<<
>>

§ 1. Культура и природа

Термин «культура» произошел от латинского слова cultura и первоначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из главных смыслов культуры и породили, видимо, тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом «культура».

Изучение соотношения культуры и природы (как вне человека, так и естественно-биологической природы самого человека) — первый этап социологического анализа культуры, но в ходе этого изучения обнаруживается, что данное соотношение носит неоднозначный многоплановый характер.

Итак, говоря о культуре, мы имеем в виду те яв-

КУЛЬТУРА КАК

ления, свойства, элементы человеческой жизни,

которые качественно отличают человека от природы.

Прежде всего к числу этих явлений относятся феномены, воз никающие лишь в обществе и не встречающиеся во внешней приро де: изготовление орудий труда, спортивные состязания, политичес кая организация общественной жизни, обычай дарить подарки, язык, мораль, религиозные обряды, наука, искусство, транспорт, одежда и т.д.

Круг этих внеприродных явлений очень широк и включает как сложные, «серьезные», так и простые феномены — казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека.

В круг явлений, обьединяемый словом «культура», входят такие качества людей, которые не могут быть отнесены к внутрен ней биологической природе человека, не наследуются генетически и не регулируются биологическими инстинктами.

Речь идет о нрав ственных нормах и правилах поведения, законах, традициях. Чело веколюбие и гуманизм, понятие о долге, чести, приличии, чувства совести и стыда, мода — все это создано самими людьми. Это сво еобразная надстройка над естественно-биологической природой че ловека, благодаря которой человек сознательно регулирует, конт ролирует свое инстинктивное поведение, свои природные задатки.

Особо отметим значение культурного контроля.

Генетическая предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, выражения своих чувств может быть существенно

337

нейтрализована, облагорожена выработанным умением контролировать себя. Этот социальный контроль, в том числе самоконтроль человека над своими природными инстинктами, — важнейший элемент культуры.

Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки. Но нельзя отрицать, что некоторые элементы человеческой жизни впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, его физического здоровья и зачастую не поддаются культурному контролю. Это чаще всего вопросы личной гигиены, здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины, непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Надо иметь в виду, что ко многим подобным явлениям впрямую не может быть применена культурная оценка.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что не наследуется генетически, а возделано человеком в себе и в других. ¦•„nLTx/r.iJLi^ Дж. Мердок, известный американский исследо-

KyJ ID I УННЫС

УНИВЕРСАЛИИ ватель проблемы культуры, ее роли в организации социальной жизни, разработал «Ареальную картину человеческих отношений» по более чем 600 культурам. Благодаря этому ему удалось выделить около 70 так называемых культурных универсалий, т.е. общих для культур всех народов элементов. Некоторые из них уже названы нами (кроме государства, партий, науки — они являются универсальными только для развитых обществ), другие не менее любопытны — это гадание, толкование снов, хождение в гости, право собственности и статусная дифференциация, искусство укладывания волос, национальный язык.

Чем можно обьяснить подобное единообразие культурных форм? Учитывая, что большинство народов изолированы друг от друга, всемирное заимствование этих культурных форм вряд ли возможно.

Есть более убедительное обоснование наличия культурных универсалий. И здесь выявляется новая грань соотношения культуры и природы.

• Культура представляет собой символическую адаптацию людей к окружающим условиям, обстоятельствам среды и исторического момента.

Люди придумывают, изобретают для того, чтобы лучше приспособиться к окружающему миру*. Но в этих «придумках» человек не во всем произволен. Вспомните пример про глину — в одних культурах сделают из этой глины игрушку, а в другой — посуду, но во всех случаях должны учитываться особенности глины

* См.: Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры. В кн.: Антология исследований культуры, Т. I. — СПб., 1997, с. 52—53.

332

как природного обьекта, универсальные моменты взаимодействия с ней. Поэтому и культура людей в различных обществах всегда учитывает универсальную психофизическую природу человека, универсальную логику существования организма человека в данной природной среде.

Возможность продления рода только путем соединения мужчины и женщины обусловливает повсеместность такой социокультурной формы, как семья; потребность в тепле, защите от природных невзгод — использование одежды и потребность в жилище; опасность возникновения болезней — соблюдение чистоты, благопристойность в отправлении естественных потребностей.

