<<
>>

§ 2. Дуально-родовой брак

От стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме — родовой. Открытие рода было великим вкладом Л. Моргана в науку. Если существование промискуитетного стада подвергается рядом исследователей древности сомнению, то наличие родовой организации — исторический факт, подтвержденный огромным эт-нографическим материалом.
Род — универсальная, общая для всех народов стадия исторического развития. Достоверно известно, что родовая организация возникла примерно 40 тыс. лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Это время совпадает с очередным огромным похолоданием. На территории современной Италии и Испании жили северные олени и мамонты. Зимы были снежные и холодные.

Л. Морган связывал появление рода с экзогамией. Экзогамия — полный запрет браков в пределах определенной группы и необходимость половых контактов вне своего коллектива. Кроме экзогамных запретов существуют агамные правила. Агамия — абсолютный запрет половых отношений. Современный археологический и этнографический материал уточняет природу экзогамии и агамии.

Агамные запреты — табу — имеют древнее происхождение. Вероятно, первые половые табу — охотничьи и хозяйственные — были известны в стаде. Табу распространялись на всех членов коллектива. Можно предположить, что агамные и промис- куитетные периоды в стаде перемежались. Постепенно промискуитет стал не постоянным явлением, а сводился к периодическим оргаистическим праздникам. Этнографические наблюдения подтверждают, что хозяйственные и охотничьи табу, сменяемые оргаистическими праздниками, — универсальное явление древности. С появлением агамных периодов появились случаи полового общения между члена-ми разных коллективов. Постепенно эти случайные эпизоды, часто связанные с оргиастическим нападениями, умыканием женщин, сменяются постоянными, традиционными брачными связями между чужеродными коллективами.
Стадо не просто перерастает в род, а складывается дуально-родовая система. Род внутри строго экзогамен, т. е. между его членами категорически запрещены браки. Браки заключаются между женщинами и мужчинами, принадлежащими к разным родам. Отношения между родами поддерживаются благодаря наличию между их членами группового брака. С усложнением социальной жизни дуально-родовой брак перерос в дуально-фратриальный. Фратрия — совокупность родов. Появилась возможность вступать в брак с членами не одного рода, а нескольких. Поскольку род — явление универсальное, дуально-родовой брак тоже универсален для определенного исторического периода. По сравнению с про-мискуитетом дуально-родовой брак был истинной социальной организацией отношений между полами. Все биологические инстинкты были поставлены под социальный контроль. Общественные отношения превратились в первичные, господствующие по отношению к семейно-брачным.

Экзогамия нарушила первобытную замкнутость стадной эпохи. Вероятно, процесс родообразования шел двумя путями: делением внутри стада на две брачные экзогамные группы и взаимодействием между стадами, каждое из которых становилось экзогамным. Главным историческим событием родообразования было появление человека современного типа — Ното заргепз ("человека разумного"). Ното заргепй отличается от неандертальца отсутствием надглазного валика, появлением подбородного выступа, высоким лбом, развитыми боковыми долями мозга. Человек верхнего палеолита обладал членораздельной речью, целенаправленной деятельностью, концептуальным, абстрактным мышлением. Для производственной деятельности родового человека были характерны высокая степень коллективизма, налаженная кооперация труда. Биологи высказали предположение, что экзогамия привела к внутривидовой гибридизации: стали пересекаться до этого замкнутые стадные кровосмесительные линии, что привело к изменениям на генетическом уровне, образованию нового вида — макро-мутации.

Весьма вероятно, что скачок от неандертальца к Ното заргепз произошел благодаря возникновению дуально-родовой системы брака примерно 40 тыс.

лет назад. Экзогамия способствовала процессу очеловечивания. Запрет браков внутри рода превратил род в основу общественного порядка. Большинство исследователей древности считают, что при групповом браке в силу естественного разделения между полами первоначальный род возник как материнский. Ис- торико-этнографические открытия последних лет подтвер-ждают тезис об историческом приоритете материнско-ро- довой организации. При родовом строе производственные и детопроизводственные отношения исключали друг друга.

Не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Брачные группы не были связаны ни совместным проживанием, ни общей собственностью, ни производственной деятельностью, ни воспитанием детей. Этнографический материал подтверждает, что брачные группы были связаны ритуальными встречами в определенных, освещенных обычаем местах. Скорее всего, эти встречи могли иметь форму оргаистических праздников, сопровождавшихся ритуальными играми и плясками.

При рождении ребенок переходил в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей были все взрослые мужчины и женщины рода. Отсутствовало понятие социального отца. Слово "отец" означало "вожак, тотем", а не отец по крови.

Половые партнеры входили в разные хозяйственные и имущественные коллективы. Брак носил дисэкономический характер. Раздельное проживание брачных групп делало брак дислокальным. Родовой человек мог принадлежать только к тому роду, в котором родился, т. е. к роду матери.

