<<
>>

Основные характеристики понятия «культура».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. Понятие «межкультурная коммуникация» включает в себя понятие «культура» и понятие «коммуникация». Культура рассматривается как общая для социума система ценностных ориентации, стереотипов сознания и поведения, форм общения людей, которые передаются от поколения к поколению.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. В повседневной жизни понятие культуры при употреблении имеет несколько оттенков значений.

Культура в широком смысле слова — опыт, накопленный людьми в области науки, образования, в технике, в искусстве, в религиозной сфере. Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальное и нематериальное.

Материальные памятники культуры более долговечны и хранят больший объем информации (археологические раскопки, старинные книги). Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): книга, храм, украшение, компьютер и т. п.

Нематериальную, или духовную, культуру образуют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, нравственные и духовные ценности, ритуалы, символы, мифы, обычаи, язык.

Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, в скорее разумом. В этом случае под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу илн нации (элитарная культура, русская культура, античная культура, культура молодежи и др.).

В. П. Зинченко, известный отечественный психолог, выразился так: «Онтология духа зафиксирована в традициях, в языке, в искусстве, в религии, в бытийных слоях народного сознания, в народной памяти и нормах поведения». Духовность, по мненню В. П. Зинченко, можно охарактеризовать «как практическую (не утилитарную) деятельность, тот опыт, посредством которого индивид осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины; как практическую деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту».

Таким образом, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Нематериальные объекты поддерживаются человеческим общением.

В Европу слово культура пришло почти на столетие раньше, чем в Россию. В научный и повседневный обиход первым его ввел немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И. Г. Гердера «Идеи к философии и истории человечества», который первым предложил употреблять термин «культура» во множественном числе, подчеркнув тем самым уникальность различных национальных культур.

2. В 70-х гг. XX в. распространились термины «мозаичная культура», *виртуальная культура», их ввел А. Моль. Понятие «виртуальная культура» может рассматриваться двояко, а) как некая идеальная модель, эффективно формируемая средствами массмедиа в сознании человека, и б) научная картина мира, формирующаяся при определенных условиях.

Мозаичная культура в ее виртуальном варианте складывается под воздействием неконтролируемого и случайного выхватывания из информационного поля, в котором постояи- но находится человек. Однако культурные представления людей, сформировавшиеся под влиянием средств массовой коммуникации, отличаются разрозненностью. Радио, теле-видение, Интернет сегодня дают возможность узнать, увидеть многое с самого раннего детства. Осведомленность о многом оказывается на самом деле весьма неглубокой, ие связанной, ие систематизированной, мозаичной смесью представлений. В культурной, прежде всего научной, картине мира обнаруживаются существенные лакуны, пропуски, которые человек может ие замечать. Мозаичная культура противопоставляется системной культуре.

А. Моль называет такую неупорядоченную культуру, представленную набором ие связанных между собой случайных, ие структурированных элементов, — «массовой», или «культурой масс». Такая культура динамична, развивается как поток элементарных частиц культуры — «культу- рсм».

Культуре мы представляют собой порции информации (научной, художественной, нравственной, религиозной и т.

п.), содержащейся в продуктах интеллектуальной деятельности людей, которые передаются от создателя к по-требителю средствами массовой коммуникации. А. Моль выделяет радио, печать, киио, телевидение как основные кадхты, к которым сегодня следует добавить Интернет, — как главные носители культурных сообщений.

В качестве источника распространения элементов культуры выступают авторы сообщений, круг их единомышленников и друзей, издательства, студии, рекламные бюро, группы поддержки и распространения, средства копирования и тиражирования «сообщений культуры». Здесь активно учитывается предшествующий опыт распространения культурем и реакции публики иа них. А. Моль выделяет четыре доктрины — четыре формы воздействия иа потребителя: «демагогическую», «догматическую», «эклектиче-скую» и «социодииамическую».

* В основе «демагогической» доктрины — распространение рекламной информации.

¦ «Догматическая» доктрина сосредотачивается на распространении идеологической информации.

