<<
>>

42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ

Первыми, кто сделал шаг к отказу от проблематики сознания, были:

– Джон Дьюи (1859–1952);

– Мартин Хайдеггер (1889–1976);

– Людвиг Витгенштейн (1889–1951).

Джон Дьюи – американский философ, один из ярчайших представителей неопрагматизма.

Прагматизм – направление в философии, которое ведет свое начало от американского философа Пирса, оно видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.

Основным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мнению Дьюи, философия появилась не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому главной задачей философии является такая организация жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, которая способствовала бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.

Главная идея Дьюи, определяющая суть его философии, – инструментализм.

Инструментализм – направление в философии, согласно которому ум и интеллект точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы.

По мнению этого мыслителя, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей.

Мартин Хайдеггер – немецкий философ, сторонник экзистенциализма.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование) – «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности.

По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия.

Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные Хайдеггером:

– Для чего живет человек?

– В чем смысл его жизни?

– Каково место человека в мире?

– Каков выбор им своего жизненного пути? Людвиг Витгенштейн – австрийский мыслитель, логик и математик. Людвиг Витгенштейн:

– развивал идеи лингвистической философии;

– разрабатывал проблемы математической логики;

– анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания.

Он предлагал свести все научное знание к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире.

Главное произведение позднего периода Витгенштейна – «Философские исследования», в которых он трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача же философии сугубо «терапевтическая» – устранение путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений, которые оцениваются им как своего рода заболевания.

<< | >>
Источник: Александра Сергеевна Жаворонкова. Шпаргалка по философии. 2009

Еще по теме 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ:

  1. 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА
  2. Тендерная проблематика
  3. 29. Отказ в возбуждении уголовного дела. Обжало- вание и опротестование отказа в возбуждении уголовного дела
  4. Проблематика: понимание сетевых процессов
  5. 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  6. Вводная часть Сущность проблематики
  7. Теория Кейнса и ее влияние на проблематику денежной теории.
  8. 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА
  9. Отказ в государственной регистрации
  10. 1. Понятие и структура политического сознания
  11. Экономическое сознание.
  12. 16. ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ В ПСИХОЛОГИИ
  13. 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
  14. 4. Сознание человека
  15. 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
  16. Сознание