<<
>>

4.6. Революционный радикализм в русской политической мысли

Предыстория русской радикальной политической мысли начинается в глубокой древности. Представления о равенстве всех людей перед Богом и о неизбежном торжестве социальной справедливости были известны с незапамятных времен: они были характерны для различных еретических движений и учений.

В много-численных русских утопиях XVIII в. находим мечты о социальной справедливо сти, имущественном равенстве. Социальные утопии этого периода (Ф. Эмин «Непостоянная фортуна», М. Херасков «Кадм и Гармония») были написаны под сильным влиянием идей европейского и русского Просвещения. Основателем ре волюционного просветительства можно считать А. Н. Радищева (1749-1802), из ложившего свои взгляды в знаменитом политическом трактате «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев обеспокоен положением труженика, он ищет со циальные и политические условия его достойного существования, в основе кото рого будет «равенство в имуществах», «выравнивание доходов» и т. п. Гарантией социальной справедливости станет демократический республиканский строй, ос нованный на принципах естественного права и общественного договора между трудящимися.
Радищев развивает собственную версию классической доктрины Руссо о народном суверенитете и уточняет способ его реализации. По мнению Радищева, руссоистская модель непосредственной демократии не гарантирует полноту народного суверенитета. Подлинным гарантом верховенства народа яв ляется его право на восстание, постоянная готовность людей к вооруженному вы ступлению против несправедливой власти. Революционное «вольнодумство» бы ло характерно для многих представителей русской общественной мысли конца XVIII в.: Н. И. Новикова, Я. Б. Княжнина и др. Революционно-демократическое крыло в политической идеологии начала XIX в. было представлено П. И. Песте- лгм (1793-1826).
В «Русской правде» Пестель выдвигал требования ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашение России республикой, свобо ды печати и вероисповедания. Пестель считал возможным сосуществование об щественной и частной собственности на землю. Равенство перед законом подкре пляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономиче скими возможностями и мерами против неумеренного обогащения. Можно сказать, что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу кон цепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демо кратами и народниками. А. И. Герцен (1812-1870), В. Г. Белинский (1811-1848), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861) считали, что только коренное преобразование общества на социалистических началах в ходе крестьянских революций способно обеспечить подлинное равенство и демокра-

тию; русская крестьянская община — готовая ячейка будущего социалистиче ского общежития. Идея «русского социализма» была подхвачена народниками (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин, Н. К. Михайловский), но вскоре под верглась резкой критике со стороны отечественных марксистов.

Первой российской марксистской организацией стала возникшая в Женеве группа «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым (1856-1918), которого считают родоначальником русского марксизма. Идеи Маркса в их плехановской интерпретации были восприняты В. И. Лениным (1870-1924), который вскоре предположил совершенно новое прочтение марксизма применительно к услови ям России. Взгляды Ленина и его последователей-большевиков постепенно офор мились в стройную систему, получившую название марксизма-ленинизма. В от личие от Маркса, который считал возможной победу социалистической революции в достаточно развитой в экономическом отношении стране с численным преобла данием пролетариата, Ленин утверждал, что диктатура пролетариата может быть установлена и в России. Новое социалистическое государство станет орудием преобразования страны, которая быстрыми темпами «двинется догонять другие народы».

Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть Респуб лика Советов, где нет разделения власти на исполнительную и законодательную: принцип разделения власти тормозит осуществление государственной политики и делает власть неэффективной. Впоследствии, когда будет достигнута социаль ная однородность общества, государство отомрет.

Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм. Пред ставители русского анархизма М. А. Бакунин (1814-1876) и П. А. Кропоткин (1842-1921) считали возможными полную ликвидацию всех институтов государ ства (государство — механизм насилия над обществом — не имеет никакой поло жительной ценности) и немедленный переход к социалистическому обществу, ос нованному на самоуправлении рабочих ассоциаций.

Радикальная революционность как основа мировоззрения русской интелли генции была подвергнута резкой критике в знаменитых сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Авторы сборников П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и другие при всем несовпадении их идейных позиций иссле дуют внутренние причины разрушительной радикальной («интеллигентской» в их понимании) идеологии и делают вывод о невозможности достижения «земного рая» ценой разрушения. Социализм в совокупности с атеистическим мировоз-зрением, отрицание самостоятельного значения личности и культуры — главная опасность для государства и нации. Религия, утверждают философы, — духовная альтернатива тоталитарной идеологии; истинное предназначение человека — в сво бодном духовном творчестве по устроению социального бытия на принципах пра ва и справедливости.

<< | >>
Источник: А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология. 2005

Еще по теме 4.6. Революционный радикализм в русской политической мысли:

  1. 3. ФОРМИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
  2. 2. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX – начала ХХ вв.
  3. 1. Особенности развития русской политической мысли.
  4. 63. МЕСТО Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В ИСТОРИИ РУССКОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  5. 1. Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.
  6. 3.1. Парадигмы истории политической мысли
  7. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  8. Раздел второйИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  9. 37. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  10. Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  11. 15. Классики политической мысли о гражданском обществе
  12. 78. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НАЧАЛЕ XIX В
  13. 1. Проблемы мировой политики и международных отношений в истории социально-политической мысли.
  14. § 2. Проблемы войны и мира в современной общественно-политической мысли
  15. Лекция 6ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