<<
>>

§ 1. Возникновение идей правового государства

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни сво ими корнями уходит в глубокую древность — к тому периоду в исто рии человечества, когда возникли первые государства. Древнейшие памятники письменности отразили процесс имущественного и соци ального расслоения первобытных коллективов и возросшую вследст вие этого потребность в нормативно-властном упорядочении общест венных отношений.
Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших нача ло правовой регламентации механизма государственного управления (достаточно вспомнить знаменитые реформы Солона и Клисфена, ко торые завершили образование афинского государства). С момента своего возникновения право, таким образом, выступает не только ин струментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной влас ти. Для того чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодатель ным путем.
Проблема определения правовых основ государственной

власти становится с тех пор сквозной темой всей политико-правовой мысли, но получает различное толкование в идеологии противобор ствующих и сменяющих друг друга классов.

В условиях докапиталистических формаций, где господствовало религиозное мировоззрение, первопричиной существующих общест-венных порядков считались божественные установления и проблема нахождения законных оснований власти обычно сводилась к той или иной интерпретации религиозных заветов. Для идеологии раннеклас совых обществ, кроме того, было характерно тесное переплетение со циально-политических взглядов с философскими и моральными представлениями. Обоснование правомерности существующей власти связывалось поэтому с общемировоззренческими принципами (зако нами всего мира), религиозными заповедями и моральными предпи саниями .

Идеи подчинения власти божественным законам отстаивали и раз вивали жрецы, представители рабовладельческой аристократии (Пла тон, Аристотель), «отцы» христианской церкви (Августин), средневе ковые схоласты (Фома Аквинский).

Выдвинутые ими политические учения были нацелены на то, чтобы обосновать привилегии правящей верхушки и духовенства, их исключительное право на толкование дог матов религии. Справедливым они признавали только закон, сущест-вующий «от природы», «от века», в силу божественных предначерта ний. Именно такой смысл вкладывал в это понятие Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» (Законы, 715 d).

Под законами здесь понимается не что иное, как совокупность ре лигиозно-нравственных и правовых норм, установленных мудрейши ми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. Разделяя эту позицию, Аристотель специально оговаривал, что поста-новления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний обще го характера. «Закон должен властвовать над всем; должностным э*се

лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение част ных вопросов» (Политика, 1292 а 30). Вслед за Платоном Аристотель утверждал, что для мудрых людей законы не нужны, потому что, обла дая избытком добродетели, «они сами — закон» (Политика, 1284 а 5-15).

Принципиально иначе к проблеме соотношения государства и за кона подходили идеологи торгово-промышленных слоев, рабовла дельческой демократии (софисты, Эпикур), средневекового бюргерст ва (Марсилий Падуанский).

Не в силах полностью преодолеть религиозное мировоззрение, они выступали с идеями независимости текущего законодательства от бо жественной воли и требовали признать верховенство народа в госу дарственных делах. Управление на основе закона, согласно их взгля дам, предполагало подчинение всех должностных лиц решениям, ко торые принял (или одобрил) народ. В качестве примера можно привести высказывание Гиппия, одного из представителей рабовла дельческой демократии в Древней Греции.

Выражая общее мнение «старших» софистов, Гиппий называл законом «то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздерживаться» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 4, 13). Подобное определение закона способствовало освобождению по литической мысли из-под влияния религии и формированию демо кратических концепций законности.

По мере того как развивались отношения частной собственности, в трактовке взаимосвязи государства и права происходят важные изме нения. Осуществление государственной власти начинают оценивать не только с точки зрения так или иначе понимаемого общего блага, но и с позиций индивида, правового положения его имущества, семьи, наследников и т.п. В рассуждениях на эту тему выделяются, таким об разом, два основных аспекта: с одной стороны, вопросы легального происхождения и осуществления публичной власти (правопреемство династий и правительств, законность решений административных и судебных органов), а с другой — вопросы о том, насколько государст венные акты соответствуют фактически сложившимся отношениям между частными лицами. На этой почве в связи с разграничением публичной и частной сфер общественной жизни и зародились пред ставления о государстве как правовом сообществе свободных лиц, преследующих свои интересы.

Самое ранее из дошедших до нас определений государства в каче стве правового сообщества принадлежит Цицерону. Согласно его взглядам государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и

общностью интересов» (О государстве, I. 39Y Назначение государст венной власти он усматривал в защите имущественных интересов граждан. Положительно оценивая значение богатства в жизни обще ства, философ подчеркивал, что государство «держится на кредите» (Об обязанностях, II. 84).

Идеи Цицерона сыграли немаловажную роль в развитии юриди-ческих представлений о государстве, однако в условиях рабовладель ческого и феодального обществ они не могли получить последователь ного обоснования.

В эпоху античности и Средневековья правовое положение индивида обусловлено его принадлежностью к определен ному социальному коллективу (полису, крестьянской общине, гиль дии и т.п.), т.е. во многом определялось внеэкономическими (полити ческими либо сословными) факторами. Политико-правовым доктри нам того времени не было известно понятие субъективных прав личности.

Не случайно в учении Цицерона новаторские формулировки соче тались с типично аристократическими воззрениями, воспринятыми из платоновско-аристотелевской традиции. «Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера», — доказывал философ. Этот высший, естественный и не писаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием (здесь - откровенный выпад против учений рабовладельческой демократии). Постановления и законы государства должны соответствовать боже ственному порядку, в противном случае они не имеют законной силы. Возникновение права, писал Цицерон, «следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он - ум и сознание мудрого человека, он - мерило права и бесправия» (О законах, II. 10, I. 19). Как видим, у Цицерона божественный закон предшествует праву и выступает его мерилом.

<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § 1. Возникновение идей правового государства:

  1. 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  2. 3 1 . ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
  3. Дорийское вторжение и возникновение Спартанского государства
  4. § 4. Причины возникновения государства
  5. § 10. Правовое государство
  6. 4.6. Возникновение ранних государств
  7. 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ШАН (ИНЬ)
  8. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ЕГИПТЕ
  9. Возникновение государства в Эламе.
  10. 5. Возникновение государства Чжоу
  11. 2. КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
  12. 3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
  13. Вопрос 14. Польша. Возникновение государства
  14. Возникновение и развитие государства на Крите
  15. Возникновение государства Русь. Варяжская проблема.
  16. § 3. Идеи правового государства в XX в.