<<
>>

роль интуиции в социальном предвидении

В истории не так уж редко складывались ситуации, ког­да интеллект оказывался неспособным проникнуть в сущ­ность процесса или явления, и на помощь приходила инту­иция как «высочайшее откровение», как бессознательное проникновение (постижение) будущности при помощи ин­стинкта и других компонентов подсознания.

До сих пор непревзойденным интуитивным предсказателем будущего считается Мишель Нострадамус (1503-1566) - лицо реальное и исторически уважаемое. Врач, он фактически ос­тановил эпидемию чумы во Франции, чем заслужил немалую известность. Свои предостережения он начал писать в 1550 г. в состоянии надлома, испытав немало несчастий и уже поте­ряв свою семью от эпидемии. Книгу пророчеств, содержащих более 900 предсказаний, он издал в 1555 г. и наметил конец света - 3797 г. В его труде содержится ряд таких утвержде­ний, которые могут иметь место, в том числе и по отношению к нашему времени, например слова катерна 2.10 (перевод За- валишина): «Мне горько сказать, что жестокие эры/ Опять завладеют мятежной землей/ И рабская будет царить атмос­фера/ Под маской любви и свободы большой».

Именно интуицией продиктован ряд пророчеств италь­янского футуролога Пьетро Убальди (1896-1972). Он изу­чал право в Римском университете, но одновременно увле­кался философией, физикой, историей религии, древними языками. Получив диплом, он написал эссе по теологии, биологии, космогонии, истории философии и этике. Уделял серьезное внимание социальным проблемам своего време­ни. В 1931 г. он записал в своем дневнике, что его пером водит «внутренний голос». Он предупреждал медиков, что дальнейшее загрязнение атмосферы приведет к вспышке раковых заболеваний, которые станут бичом горожан. Он раньше всех других осудил вырубку лесов и безрассудную эксплуатацию земных недр. Убальди задолго до Второй ми­ровой войны, когда еще в воздухе не пахло порохом, писал, что война неизбежна, ибо весь мир занят поисками жутких средств уничтожения.

По его мнению, люди стали распола­гать огромным разрушительным потенциалом, но не обза­велись моральной самодисциплиной. Но не закат Европы предрекал он, а ее последующее возрождение. В середине 1930-х гг. Убальди писал, что наступает грозное противо­поставление оси Берлин - Рим Красной Москве. Ось прольет много крови, но неизбежно разломится, а потом наступит другое диалектическое противостояние СССР и США. При мире между двумя крупными державами и разоружении на­ступит долгожданная социальная справедливость.

Из социальных пророчеств привлекательны его идеи о религии: еще в 1930-е гг. Убальди предрекал, что к концу века религия перестанет воевать с наукой. Пропасть между атеистическим познанием окружающего мира и религиоз­ным будет преодолена к пользе всех людей. Это будет и по­беда над бездуховностью цивилизации ХХ в.

Что можно сказать о таком продукте сознания человека, как интуиция, и ее роли в таком явлении, как социальное предвидение?

В настоящее время существует несколько теорий (кон­цепций) интуиции, которые призваны по-своему объяснить ее сущность и содержание (как гносеологическая, мисти­ческая, как первичная сверхрациональная ступень пости­жения «целостного бытия» и т.д.). Современные научные представления об интуиции не опровергают возможности «мгновенного схватывания» истины, но определяют инту­ицию как исключительно важный момент сложного и не­осознаваемого по своему механизму взаимодействия чувств, разума и опыта. Иногда ее трактуют как определенное сре­доточие знания, которое по своей сути является не началь­ным этапом знания, а переходным звеном от одного уровня к другому. Под влиянием идей экзистенционализма (М. Хай­деггер, Ж.-П. Сартр) интуиция утратила гносеологические характеристики и превратилась в особый способ бытия че­ловека в мире, что и дало возможность переложить ее на язык социологии.

Долгое время этот феномен объясняла теория интуити­визма, которая полагала, что интуиция иррациональна, что необходимо ориентироваться не столько на разум, мышле­ние, сколько на «прозревающую симпатию».

Дальнейшее изучение интуиции показало, что она может проявляться в форме, основанной на чувствах. Это достаточ­но характерно для межличностного общения как в семье, так и на работе, когда мельчайшие детали во взаимоотношениях людей постепенно формируют общее впечатление о поступ­ках и поведении других людей, на основе чего выстраивают­ся ожидания будущих событий и возможных перемен.

Интуиция в социальном предвидении основывается на рациональном мышлении («интеллектуальная интуиция»). Поэтому озарение приходит не просто так, а как особым об­разом осмысленная реальность, знание огромного количес­тва информации, как, например, это случилось с Д. Мен­делеевым в процессе открытия периодической системы элементов.

Вместе с тем необходимо знать те ограничения, которые сопровождают интуицию как метод познания, как фор­му социального предвидения. Интуиция может приобрести прочность предрассудка, заблуждения, если, будучи эффек­тивна в отношении одного социального процесса, будет бес­прекословно переноситься на другие социальные процессы и явления.

Интуиция может превратиться в прожектерство, если не будет опираться на значительную информационную базу. В этом случае она становится сродни шарлатанству, которое оперирует случайными, мало связанными между собой сведениями, опирается на домыслы и произвольное толкование попавших под руку событий.

В этой связи важно понять роль и значение врожденных идей, которые даны мышлению изначально, не приобрете­ны из опыта и не могут быть изменены на основе опытного знания. Обычно это готовые идеи или понятия, которыми люди оперируют как истинными, идеи, заложенные в мыш­лении в качестве потенциальных способностей и задатков. Главное состоит в том, чтобы эти возможности были осозна­ны, увидены и поддержаны, а также использованы при ре­шении будущности того или иного процесса или явления.

Именно использование интуиции (на основе большого количества разрозненных данных) позволяет утверждать, что в XXI в. социальные противостояния сместятся с меж- расовых, межнациональных противоречий в направлении религиозного противостояния (и даже религиозных войн) между крупнейшими конфессиями мира.

Что касается социологии управления, то несомненно, что интуиция используется практически каждым руководите­лем (осознанно или стихийно), в том числе при решении не только перспективных, но и оперативных проблем разви­тия своей организации. И чем больше руководитель будет знать достоинства и ограничения интуиции, тем успешнее он будет применять ее в преобразовательной деятельности.

<< | >>
Источник: Тощенко Ж.Т.. Социология управления. Учебник. - М.: Центр соци­ального прогнозирования и маркетинга, - 300 с. 2011

Еще по теме роль интуиции в социальном предвидении:

  1. § 3. Роль политики в предвидении
  2. Сущность социального предвидения
  3. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ.
  4. Методы социального предвидения
  5. ГЛАВА 3. социальное предвидение
  6. Интуиция
  7. 21. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КАК ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
  8. 15.1. Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий
  9. 42. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» И «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»
  10. Место неформальных понятий и интуиции в теории
  11. Нормативно-правовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ. Его роль и задачи в реализации социального страхования и обеспечения
  12. 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ
  13. § 2. Политическое предвидение
  14. 1.6. Социальная роль
  15. Социальная роль
  16. Роль социальная
  17. § І. Общая характеристика предвидения