загрузка...

9. СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Значительное влияние на развитие научной мысли Нового времени в целом и социальной мысли в том числе оказали труды Аристотеля. Они стали важным событием, подтолкнувшим многих мыслителей отказаться от схоластических богословских идей в пользу более широкого взгляда на действительность.

Фома Аквинский (1225–1274) – теолог, разработавший философскую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. По его мнению, все знания составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к Божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять теологии.

Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из Божественной воли: Бог так устроил мир, и людям нужно просто подчиниться его воле, а значит, любые попытки человека перейти в более высокое сословие грешны. Он четко разделял Божественную и мирскую власть.

Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию, поскольку она является моделью мира, которым правит Бог.

Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский дипломат и политик эпохи Возрождения. Его главное произведение – трактат «Государь» – продолжил основную линию платоновских рассуждений о государстве, однако основной упор делается не на структуру общества, а на поведение политического лидера.

По мнению Макиавелли, политика является особой сферой, к которой нельзя применять нормы общей морали. Он предложил свои принципы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности.

Закон первый: действиями людей правят честолюбие и стремление к власти (человек либо стремится сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой).

Закон второй: умный правитель не должен выполнять всех своих обещаний (ведь и подданные не всегда выполняют свои обязательства перед государством). Более того, стремление к выполнению обещаний приводит государя к зависимости от собственных подчиненных.

Закон третий: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же надо производить сразу и в больших количествах.

Томас Гоббс (1588–1679) – английский философ. Он разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию (изучает природные законы) и гражданскую философию (изучает человеческое общество). Гоббс стал первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека.

Кроме того, он разработал концепцию общественного договора, на основе которой позже было развито понятие гражданского общества. По Гоббсу, естественное состояние людей – это абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди заключили некий общественный договор, в результате которого и появилось гражданское общество. Гоббс выделял три типа правления:

1) демократию;

2) аристократию;

3) монархию.

<< | >>
Источник: Н. В. Аскерова, Е. В. Белова, Н. А. Мельникова. Шпаргалка по социологии. 2011

Еще по теме 9. СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ:

  1. B.C. Алексеев, H.B. Пушкарева. Шпаргалка по истории нового времени, 2008
  2. 3. Политические идеи Нового времени
  3. Раздел 4ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  4. 3. Политические концепции Нового времени.
  5. § 2. Концепции правового государства Нового времени.Кант. Дайси
  6. Сергей Александрович Нефедов. История Нового времени. Эпоха Возрождения, 2006
  7. Д.В. Кузнецов. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.1. Внутриполитическое развитие – Благовещенск: Изд-во БГПУ, – Ч. 2: XIX в. – 290 с., 2010
  8. Сост. Д.В. Кузнецов. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.2. Международные отношения в 1648-1918 гг. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, – 336 с., 2010
  9. Сост. Д.В. Кузнецов. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.1. Внутриполитическое развитие – Благовещенск: Изд-во БГПУ, – Ч. 1: XVII-XVIII вв. – 432 с., 2010
  10. Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы, 2007
  11. Бриггс Э., Клэвин П.. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней / Пер. сантл.АА. Исэрова, B.C. Нестерова. — М: Издательство «Весь Мир», - 600 с., 2006
  12. 2.3. Цели нового бизнеса или нового проекта
  13. Джонатан ГершуниЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЫНКИ, СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
  14. Общественная мысль.
  15. Просветительская мысль в Северной Америке