Механизмы социализации
По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностны-ми. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения человеком норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого).
Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения личности со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.В связи с рассмотренными механизмами социализации личности представляет интерес одна из социологических теорий, известная как теория зеркального Я. Ее автором является известный американский социолог Ч.
Кули. Он поставил задачу проанализировать социализацию личности в ходе осознания ею собственного Я. Суть теории состоит в том, что личностное Я открывается человеку как бы в зеркальном виде, через реакции других людей, с ним взаимодействующих. Кули различал самосознание (что я думаю о себе), социальное сознание(что я думаю о том, как другие на меня смотрят) иобщ ест венное сознание (что в группе думают обо мне и о группе в целом).
В соответствии с этой теорией, начиная с детства, человек в процессе социализации ориентируется на мнение других людей, которые выступают для него как своеобразное «социальное зеркало». Зеркальное Я продолжает формировать и развивать личность и на последующих этапах социализации. Такой подход привел Кули к мысли о доминировании пассивного начала личности, поскольку, по его мнению, восприятие мира и развитие человека осуществляется на основе мнений о нем других и восприятий им самим этих мнений в качестве ос-новного источника социализации.
Справедливости ради нужно отметить, что отдельные положения, имеющие отношение к теории зеркального Я (разумеется, без детального анализа и проработки) задолго до Кули были высказаны К. Марксом в «Капитале». Приведем лишь одну его мысль: «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: "Я есмь Я", то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»*.
Еще один механизм социализации личности имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой — комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных возрастных, профессиональных, культурных слоев. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.
Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности.
К числу первых следует отнести прежде всего институты образования и воспитания, к числу вторых — производственные, политические, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.Значение социальных институтов для процесса социализации личности состоит прежде всего в том, что иод их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты се-
1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т 23 С 62
мьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования — освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности.
Еще по теме Механизмы социализации:
- Агенты социализации
- Первичная социализация
- 41. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.6. Социализация личности
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- Социализация личности
- 55. Социализация личности
- 14.4. Политическая социализация
- Этапы социализации
- социализация и инкулътурация
- 3. Социализация личности
- Агенты и институты социализации
- Социализация личности
- 40 ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- 49. Политическая социализация личности
- Социализация личности