55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:
– философского научного метода;
– методологии познания человеком внешнего мира;
– связи внешнего и внутреннего опыта.
Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм.
Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.
Разум, по мнению Бэкона, должен:
– перерабатывать данные чувственного познания и опыта;
– находить коренные причинные связи, явления;
– раскрывать законы природы.
Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.
Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику схоластики. Он утверждал, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных oт прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, и делил их на четыре рода:
– «идолы рода» (ложные представления, которые обусловлены несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума);
– «идолы пещеры» (искаженное видение действительности, связанное с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам);
– «идолы рынка» (ложные представления людей, которые порождены неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях);
– «идолы театра» (неверные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем).
Своей философией Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.
Вслед за Бэконом эмпириком и сенсуалистом в гносеологии был Томас Гоббс (1588–1679). Основой познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела.
Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Ренэ Декарта (1596–1650), Бенедикта Спинозы (1632–1677), Готфрида Лейбница (1646–1716).
Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение – это отправной пункт познания.
Все идеи Декарт подразделил на две группы:
– пришедшие из чувств;
– врожденные.
По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений – вот критерий истинности. Спиноза различает три вида познания:
– чувственное, дающее только смутные и неистинные представления;
– посредством разума, дающее знание о модусах;
– интуиция, открывающая истину.
Лейбниц в своей философии на рациональной основе исследует сочетание рационализма и эмпиризма.
Еще по теме 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ:
- 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Рационалистическая философия.
- Эмпирическая традиция
- 2. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ
- 9. СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- 3. Политические идеи Нового времени
- B.C. Алексеев, H.B. Пушкарева. Шпаргалка по истории нового времени, 2008
- 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
- ГЛАВА 1 Начало нового времени
- 23. Реформация и политические идеи нового времени
- § 2. Концепции правового государства Нового времени.Кант. Дайси
- Раздел 4ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- 3. Политические концепции Нового времени.
- РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- ТЕМА 6 НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Раздел 4 ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- 1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени?
- Сергей Александрович Нефедов. История Нового времени. Эпоха Возрождения, 2006
- Д.В. Кузнецов. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.1. Внутриполитическое развитие – Благовещенск: Изд-во БГПУ, – Ч. 2: XIX в. – 290 с., 2010