37. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

История формирования политических взглядов и учений берет свое начало в Античности. В ней были заложены основы политической науки. Платон анализирует государственность с точки зрения представлений об идеальном государстве. Такое государство не может быть построено в реальности, так как оно является продолжением мира идей, которые не воплощаются в мире вещей. Идеальной формой государства является аристократия или монархия – в зависимости от того, кому принадлежит сознание высших идей – многим или одному. Основные черты демократического правления – это принцип выборов по большинству голосов, идея народного собрания подчинения государства закону. Аристотель считал, что основой государства является семья (муж, жена, дети и рабы). Идеальная модель – рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему классу. Роль среднего класса в управлении государства состоит в стабилизации власти. Он выделяет правильные и неправильные формы правления. К первым он относит монархию, аристократию и политию; ко вторым – тиранию, олигархию и демократию. В Средние века вопрос о государственной власти переплетается с религиозной тематикой. Фома Аквинский создал политическую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью в качестве единственно правильной. Наилучшая форма государственной власти – монархия, которая воспроизводит устройство мира, где правит Бог. Правитель не отождествляет себя с Богом и признает верховенство церковной власти над светской властью. В эпоху Возрождения сформировались два типа политических учений – реалистическое (Н.
Макиавелли) и идеалистическое (Т. Мор, Т. Кампанелла) Н. Макиавелли выделил виды государственного правления, рекомендации по управлению государством: две формы правления – монархию и республику Т. Кампанелла создал модель теократической республики, в которой власть принадлежит священнику но в правлении участвуют все. Государство – «философский образ жизни общиной», где все общее. В эпоху Нового времени главные вопросы – природа государственной власти, способы ограничения воздействия государственной власти на общество. Выделяются две политологические линии в понимании демократии: согласно первой – демократия есть власть народа, народовластие; согласно второй – основой политической власти является индивид, представитель народа. На базе учений Дж. Локка и Ш. Монтескье сформировалась либеральная теория демократии. Дж. Локк – приверженец договорной теории происхождения государства, согласно которой на первом месте находится индивид, гражданин, а не государство. В функции государства входит защита естественных прав личности. Ш. Монтескье обосновывает идеал политической свободы, которая отождествляется с личной безопасностью, независимостью каждого индивида от произвола властей. Свобода обеспечивается только при демократической республике – государстве, в котором власть принадлежит всему народу. Демократия не отождествляется с народовластием: народ является только источником государственной власти и обладает верховной властью. Идеи Дж. Локка и Ш. Монтескье реализовались в Конституции США.
<< | >>
Источник: Основы социологии и политологии: Шпаргалка. 2016

Еще по теме 37. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ:

  1. 3.1. Парадигмы истории политической мысли
  2. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  3. 1. Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.
  4. 1. Проблемы мировой политики и международных отношений в истории социально-политической мысли.
  5. 1. Особенности развития русской политической мысли.
  6. Лекция 6ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  7. Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  8. История становления и развития банков в России
  9. 1. История становления и развития контроля и ревизии
  10. § 1. Становление и развитие методологии и инструментария анализа политических явлений
  11. 1. История развития политической науки
  12. Революция 1905—1907 гг. Формирование политических партий. Становление и развитие Российского парламента
  13. 2. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX – начала ХХ вв.
  14. 4.6. Революционный радикализм в русской политической мысли
  15. Развитие социологической мысли в России