<<
>>

§ 1. Сущность характеристики политической культуры

Концепция политической культуры и политико-культурный под ход впервые были введены в политическую науку американскими по литологами в середине 50-х годов. С тех пор они получили широкое распространение в мировой политической науке.

Их создатели Г. Ал монд, С. Верба, С. Най и другие исходили из того, что традиционный подход к политике в терминах исследования государственно-право вых институтов и т.д. не в состоянии определить, почему одинако вые по своей форме социально-политические институты действуют по-разному в разных странах или же почему те или иные институты оказываются дееспособными в одних странах и совершенно неприем лемыми для других стран. Они ставили своей целью разработать ком плексный подход, базирующийся на органическом соединении эмпи рического и теоретического, микроуровневого и макроуровневого аспектов исследования. С этой точки зрения политико-культурный подход представляет собой попытку интегрировать социологию, куль- турантропологию, социальную психологию в единую политологичес-

кую дисциплину.

Он призван соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом нацио нальной политической психологии, политической идеологии и т.д.

Политическая культура — это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Это явление динамическое, развивающееся, постоянно обогащающееся историей в своем содержа нии и формах, явление, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная революция, научно-техни ческая, компьютерная, информационная или иные революции.

Особенность политической культуры состоит в том, что она нераз рывно связана с человеческой субъективностью и представляет собой своего рода «субъективный объект».

В узком понимании она состав-ляет не политику или политический процесс в их реальном воплоще нии, а комплекс представлений о той или иной национальной или со циально-политической общности, о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования. Как правило, в политичес кой сфере зачастую значимость приобретают не только реальные дей ствия и меры правительства или государства, тех или иных общест венно-политических образований, но и то, как они оцениваются и вос принимаются, в каком контексте они подаются и т.д. Формы их реализации, их принятие или непринятие подавляющим большинст вом населения во многом обусловливаются основными характеристи ками политической культуры. ¦

Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания и в более широком плане духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие го сударственных и политических институтов, придают значимость и на правление политическому процессу в целом и политическому поведе нию широких масс населения в частности. Политическая культура со ставляет в некотором роде этос или дух, который одушевляет формальные политические институты. Вслед за Г. Алмондом и С. Вер бой вполне обоснованно можно сказать: «Мы говорим о политической культуре точно так же, как мы можем говорить об экономической культуре или религиозной культуре».

Подобно тому, как культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жиз ненных ситуациях, политическая культура определяет и предписыва ет нормы поведения и «правила игры» в политической сфере. Полити ческая культура дает отдельному человеку руководящие принципы

15 - 7935

политического поведения, а коллективу — «систематическую структу ру ценностей и рациональных доводов». Она представляет руководя щие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие институтов и ор ганизаций, придавая целостность и интегрированность политической сфере, подобно тому, как общенациональная культура придает це лостность и интегрированность общественной жизни в целом.

Осно вополагающие ценности политической культуры имеют первостепен-ное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественно-политической системы, поскольку их задача со стоит в формировании приверженностей данной системе, нормы слу жат цели интегрирования социальных систем. Они включают в себя не только ценностные компоненты, но и особые формы ориентации людей в определенных функциональных и ситуационных условиях.

Политическую культуру можно правильно понять лишь в том слу чае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широкой об щенациональной культуры. Соглашаясь с К. Гиртцем в том, что куль тура представляет собой некую структуру определенной совокупнос ти значений, с помощью которых люди формируют свой опыт и, исходя из того, что политика представляет собой одну из главных пуб личных сфер, в которых раскрываются эти значения, можно вычле нить значения, имеющие отношение к миру политики. Эти значения, составляющие политическую культуру, неразрывны с общенацио нальной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычая ми, стереотипами, мифами, установками и т.д. Фундаментальные ком поненты национальной культуры оказывают большое влияние на формирование системы политических убеждений и политической культуры в целом.

В качестве составных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами и т.д. Она включает опреде ленные ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства. Эти компоненты, обусловленные социально-экономичес кими, национально-культурными, общественно-историческими и дру гими долговременными факторами, характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством, медленно поддаются из менениям в процессе глубоких сдвигов в общественном бытии.

Политическую культуру можно характеризовать как ценностно- нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества.

Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на полити ческую систему. Политическая культура, как отмечает американский политолог Д. Дивайн, это «историческая система широко распростра ненных, фундаментальных поведенческих политических ценностей», которых придерживаются члены данной общественно-политической системы . Она охватывает как политические идеи, ценности, установ ки, так и действующие нормы политической практики. Она предпола гает изучение таких категорий, как политическая идеология, легитим ность, суверенитет, правление закона и т.д. Политическая культура в определенном смысле представляет некие рамки, в которых члены об щества принимают законность существующей формы правления, чув ствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с дейст вующими «правилами игры». Рамки, в которых убеждения, эмоции, нормы и ценности проявляются в политических процессах и полити ческом поведении, сами по себе составляют важнейший компонент политической культуры.

Цементирующим элементом политической культуры следует счи тать политическое мировоззрение, составляющее часть общего миро воззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое влияние на характер политических ориентаций, симпатий и антипатий людей оказывают господствующая в обществе система мировоззренческих позиций и ценностно-нормативных уста новок, фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом.

Как соотносятся политическая культура и другие компоненты мира политического, прежде всего политическая система? При поис ках правильного ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что политические институты, будучи творениями культуры того или иного народа, в свою очередь оказывают значительное влияние на со держание и проявление культуры. Тесная связь существует между по литическим поведением и политической культурой. Более того, поли тическая культура реализуется через политическое поведение.

