрируют Г.А. Франкфорт, Л. Леви-Брюль, Э. Кассирер.
К. Леви-Строс, рассматривая так называемые иррацио-нальные элементы мифа, показал, что они выражают логические формы. Эти формы только кажутся иррациональными с точки зрения более развитых обществ, поскольку они выражены в конкретных образах персонажей и событий, а не в «логических» абстрактных понятиях, повествуют о физическом, материальном мире, а не о процессе мышления. Антрополог А. Маршак, придерживаясь сходных взглядов, показал, что время, пространство и реальность человеческого общества находят отражение в интеграции человеческих, зоологических, сезонных и метеорологичес-
т ких символов. Эта интеграция и порождает символическое повествование, каковым является миф.
Антрополог У. Стеннер отмечал, что мифы представляют собой культурный резервуар смыслов и ценностей. Мифы содержат сведения о начале и конце мира, происхождении человеческого рода, преемственности между изначально заданным порядком и эмпирическим существованием здесь и теперь. По Стенне- ру, миф просто мог быть продуктом действия страстей и воображения.
Миф присутствует во всех обществах, в том числе и в современном. Миф — это не просто древняя форма выражения человеческого сознания, но универсальная структурная форма сознания как такового. Хотя его наиболее полное выражение находят в культурах прошлого, миф продолжает фрагментарное существование и в современных обществах. Конечно, важнейшие теорети-ческие и практические формы деятельности современного общества связаны с немифологическим, рациональным, техническим языком, но миф существует как скрытое, глубинное поле значений.
Еще по теме Основные теории:
- 9.4. Основные теории мотивации
- 52. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
- Четыре основных элемента из неоклассической экономической теории
- Основные предпосылки экономической теории
- 4. Основные принципы денежной теории
- Глава 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
- Основные теории
- 1.6. Основные этапы развития экономической теории
- Основные положения количественной теории и этапы ее эволюции.
- Лекция N 5 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИГР
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РЕАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ ЦИКЛОВ