Материнский род и групповой брак — взаимосвязанная система.

Имущество, дети, совместное проживание, домашнее хозяйство — все, что привычно ассоциируется с семейным укладом, не имело отношение к родовой семье, а было атрибутами рода. Может быть, время существования матриархата было единственным в истории человечества пе-риодом, когда сексуальные отношения мужчины и женщины имели самостоятельное значение и не были связаны с заботами о детях, очаге; эти отношения не предполагали ревности, соперничества, ненависти и т.

д.

Важнейшие признаки рода: экзогамия, общее хозяйство, общественная собственность, происхождение по матери. Родовая община характеризовалась коллективизмом, потребление было равнообеспечивающим, общинным.

Процесс становления рода протекал во всех основных регионах земного шара и носил панойкуменный характер. На новой дуально-брачной основе контакты между ранее изолированными человеческими коллективами стали постоянными. С переходом от стадного периода к родовому обществу население земли возросло в 10 раз .

Совсем недавно бытовало в науке представление, что существовала однородность первобытной культуры на всех территориях земли. Современные научные исследования установили, что для первобытной эпохи характерна неравномерность развития. Так, родовой строй возник не повсеместно, а в отдельных наиболее развитых и сплоченных коллективах. Те человеческие группы, которые не перешли к экзогамии, были вытеснены более сильными экзо-гамными сообществами.

С переходом человечества к родовому строю темп исторического развития резко увеличился, что прежде всего выразилось в интенсивном развитии производительных сил.

Если история стадного общества исчисляется миллионами лет, то родового строя — всего несколькими тысячелетиями. Есть серьезные основания считать, что собственно первый социальный строй, называемый социологами эгалитарным, начинается с родовой организации, так как это время "человека разумного", а стадный период — лишь предыстория человечества, связанная с существованием пред- людей.

Примерно десять тысяч лет назад, в эпоху неолита, произошла так называемая неолитическая революция — появилось земледелие и скотоводство. Неолитическая революция выразилась в переходе присваивающей, непроиз-водящей экономики (собирательство, охота) к производящей — земледелие, скотоводство.

Переход к производящему хозяйству был вызван суровой необходимостью. Предполагают, что очередной экологический кризис привел к резкому сокращению числа диких животных. Для того чтобы выжить, человечеству пришлось шагнуть выше еще на одну ступеньку развития. Возникли более сложные и многообразные системы обмена, что привело к укреплению социальных связей. В отличие от воззрений XIX в., выяснилось, что становление производящего хозяйства произошло в комплексной земледельческо-ското- водческой форме лишь в оседлых обществах, а скотоводство обособилось довольно поздно — только ко II тыс. до н.э. Сейчас принято считать первым крупным общественным разделением труда, взятым во всемирно-историческом масштабе, выделение земледельческо-скотоводческих племен из низших охотников и собирателей.

Неолитическая революция оказала огромное влияние на развитие семьи. Появление земледелия и скотоводства резко усилило общественное значение мужского труда. Неолитическая революция привела к кризису и в дальнейшем к разложению материнского рода. От матриархата че-ловечество шагнуло к патриархату. Род стал отцовским, патриархальным. Переход к отцовскому роду занял около четырех тысячелетий. Патриархальные общественные отношения возобладали примерно к VI тыс. до н. э. Появление производящей экономики вызвало гигант-ский рост общественного богатства. Эти громадные сдвиги в общественном развитии привели к разложению первобытного группового брака. Материнский род не был связан с индивидуальным браком. Основой существования пары могли быть лишь лич-ные симпатии и влечение, т. е. свободный выбор. Партнеры по паре были одновременно участниками группового брака. Образование пары не фиксировалось обществом и не влекло за собой никаких прав и обязанностей по отношению друг к другу. Такую пару не связывали совместное проживание, собственность, дети, домашнее хозяйство, она воспроизводилась только по обоюдному желанию.

<< | >>
Источник: Черняк Е. М.. Социология семьи: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»,2004. — 238 с.. 2004

Еще по теме § 2. Дуально-родовой брак:

  1. Ранняя родовая община.
  2. Брак
  3. Поздняя родовая община.
  4. 5,4. Брак
  5. Роль родовой организации
  6. Родовая община.
  7. Групповой брак
  8. 6.4. Удержания за произведенный работником брак
  9. Брак на основе сексуального влечения
  10. MATRIMONIO [БРАК]
  11. БРАК
  12. Брак
  13. § 1. Проблема родового понятия в социологии
  14. §2. Родовые общины охотников и собирателей
  15. Семья и брак
  16. Глава 5 Семья и брак
  17. 1. Брак и семья, основные понятия. Условия и порядок заключения брака.
  18. § 8.2. БРАК И СЕМЬЯ В РОССИИ И США
  19. § 8.2. БРАК И СЕМЬЯ В РОССИИ И США
  20. Глава IV. Социальное действие как родовое понятие социологии