<<
>>

§11. Универсально-исторические особенности демократии

Описанные выше факты позволяют нам сделать выводы о том что греческая демократия:

прошла долгий путь развития — более 250 лет; охватывала не весь, а часть народа — около 1/10 всего населения,' отражала мнение всего свободного народа; эволюционировала от прямой к представительной форме.

Демократия еще не означала равноправия всех жителей. Одна-ко в принятии политических решений участвовали уже более широкие слои населения. Так, в Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица — магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиея). Демократия в Афинах оз-начала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.

В маленьких колониях Новой Англии в XVII-XVIII веках переселенцы из Европы попробовали возродить античное устройство общества и им это удалось, но на короткое время.

И здесь право участвовать в управлении колонией имели только собственники белые мужчины. Женщины, белые бедные мужчины и рабы не обладали правом голоса.

Олигархию от демократии и монархии (единоличного правления) отличают размеры той части населения, которая лишена права участвовать в управлении государством. Чем больше доля исключенных, тем дальше общество от истинной демократии. Если она сведена к минимуму, то мы вправе говорить об олигархии, а если она сведена к одному, то о монархии. В США темнокожие американцы не имели права голоса вплоть до Гражданской войны. Даже большинство белых мужчин не имели права голоса до начала XIX века. Женщины получили такое право лишь после Первой мировой войны. В Англии и в XX веке многие женщины и мужчины не имели этого права.

Хотя конституционной республикой США стали в 1780 г., а Англия превратилась в конституционную монархию спустя полвека, ни ту ни другую страну нельзя было причислить к обществам с реальной демократией вплоть до 1900 г.

Хотя греки придумали сам термин и разработали основы теории демократии, реальная демократия появилась только в XX веке, то есть спустя 2500 лет после них. Систему управления обществом греков нельзя считать реальной демократией с точки зрения провозглашенных ими самими же целей. Афины при Перикле являли собой конституционную республику. Но это не демократия в современном понимании, поскольку большинство населения не признавались гражданами. Античная демократия, как гриб из своей грибницы, произрастала из олигархии — правления избранной группы аристократов, а та, в свою очередь, выросла из обычной монархии — правления одного человека (вождя, а позже тирана). По мере того как все больше становилось богатых и зажиточных афинян, социальная база демократии расширялась. К 500 г. до н.э. зажиточными оставалось все еще меньшинство афинян, которые и составляли то, что сегодня мы именуем самоуправляю-щимся городом-государством.

И в Древнем Риме в том же VI веке до н.э. была лишь видимость демократии. Количество граждан ограничивалось числомтех, кто с оружием в руках мог сражаться за родину. Они выбирали консулов, которые и заправляли повседневными делами государства. У власти стояла немногочисленная группа патрицеев, составлявшая весь класс богатых. Со временем правом голоса наделили и низший класс — плебеев. Но в I веке н.э. Сулла, Помпей и Цезарь узурпировали власть в Риме. При Августе Римская республика сменилась монархией. Демократия исчезла с политической карты мира вплоть до конца Средних веков.

Она появилась вновь опять в небольших городах-государствах Северной Италии в эпоху Ренессанса. Именно здесь были сосредоточены ремесла, банки и мануфактура. Демократия зародилась в них как стремление к свободе бизнеса. Купцам, ремесленникам, банкирам необходимы были всевозможные привилегии для сбыта товаров и закупок сырья, низкие налоги и пошлины, возможность выбирать такую мэрию, которая бы помогала им в бизнесе.

Они не нуждались во вмешательстве королевской власти. Не только в Италии, но и в других странах Европы города-государства, как и в античные времена, явились пионерами демократии. Они боролись за свои права с королем, и достигнутые привилегии закрепляли в так называемых хартиях — грамотах, письменно фиксирующих весь круг прав и привилегий.

Но и они не являлись демократиями в подлинном смысле, поскольку правом голоса обладали только зажиточные горожане.

Наиболее успешно и динамично путь от формальной к реальн демократии прошла Англия. Уже в XIII веке здесь был парламе правда, политическими правами обладали только король, двоу не и духовенство. К середине XIV века появилась вторая пал~' парламента — палата общин, ставшая флагманом демократии. О выражала интересы набирающего силу среднего класса.

Первое правительство США было аристократическим, а пр' вом голоса опять же обладали только богатые. В период с 1800 1840 г. имущественный ценз был устранен, но только для бел! мужчин. Женщины и чернокожие политического голоса не имел" Только с 1964 г., когда были устранены последние ограничен: можно говорить о реальной демократии в США.

Как свидетельствует исторический опыт, демократии не только трудно достигаются, но и легко разрушаются. Античная Грец то и дело шарахалась от демократии к тирании, пока в IV вею* до н.э. ее совсем не ликвидировал Александр Македонский. Рим ская республика превратилась в империю, а Веймарская респуб-лика просуществовала с 1918 по 1933 г.

Демократия неустойчива потому, что очень чувствительна к любым экономическим невзгодам. Стоит ухудшиться материаль-' ному положению простого народа, как он тут же ищет сильного; лидера, который сулит золотые горы. Расплатой за иллюзии ста-; новится тирания, которая учреждается моментально, как только популистскому лидеру удается захватить власть. Подобное проис-ходило в России после 1917 г. и в Италии в 20-е годы XX века. И в США в период Великой депрессии конца 20-х годов многие попули-стские лидеры требовали себе неограниченной власти, считая это достаточной ценой за обещание вывести страну из кризиса.

<< | >>
Источник: Кравченко А. И.. Политология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2001. — 336 с.. 2001

Еще по теме §11. Универсально-исторические особенности демократии:

  1. Универсально-исторические законы у М. Вебера
  2. Глава 5. УНИВЕРСАЛЬНО ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ИЕРАРХИИ
  3. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ДЕМОКРАТИИ
  4. § 8. Исторические типы демократии
  5. Исторические типы демократии
  6. Раздел III. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ДЕМОКРАТИИ
  7. § 2. Особенности и социально-историческая роль религии
  8. Политические особенности России в мировом историческом процессе
  9. Особенности деятельности федеральных государственных служащих в условиях рынка и демократии
  10. § 3. Формы демократии. Референдум как одна из форм политической демократии
  11. Глава IПолитические особенности России в мировом историческом процессе
  12. Объекты и методы культурно-исторического познания. Общественные мифы и социально-историческая мифология (окончание).
  13. Объекты и методы культурно-исторического познания. Знак и семиотика культуры. Общественные мифы и социально-историческая мифология
  14. ТЕМА 8. Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ.
  15. Лекция третьяОбъекты и методы культурно-исторического познания. Знак и семиотика культуры. Общественные мифы и социально-историческая мифология
  16. Лекция четвертаяОбъекты и методы культурно-исторического познания. Общественные мифы и социально-историческая мифология (окончание).Текст, его интерпретация и ее пределы
  17. Универсальные банки
  18. Универсальные компьютеры.
  19. Универсальная модель на информационной основе