«Эклектическая» концепция, по определению составленная из разрозненных элементов, ориентирует СМИ на распространение гуманитарных знаний, отражающих культуру Глобального информационного общества.

Основная черта «социодииамической» доктрины заключается в ориентировании источников информации, СМИ, на такие культурные ценности, которые ускоряют ее развитие, признаются обществом «прогрессивными».

А. Моль подчеркивает, что в средствах массовой информации используются все четыре доктрины, однако в разных соотношениях, без выделения одной как ведущей. Потребители привыкают к систематически и бесконтрольно потребляемым стереотипным ценностям.

В настоящее время в российской массовой культуре наблюдается активное внедрение западной, описанной А. Молем, мозаичной культуры в ее виртуальном варианте. Российской интеллигенции предстоит разобраться в сложившейся ситуации и сделать выбор: возродить и утвердить самобытную национальную модель культуры будущего российского общества либо сориентироваться и адаптироваться к реальностям глобального общества, западным культурным ценностям.

Важно отметить, что осведомленность о многом, даже эрудиция как основа мозаичной культуры, не может заменить регулярного образования, обеспечивающего целостность, появление новых связей с бывшими ранее разрозненными фрагментами знаний.

Культура осознается как целостный феномен лишь как продукт обучения, систематического образования, без утраты богатых национальных культурных ценностей.

3. Межкультурная коммуникация понимается как такая связь между представителями различных национальных культур, при которой становится возможной не только адекватное взаимопонимание участников коммуникативного акта. Установление связи предусматривает восприятие нх видения действительности, признание ценностей партнеров, понимание их картины мира. Проблема межкультурной коммуникации не сводится только к языковой проблеме.

Общение людей определяется существующими в той или иной культуре нормами поведения, которые оказывают влияние иа межличностные отношения.

Межкультурная коммуникация как доминанта эпохи глобализации связана с понятием диалога культур, для ко-торого характерно отношение культуры к культуре как рав-ноценной при ее отличиях, нужной в ее непохожести и уни-кальности, что способствует развитию социокультурного понимания принадлежности к национальному и мировому сообществу, социокультурной готовности к межличностному и межнациональному общешио. Изучение иностранного языка рассматривается как одно из средств самоутверждения в обществе, как окно в мир иной лиигвокультурной общности.

В процессе межкультурной коммуникации язык выступает как форма культурного поведения. Когда в процессе межк) льтурной коммуникации встречаются два или более языка и культуры, они вступают в диалог, в котором через уникальность каждой культуры достигается понимание, возможное иа основе диалогичиости.

Исследования межкулыуриой коммуникации начались во второй половине XX в.: в 1954 г. вышла работа американских ученых Э. Холла и Д. Трагера «Культура как коммуникация» (Culture as Communication), впервые использовавших термин «межкультурная коммуникация». В 1970-х гг. эта дисциплина вводится в университетах США, в 1980-х — в Европе.

Межкультурная коммуникация может осуществляться на разных уровнях: межличностном уровне, в малых и больших группах.

На межличностном уровне представителям разных культур приходится преодолевать как языковые барьеры, так и барьеры, отражающие этнонациоиальиую и социокультурную специфику восприятия мира.

Межкультуриая коммуникация в малых группах (турпоездки, конференции, переговоры и т. п.) предполагает адап-тацию к культурным ценностям и верованиям янокультур- ных участников группы, умение работать в международных командах. • Межкультурная коммуникация между большими группами людей происходит на этническом и национальном уровне.

<< | >>
Источник: Л. Г. Викулова, А. И. Шарунов. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ. 2008

Еще по теме Основные характеристики понятия «культура».:

  1. 4.1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  2. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  3. 3.1. Понятие механизма биржевых операций.Характеристика их основных видов
  4. 100. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  5. 22.1. Общая характеристика и основные понятия, используемые в целях применения ЕНВД 22.1.1. Общие положения
  6. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  7. 23.1. Основные понятия и условия применения системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 23.1.1. Основные понятия
  8. Характеристики культуры
  9. Фундаментальные характеристики культуры.
  10. Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры