<<
>>

73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

Российская цивилизация – последняя по времени возникновения великая цивилизация.

Николай Бердяев считал русский народ в высшей степени поляризованным народом, потому что в нем совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Вся сложность и противоречивость русской души связана с тем, что в России сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории – Восток и Запад. Россия соединяет внутри себя два мира, и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное.

Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов, дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская.

Теперь можно выделить еще одну, до которой не дожил Бердяев, – постсоветская.

Русская история была одной из самых мучительных историй:

– борьба с татаро-монгольским игом и нашествиями;

– усиление государства;

– Смутное время;

– раскол;

– насильственный характер петровских реформ;

– крепостное право;

– гонения на интеллигенцию;

– казнь декабристов;

– режим Николая I;

– безграмотность народной массы;

– неизбежность революции и ее кровавый характер;

– самая страшная мировая война.

Интересным, существующим только в России социальным образованием была интеллигенция. Явления, предшествующие ее появлению, – это одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина и Печорина. Интеллигенция появилась из разных слоев – сначала из дворянской, затем из разночинной среды. Это идеалистический класс людей, целиком увлеченных идеями и готовых идти во имя этих идей в тюрьму, на каторгу и на казнь. Характерные черты русской интеллигенции:

– беспочвенность;

– отщепенство;

– скитальчество;

– невозможность примирения с настоящим;

– устремленность к грядущему.

В существовании русской интеллигенции наблюдались разные моменты – лишний человек, кающийся дворянин, активный революционер. Этот идеалистический класс был поставлен в трагическое положение между властью и народом: с одной стороны, его никогда не пускали во власть, с другой стороны, его никогда не понимал народ, малообразованный и забитый предрассудками. Из этого пришло ощущение русскими пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех достижений мирового и российского развития, революции, цивилизации.

Славянофилы и западники так же рассуждали о судьбах русского народа, но с двух противоположных точек зрения. Самое главное – русская философия истории должна была решить вопрос о значении и смысле реформы Петра, разрезавшей историю страны на две части. Западники были сторонниками реформы и видели будущее России в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, которая возникает на духовной почве православия. По их мнению, реформы Петра и европеизация были изменой России.

Главное – нельзя забывать, что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются по-новому с новыми перспективами.

<< | >>
Источник: Александра Сергеевна Жаворонкова. Шпаргалка по философии. 2009

Еще по теме 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ:

  1. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИДЕАЛИЗМА
  2. 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв
  3. 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
  4. 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
  5. 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  6. 48 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. (С. Н. БУЛГАКОВА, Н. А. БЕРДЯЕВА, И. А. ИЛЬИНА)
  7. 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  8. 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  9. Марксизм как философия истории и культуры
  10. Глава 10ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИДЕАЛИЗМА
  11. 63. МЕСТО Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В ИСТОРИИ РУССКОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