<<
>>

Место России в мировом сообществе

Попробуем перечислить предлагаемые для современной России различными политическими партиями альтернативные пути развития1.

Социал-демократический вариант, или строитель ство «социализма с человеческим лицом».

Речь идет не о возврате к прошлому, а о переходе к социализму, «облаго роженному» западным опытом — заимствованиями из «шведской модели», практики американских коллектив ных предприятий или израильских киббуцев. Зачастую утверждается и то, что никакого социализма при совет ском строе у нас построено не было (на помощь прихо дят метафоры, заимствованные из марксистской историо софии: «государственный феодализм», «государственное рабовладение», «азиатский деспотизм»), а вот теперь мы построим социализм «истинный».

Эконом-либеральный вариант, или культивирование капитализма и переход к рыночной экономике. Говорят, что мы съехали со столбовой дороги мировой (западной) цивилизации, заразились коммунизмом и азиатчиной, задавили рынок административно-командными мерами. Теперь же должны вернуться и стать «нормальным капи талистическим обществом с социально ориентированной рыночной экономикой».

Умеренно-западнический вариант, или осуществление «догоняющей» модернизации.

Россия поздно вступила на путь модернизации, а большевистские эксперименты ее еще более задержали, направили на ложный модерниза- ционный путь. «Запаздывающая» модернизация полна противоречий, но имеет и немалые преимущества, — мож но активно заимствовать готовые формы, пропущенные через фильтры западного опыта.

4. Технократический вариант, или прорыв в пост индустриальное общество. Мы могли бы пойти не к капи тализму и рынку, но, используя мощный военно-промыш ленный потенциал, перейти в постиндустриальное общество — с административным управлением и высоки-

ми технологиями, со скромным достатком и мощными ракетами, с высокой ролью научно-технической интеллигенции и закрытыми элитными городами.

Имперский вариант, или обустройство евразийской платформы.

Россия находится на перекрестке между За падом и Востоком. Но Запад враждебен, а Восток населен комплиментарными этносами, зависимыми от нас хозяй ственно и культурно. Ставится вопрос: был ли «советский народ» чудовищной этнической химерой? Или же «новая историческая общность советский народ» уже наметилась, пусть в самых общих контурах? В первом случае Л. Н. Гу милев заранее предсказал события в Нагорном Карабахе и Приднестровье, Абхазии и Чечне. Во втором случае, быть может, распад Союза и война суверенитетов, пере растающая в гражданские войны, явились следствием бе зумной политики и амбиций центральных и региональных политических элит. И возникает вопрос о возможной но вой интеграции бывших республик (конечно, не всех и на других основаниях).

Почвеннический вариант, или построение Всеславян ского Союза. Предполагается возрождение российского национального самосознания на базе нашего особого культурно-исторического типа. И здесь возникает очеред ной вопрос: предположим, что Н. Я. Данилевский был прав, и России предначертано стать центром славянского мира. Разве не выполнена была эта миссия в рамках Со ветского Союза и социалистического содружества (пусть даже способ осуществления идеи заставил бы Н. Я. Дани левского содрогнуться)? Причем к славянской оси этого содружества, завернутой в коммунистическую оболочку, был притянут целый ряд иных культурно-исторических типов. Или, может, это был «ложный старт», путь к де градации? Можно ли считать попытки интеграции с Бе лоруссией началом нового объединения?

Вариант особого пути, или возрождение российской мир-экономики и мир-культуры. По Ф. Броделю, Россия до XVIII столетия представляла собой особый мир-эконо мику, однако затем перешла в ранг «европейской перифе рии». Что означает сегодня «закат Европы» для нас, если

он действительно происходит? Означает ли это «пробуждение Азии»? Как рассматривать с этой точки зрения современное положение России? Может быть, Россия — еще малое дитя, и нас ожидает пора хозяйственного и культурного расцвета? Либо расцвет культуры уже позади (вспомним блестящие образцы русской литературы, искусства XIX в.), советский период был проявлением истерического цивилизационного «всплеска», а сейчас нашу цивилизацию ожидает медленный полураспад? И не являются ли «перестройки» и «переходы к рынку» поверхностным отражением более глубоких колебаний? В какой фазе цикла мы находимся?

<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000

Еще по теме Место России в мировом сообществе:

  1. Место России в мировом сообществе
  2. Место России в мировом сообществе
  3. 81. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
  4. 75. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО СООБЩЕСТВА И МИРОВОЙ РЫНОК
  5. Глава 5 Мировое сообщество и мировая система
  6. Раздел 1 ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  7. Мировое сообщество: различия составляющих его государств
  8. Мировое сообщество и процессы глобализации
  9. Общая характеристика мирового сообщества
  10. Мировое сообщество и процессы глобализации
  11. Мировое сообщество и процессы глобализации
  12. Четвертая цель: мировое сообщество
  13. 12.3. ВОСПРИЯТИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
  14. Раздел 5 МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
  15. 11.2. ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ / ДИВЕРГЕНЦИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
  16. ПриложениеСоциология в России: нормы профессионального сообщества