Хотя политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы мира политического, тем не менее про вести между ними четко очерченную линию разграничения весьма трудно. Они взаимно влияют друг на друга, взаимопереплетаются и не

могут существовать друг без друга. Например, либерально-демократи-ческая система характеризуется существованием в обществе множест ва социальных групп и слоев, организаций, объединений, заинтересо ванных групп, религиозных, профессиональных, молодежных и иных ассоциаций, клубов, отстаивающих свои интересы во взаимных кон фликтах, столкновениях и сотрудничестве друг с другом. Такое поло жение получило название «социальный плюрализм». В политической сфере плюрализм проявляется в наличии множества партий и инсти тутов, в существовании разных идейно-политических ориентаций, ус тановок, идеологических течений и направлений и т.д. В этом случае мы имеем «политический плюрализм». Причем социальный плюра-лизм и политический плюрализм стимулируют друг друга.

Правильнее понять эти проблемы можно лишь в том случае, если рассматривать политическую культуру не как основной детермини-рующий фактор партийно-политических отношений и процессов, а как определенное опосредующее звено между социально-экономичес кими интересами, базовыми потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами и т.д. отдельного человека, социаль ных групп, классов, вовлеченных в политический процесс, с одной стороны, и их политическим поведением — с другой. Воздействие на практические дела не означает их детерминацию. Иначе говоря, поли тическая культура способствует формированию определенных типов политического поведения, она придает ему определенную направлен ность, но не является детерминирующим фактором в последней ин станции. Дело в том, что решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым ком плексом факторов, среди которых социальная структура и политичес кая система, состояние экономики, просто конъюнктурные факторы, сиюминутные внутри- и внешнеэкономические и внешнеполитичес кие условия и т.д. Зачастую общность быта и уклада жизни, непосред ственность впечатлений сами по себе могут служить факторами стан дартизации сознания, формирования разного рода иллюзий, типоло гически родственных представлений.

Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры является легитимность существующей системы и действующего в каждый данный период по литического режима. Более того, в системе ценностей, ориентаций, ус тановок, стереотипов, составляющих политическую культуру, цент-ральное место занимают элементы, способствующие формированию и сохранению политической системы. Количество разделяемых всеми членами общества «позитивных» ценностей определяет степень кон-

сенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность.

Вместе с тем было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему только широко разделяемых в обществе ценнос тей, убеждений и символов, ограничивать ее лишь «позитивными» ус тановками в отношении существующей политической системы, как это делает ряд политологов. Концентрирование внимания исключи тельно на разделяемых всеми убеждениях, установках и ценностях чревато игнорированием политических убеждений, установок и цен ностей, присущих тем или иным социальным группам, выступающим за изменение существующего положения вещей. Зачастую сам факт, что они не разделяются большинством членов общества, может слу жить важным показателем сущности и тенденций развития той или иной политической культуры и политической системы в целом. Поэ тому важное значение имеет также выделение расхождений в полити ческих убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. В противном случае совершенно невозможно было бы объ яснить такие важнейшие явления в истории капиталистических стран, как левый и правый вариант радикализма, которые и в наши дни про-должают выступать за изменение существующего там положения вещей.

Человеческая деятельность, требующая совместных коллективных усилий, предполагает соответствующую организацию и координацию таких усилий людей как на индивидуальном уровне, так и в масшта бах всего общества. Как показали Г. Алмонд и С. Верба, межличност ное доверие является необходимым условием формирования вторич ных ассоциаций, которые, в свою очередь, имеют важное значение для эффективного политического участия в любой демократической сис теме. Чувство доверия необходимо и для функционирования демокра тических правил игры. Например, важно оценивать оппозицию как лояльную оппозицию, которая в случае прихода к власти не будет преследовать своих противников и способна управлять страной, оста ваясь в рамках закона. Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависит от степени соотношения и соответствия ее ценностей ценнос тям политической культуры. Количество разделяемых всеми членами общества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между .его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспо собность. Одним из важнейших факторов формирования, утвержде ния и жизнеспособности политической культуры и принятия ее ос новных элементов большинством населения является его согласие с идеей легитимности существующей системы и действующего в каж-

дый данный период политического режима. Лорд Брайс как-то сказал, что даже римская империя основывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле ее подданных. В правовом государстве жиз неспособность юридическо-правовой системы и подчинение ей подав ляющего большинства населения зависят в большей степени от ува жения к закону, нежели от страха применения санкций. Раз такое ува жение потеряно, презумпции справедливости закона брошен вызов. Обеспечение легитимности, или легитимизация — это форма обосно вания, которая призвана интегрировать разрозненные институты, от-ношения, процессы, подсистемы и т.д., тем самым придавая смысл всему социальному порядку.

<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § 1. Сущность характеристики политической культуры:

  1. 1. Сущность и содержание политической культуры
  2. 5.1. Сущность политической культуры
  3. 62. Политическая культура: сущность, функции, типы
  4. 63. Политическая символика как элемент политической культуры
  5. Политическая культура и индустриальная рациональность Культура и смысл в современных государствах
  6. ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  7. Сущность культуры. Культура и человеческая природа
  8. Политическая культура и политическая социализация
  9. Глава 13. Политическая культура и политическое участие.
  10. Массовая культура как феномен современности Сущность и происхождение массовой культуры
  11. Характеристики культуры
  12. Фундаментальные характеристики культуры.
  13. 2. Типология политической культуры
  14. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  15. § 4. Типологизация политической культуры
  16. 4.1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