<<
>>

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)

Так как в Греции было мало земель, пригодных для обработки, то здесь развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это стало основополагающим фактором высокой эффективности труда, а также его индивидуального характера.

Становлению в середине I тысячелетия до н.э.

в Греции рабовладельческого строя способствовало благоприятное географическое положение, которое стимулировало развитие полисной формы государственного устройства. Полисы - небольшие государственные образования (города с прилежащими к ним территориями). Жизнь в полисах была сопряжена с постоянной борьбой между родовой аристократией и свободными гражданами. В результате такой политической борьбы власть в полисах приобретала следующие формы:

аристократия (власть захватывали знатные);

демократия (удача оказывалась на стороне трудовых слоев полиса);

тирания (узурпации власти группой лиц);

олигархия, состоящая из крупных рабовладельцев, роль которых усиливалась по мере роста рабовладения.

Бурный рост науки, техники и знаний о мире привели к размежеванию науки и религии.

Политико-правовые доктрины становятся частью философских систем античных мудрецов. Политико- философские учения Античности основывались на практике, на социально-политических реалиях.

Политика и право становятся предметом исследования. Одними из ярких представителей античной политико-правовой мысли были софисты (от гр. sophistes - «мудрец»). Школа софистов сложилась в Афинах во второй половине V в. до н. э. - в период наивысшего расцвета афинской рабовладельческой демократии. Ее отличительная черта: все свободные граждане полиса мужского пола принимали непосредственное участие в

управлении государством. Каждый гражданин в течение жизни занимал более или менее значимый пост в полисе. Софистами называли учителей ораторского искусства, учивших за плату красноречию. Этот навык был необходим для публичных выступлений и в суде.

Софисты считали, что учащийся должен овладевать широким спектром знаний. Самой главной софистической дисциплиной была риторика. Первоначально софисты учили приемам доказательства и опровержения. Они открыли целый ряд логических принципов. Но они пошли по пути изобретения уловок, полезных в спорах.

Для софистов характерен релятивизм в понимании проблемы истины и всех ценностей вообще. Справедливость высказывания или поступка можно оценить, лишь учитывая все обстоятельства, - время, место, условия, состояние человека и т. д.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ):

  1. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  2. 9 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ)
  3. 9. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
  4. 5. Характеристика политико-правовых ученийДревней Греции
  5. 8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | (ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ)
  6. 3. Политико-правовые учения в Древней Индии
  7. 3 1 . ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
  8. 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  9. 6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  10. 10 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА