<<
>>

Третий путь

Термин «третий путь» не вполне точен и в принципе открыт самым разным толкованиям. Объясняется это тем, что с самого начала движение опиралось на различные идеологические традиции — новейший либерализм, консервативный принцип «единой нации», осовремененную социал-демократию, а концепции «третьего пути» выдвигались в разных странах и разными политическими силами — «новыми демократами» и Б.

Клинтоном (В. Clinton) в США, «новыми лейбориста-

ми» и Т. Блэром (Т. Blair) в Великобритании, а также рядом теоретиков в таких странах, как Германия, Голландия, Италия и Новая Зеландия. Тем не менее в складывающейся идеологии можно выделить некоторые общие темы. Здесь, во- первых, царит убеждение в том, что все и всякие системы, выстроенные «сверху- вниз» и склонные к сколько-нибудь широкому государственному вмешательству, особенно социалистические, полностью исчерпали свои возможности; отныне нет альтернативы тому, что в § 4 Устава Лейбористской партии Великобритании, пересмотренного в 1995 г., определено как «динамичная рыночная экономика».

Этому соответствует и признание того, что в мире усиливается глобализация, а капитализм трансформировался в «экономику знания», основанную на информационных технологиях и поощряющую индивидуальную подготовку и мобильность как рабо-чей силы, так и предпринимательства в целом. В противоположность неолиберализму идеология «третьего пути» признает государство жизненно важной экономической и социальной силой, с той оговоркой, что роль государства сегодня заключается главным образом в том, чтобы содействовать международной конкурентоспособности национальной экономики через развитие образования и систем профессиональной подготовки, а также сдерживать глобальную рыночную стихию укреплением местных сообществ и гражданского общества в целом. В этой связи «политика третьего пути» предстает как разновидность либерального коммунита- ризма; декларируемый ею «новый индивидуализм» требует баланса между правами человека и предпринимательством (entrepreneuralism), с одной стороны, и принципами общественного долга и моральной ответственности, — с другой.

Наконец, еще одной особенностью идеологии «третьего пути» является ее отказ от какого бы то ни было эгалитаризма (который в современном понимании равнозначен «уравниловке») и декларирование приверженности принципу равных возможностей и меритократии.

Однако политические деятели этой ориентации видят необходимость в социальных реформах, но отнюдь не для того, чтобы «поддерживать людей от колыбели до могилы»: выдвигается вполне современно звучащий либеральный лозунг «помочь людям так, чтобы они могли помочь себе». Складывается целостная доктрина «государства всеобщей работы», где правительственная поддержка, будь то льготы или стипендии для образования, должна быть обеспечена только тем людям, которые сами ищут дело и полагаются лишь на самих себя. У этой идеоло-

Предпринимательство — ценности и ши нашлись и критики, указывающие на то, прРаістичнеская деяТеЛьность, связанная с

что такой подход чрезвычайно противоречив и коммерческим риском и ориентирован-

разрешить эти противоречия на практике очень ная на прибыль

трудно или даже невозможно.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Третий путь:

  1. 13.4. «Третий путь» в социально-экономической политике
  2. ПУТЬ ТРЕТИЙ. НАЧИНАТЬ С ПРОДУКТА.
  3. 3. «Третий путь» экономического и социального разви­тия Ирана.
  4. ТРЕТИЙ КВАДРАТ. МАНИПУЛЯЦИЯ
  5. ТРЕТИЙ НЕФТЯНОЙ КРИЗИС
  6. Третий уровень: связь с душой
  7. 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ
  8. "ТРЕТИЙ ХРАМ РУШИТСЯ"
  9. Раздел третий СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
  10. Третий пример: институциональные деньги