<<
>>

Интеракционизм

Взгляды Г. Лебона и Г. Тарда способствовали зарождению интеракцио-низма, сторонники которого рассматривали личность не как изолиро-ванный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к той или иной общественной группе и выполняющее несколько социальных ролей.
Следовательно, в интеракционизме противопоставление личности и общества уступает место их взаимосвязи и взаимодействию.

Одним из основателей и наиболее крупных представителей данного направления был профессор Мичиганского университета Чарльз Кули (1864—1929). В его учении личность и общество взаимодействовали в рамках различных социальных групп1. Кули первым ввел их классификацию, рассмотрев понятие первичных групп и вторичных общественных коллективов. Первичной группой американский ученый считал ассоциацию и кооперацию индивидов, непосредственно (лицом к лицу) взаимодействующих друг с другом. Ее образуют люди, поддерживающие устойчивые отношения, характеризующиеся, как правило, пониманием, интересом и взаимной симпатией.

Примеров таких групп можно привести много, но наиболее типичными являются семья, детский игровой коллектив, студенческая группа.

1 См Кули ЧХ. Человеческая природа и социальный порядок М , 2000

Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в 39

Исследуя поведение личности в рамках таких групп, Кули различает и выделяет самосознание их членов (то, что я думаю о себе), социальное сознание (то, что я думаю о других) и общественное сознание (то, что в группе думают обо мне и о группе в целом). По существу, самосознание, социальное и общественное сознание тесно связаны и отражают реальное взаимодействие членов группы и общества в целом.

Что касается вторичных общественных коллективов (к ним Кули относит классы, нации, партии, социальные институты и др.), то они образуют социальную структуру общества. При этом индивид выступает обезличенно, лишь как носитель определенных функций. Следует отметить, что на базе интеракционизма в XX столетии в западной, прежде всего американской, социологии возникла концепция символического интеракционизма (подробнее о ней будет сказано в'следующей главе).

Завершая характеристику психологического направления социологии, следует сказать, что оно позволило сделать науке новый важный шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями. Вместе с тем, преодолев биологический редукционизм, сторонники психологического направления преувеличивали роль и значение психологического фактора в социальных процессах.

<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Интеракционизм:

  1. Символический интеракционизм
  2. Символический интеракционизм
  3. Символический интеракционизм
  4. Оценка символического интеракционизма.
  5. Символический интеракционизм
  6. Символический интеракционизм
  7. Символический интеракционизм
  8. Символический интеракционизм.
  9. Концепция символического интеракционизма
  10. Герберт Блюмер
  11. Парадигма социальных дефиниций
  12. Парадигма в социологии: различия в подходах
  13. 6. СОВРЕМЕННЫЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
  14. Уровни анализа