• К числу культурных универсалий необходимо отнести и такие элементы, которые выражают исходные условия существования любого социального сообщества: запрещение убийства, осуждение воровства, лжи, которые делают невозможным предсказуемость поведения партнера. «Все культуры, сохранившиеся до нынешнего времени, должны обнаруживать в себе некоторые черты сходства, поскольку все они должны были обеспечивать выживание сообщества. Среди таких культурных универсалий мы, вероятно, можем отметить чувство групповой сплоченности, механизмы социального контроля, организацию защиты от враждебного окружения и обеспечение воспроизводства населения»*.

Иными словами, физическое единство внешней природы, биологическое единство человека как рода, единство принципов социальных взаимодействий людей с себе подобными создают огромное множество культурных универсалий. Эти универсалии являются всеобщими социокультурными формами, которые и определяют социокультурное единство основ человеческой жизни, социокультурное единство человечества.

И куда бы вы ни поехали, где бы ни оказались, вы всегда оказываетесь в социокультурном пространстве, обладающем универсальными исходными формами.

мнпгппкрляир ^ак же совместить культурные универсалии и КУЛЬТУР разнообразие культурных норм, традиций?

• В любом социокультурном феномене как

изобретении людей органично соединяется то, что определяется внешними условиями, природой людей, логикой социальных взаимодействий, и то, что обусловлено исключительно социальным творчеством (фантазией) людей. Последнее обусловливает неповторимое, вариативное, характерное лишь для культуры данного сообщества.

* МердокДж. Указ. соч., с. 51.

333

Любой социокультурный феномен должен быть функционально целесообразен, обеспечивать удовлетворение определенных биологических, психических и социальных нужд. Все культуры имеют природные отпечатки той среды, в которой они развивались. Как уже отмечалось, необходимость продолжения рода требует создания семьи, защита от неприятеля — создания армии, необходи-мость приема пищи — развития кулинарного искусства и т.д. Но вариантов организации семейно-брачной жизни, организации армейской службы, национальной кухни — огромное множество.

Универсальное, функционально необходимое проявится в потреблении пищи с определенной калорийностью: она должна быть высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок, а весной — насыщенной витаминами. Вариативно-культурное проявится в убранстве стола, красоте и удобстве посуды, в том, будет ли человек есть за столом или сядет на ковер, скрестив ноги. Способ приготовления блюд, сочетание приправ отражают кулинарные традиции народа. Во всем проявится единство функционально-целесообразного и культурно-вариативного, даже в сексе: «Например, на Западе является вполне нормальным и приемлемым положение, когда женщина лежит на спине, а мужчина — на ней. Для других культур это является абсурдным, для них приемлемы другие позы»*. Но это свидетельствует о вариативно-культурных различи-ях, а не о разном биологическом строении людей.

Вариативность исчезает только в тех случаях, когда обстоятельства, природа оставляют один выбор. Люди способны изобрести множество вариантов достижения своих потребностей. Культурное многообразие — многобразие вариантов действий, принятых в различных культурах по одному и тому же поводу, — пожалуй, самая яркая особенность человеческих сообществ.

• Культура — это результат социального творчества сообществ. Каждое из сообществ в меру своей фантазии, изобретательности смогло придумать различные варианты решения проблем. Поэтому вариант, изобретенный в одной культуре, может быть более эффективным, другие могут довольствоваться меньшим, третьи — долго и безрезультатно пытаться найти более или менее приемлемое решение, четвертые вообще могут не придать этому значения.

