<<
>>

Инновация как социокультурный процесс

В социологии существует и иной срез в рассмотрении инновации — анализ ее как социокультурного процесса. Инновация всегда является результатом и вместе с тем процессом исторического взаимодействия культур, поскольку каждое новшество, каждая новая, значимая для общее! па идея рождается, с одной стороны, в рамках существующей культуры, с другой — выводит ее на новый уровень, за существующие пределы, открывает путь к новой культуре.
Однако это процесс сложный, противоречивый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с новой культурой.

Во-первых, они (инновации) могут вносить новые культурные образцы, не существующие в реальной культуре. Во-вторых, отдельные инновации способны только вытеснять культурные образцы, замещать их, а не просто присоединяться к ним. Так, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапланеризм) или музыкальные инновации (американский джаз, тяжелый рок и др.), которые не вытесняют, а присоединяются к тому, что уже есть.

Но рыночные отношения (как социокультурный феномен) не могут просто присоединиться к имевшим место планово-государственным отношениям, они должны их вытеснить и занять это место.

В-третьих, инновации способны вступать в конфликт с существующими культурными образцами, ценностями и нормами. Так, ранние попытки внедрить в школу, в систему российского образования педагогику сотрудничества натолкнулись на бешеное сопротивление зна-чительной части педагогов, да и сейчас еще здесь немало проблем в силу того, что общество базировалось на протяжении долгого времени на принципах тоталитаризма и авторитаризма, глубоко проникших в сферу образования и воспитания.

В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффекта инноваций. Очевидно, что инновации, даже если они сразу не прини-

маются и вступают в конфликт с существующими культурными образцами, ценное гями и нормами, оказывают определенный эффект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно такое глубочайшее воздействие на общество, на систему существовавших в нем социальных отношений произвели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.

<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Инновация как социокультурный процесс:

  1. § 1. Инновация как социальный процесс и источник социальных измененийПонятие инновации
  2. 1.2.4 Реинжениринг процесса (Разработка нового процесса или Инновация процесса)
  3. Социокультурный процесс
  4. Глава XVIII. Социокультурный процесс
  5. 32 РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИЙ
  6. 23. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН, ЕГО ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
  7. Секуляризация как социокультурный феномен
  8. 2.4.2. Процесс продуктовогоПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
  9. 3.1. Инновационный процесс: содержание и осо бенности 3.1.1. Понятие и виды инноваций
  10. 1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ и ИСТОЧНИКИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
  11. 5 ИННОВАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
  12. 12.1. Понятие инновации и инновационных инвестиций. Классификация инноваций
  13. § 4. Критерии и показатели инвестиционной оценки проектов инноваций, типы антикризисных инноваций с точки зрения их влияния на рыночную стоимость предприятия
  14. 36. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СУПЕРСИСТЕМЫ
  15. Социокультурные факторы.
  16. Коммуникация как процесс.