Достижения или неудачи сообщества, группы, организации дол жны быть поняты с учетом того, какую культуру «сотворило» дан ное сообщество, что оно сумело изобрести, вокруг каких идей, цен ностей обьединиться, что сочло более, а что менее желательным. ЦИВИЛИЗАЦИЯ: Есть еще один ракурс рассмотрения соотно-

МИР, СОЗДАННЫЙ шения природы и культуры. Речь идет о выделе- КУЛЬТУРОЙ нии человека, человеческого сообщества из при-

роды благодаря культуре, ее изобретениями. Произошло это не сразу. Предки современных людей многие тысячелетия занимались присваивающей экономикой (основанной на собирательстве, рыболовстве, охоте). Регуляция взаимоотношений между индивидами носила полуинстинктивный характер, основываясь на чувстве родства, близости. Разделение общественного труда происходило на основе половозрастных признаков. Собирательство, охота не предполагали отграничения собственности: и леса, и ягоды, и рыба принадлежали природе. Отдельные элементы собственно культуры (жилье, одежда, орудия труда, охота, речь) были еще фрагментарны, эпизодичны. Культура, ее плоды не охватывали всю жизнь людей как система. Общество как система еще не выдели-лось из природы, являясь его частью.

• Цивилизованная жизнь людей возникает в том случае, когда люди и в духовном, и в материальном, и в социально-организационном смысле начинают жить преимущественно благодаря культуре, собственным человеческим изобретениям.

Слова «цивилизация», «цивилизованный» имеют много оттенков, однако главный их смысл — оккультуренный, развитый. Для общесоциологического понимания цивилизации этот смысл очень важен. Вслед за Л. Морганом и Ф. Энгельсом определим цивилизацию как ступень развития человеческого сообщества, следующую за дикостью и варварством и характеризующуюся, в частности, возникновением классов, государства, частной собственности.

На ступени цивилизации решающее значение приобретают те формы духовной, экономической, общественно-политической жизни, которые изобретены самим человеком, его культурой, а не даны ему от природы. С этой точки зрения мы можем сказать, что цивилизация — это практически осуществленная культура. Общество людей начинает жить по собственным, а не природным законам. Люди регулируют свои отношения на основе закона, норм, обычаев, а не рефлексов или инстинктов. Основные стороны человеческой жизни приобретают институализированный характер: возникают институты частной собственности, государства; институа-лизируется социальная иерархия (возникают социальная стратификация), институализируется процесс социализации (возникают письменность, образование, наука и т.д.).

Тем самым появляется особый мир социальной реальности как социокультурной реальности, несводимый и невыводимый из при-родной реальности, возникают «знаменитые» парадоксы социальной реальности, социальная обьективность, неодолимость инсти-туализированных связей, статусы и роли.

335

Очагом нового окультуренного мира становятся города. Перефразируя слова Ф. Броделя о средневековом городе, можно сказать, что стены первых городов ранних цивилизаций были границами нового образа жизни, новой социальной реальности, отличной (и отделенной городскими стенами) от природы, природной аргументации и детерминации*.

• Но выходя из природы, вставая на путь социокультурной регуляции всех основных сторон и аспектов своей жизни, человек делает еще один шаг — к многообразию придумок, изобретений по поводу того, как жить, что главное, а что второстепенное в жизни, что считать добром, а что злом и т.д. Возможность различных культурных вариантов ответов на вызовы природы, социальной исто-рии «обрекают» человечество на вариативность, многообразие цивилизаций, многообразие путей социокультурного развития.

Взойдя на ступень окультуренного мира, человек предопределил многообразие цивилизаций, многообразие социокультурных миров. Делая первые шаги по пути цивилизованного развития, общество отбирает нормы, изобретает основные смыслы, приоритеты, которые затем институализируются и приобретают силу социальной объективности, традиций, неодолимых особенностей восприятия жизни, отношения к другим и т.д.

Тем самым цивилизации древности (древнеегипетская, вавилонская, греко-римская, древнеиндийская, древнекитайская), их разнообразие, различия во многом и предопределили социокультурное многообразие и различие современного мира.

<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме § 1. Культура и природа:

  1. Сущность культуры. Культура и человеческая природа
  2. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  3. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  4. 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
  5. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  6. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
  7. Взаимодействие культуры организации и национальной культуры
  8. 1. Взаимосвязь природы и общества.
  9. 1.2. Общество и природа
  10. Взаимодействие культуры и экономики.Социальные функции культуры
  11. 9.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  12. 3.3.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  13. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  14. Первое ограничение: отделение от природы
  15. Что такое социология культуры?Социология культуры как проблемная область социологическогознания.