<<
>>

Политика как искусство государственного управления

«Политика не наука — это искусство», — в свое время заявил, если верить

І легенде, канцлер Германии Бисмарк. Искусство, которое имел в виду Бисмарк, ' есть искусство государственного управления, осуществление государственного кон- [ троля над обществом, как это происходит через принятие и исполнение коллектив- I ных решений, — наверное, классическое понимание политики, восходящее к первоначальному значению этого слова у древних греков.

Термин «политика» происходит от слова полис (polis), буквально означающего «город-государство».

Древняя Греция, мы помним, была разделена на множество независимых городов-государств, каждое из которых имело свои органы управления. Самым большим и наиболее влиятельным из этих полисов были Афины, по праву считающиеся исторической колыбелью демократии. В свете истории, следовательно, под политикой следует понимать все то, что имеет отношение к делам полиса, буквально — это то, «что касается полиса». Современная форма такого определения — «то, что касается государства» (см.
с. 108). Данное понимание политики чаще всего и проявляется в повседневном языке: так, о человеке, который занял ту или иную государственную или, шире, публичную должность, мы говорим «пошел в политику». Из такого же понимания термина изначально исходила и политическая философия.

Сегодня отождествление политики с тем, «что касается государства», представляет собой, кажется, несколько устаревшее понимание предмета, отражающее давнюю склонность академической науки концентрировать свое внимание на том, кто и как работает в органах власти. При таком подходе изучать политику означает по сути изучать правительство или более широко — отправление власти. Эта тради- I ция, в частности, проводится в работах влиятельного американского политолога Дэвида Истона (David Easton, 1979, 1981), определяющего политику как «распределение ценностей, осуществляемое властными структурами».

Здесь предполагается, что политика охватывает только те процессы, посредством которых правительство, реагируя на I ~ 71 * г г > rj Полис — город-государство; в класси-

давление общества, осуществляет распределение ческой традиции _ наиболее оптималь- благ и ценностей или, напротив, прибегает к ме- Ная форма общественного устройства, рам негативного характера, а под ценностями ¦ К понятийному аппарату понимаются такие блага, которые приняты

обществом и признаны им в качестве обяза-

Макроуправление - это по смыслу бо- тельных Политика здесь ближе всего подхо-

лее широкое понятие, чем государственное м

управление (см. с. 30). Хотя устоявшегося Дит к англоязычному понятию «policy», то есть значения у него пока еще нет, термин отно- совокупности официальных решений, кото- сится ко всей совокупности управленческих рыми орган власти предписывает обществу отношений, которые существуют в Обществе, ту или иную программу или направление деВ этой связи можно сказать, что правитель- „_отт1_

ягельное і и.

ство — да и государство в целом — есть _

лишь один из институтов, участвующих в об- Явно видимыи недостаток такого подхо-

щественном макроуправлении; возможно Да — его узость. Получается, что политика

даже «макроуправление без правительства» сводится лишь к тому, что происходит внут-

(Роудз, 1996). Основой общественного мак- ри ПОлитии (polity) — той системы организа-

роуправления выступают рынки, различно- й общества что концентрируются вокруг

го рода иерархические структуры, всевоз- ~

можные сети отношений. Речь, кроме того, аппарата власти. В таком понимании поли-

идет о том, что на современном уровне раз- ™ка и совершается-то лишь в кабинетах, за-

вития человеческой цивилизации стирают- конодательных палатах, правительственных

ся прежние границы между государством и ведомствах, а вершат ее очень малые и осо-

обществом: развиваются новые формы об- бые группы людей _ политики, чиновники,

щественного менеджмента, расширяется лоббисты.

Большинство людей, большая часть сфера сотрудничества между общественным '

и частным секторами, возникают новые сети институтов и видов общественной деятель-

политических отношений, все более важное ности здесь заведомо выводятся за пределы

значение приобретают как наднациональ- политики. Бизнес, всевозможные местные со-

ные, так и субнациональные организации общества, семья, школа и другие образова-

(«многоуровневое управление»). Вокруг дан- „.„„, »„„„ „„„ „„„ „

v тельные институты — все это в данном слу-

ного явления идут дискуссии: одни иссле- '

дователи связывают феномен макроуправ- чае понимается как структуры «неполитичес- ления с отходом от традиционных конт- кие», никак не связанные с «управлением рольных и распорядительных механизмов страной». Мало того, отождествление поли-государства в сторону консультаций и «тор- тики с государственным аппаратом означает гов», другие полагают, что в нем по-своему и что за скобКами остаются и факторы отражается идеология «меньше правитель- _ ства - больше свободного рынка». международного порядка, включая те глобаль- но действующие силы, что сегодня в возрастающей степени воздействуют на нашу жизнь — трансграничные технологии и транснациональные корпорации. Такой подход, следовательно, есть попросту отзвук тех времен, когда на международной арене дей-ствовали исключительно внутренне замкнутые национальные государства. Все это вступает в прямое противоречие с нынешним положением вещей, где все более и

более сложные общества становятся объектом уп-

Полития - общество, зиждущееся на Равления со стороны не столько правительства, отправлении власти политического ха- сколько целой сети органов общественного и ча- рактера; по Аристотелю, правление мно- стного секторов, и где говорят, ЧТО настало вре- гих в интересах всех. мя сам термин «правительство» заменить на «макроуправление».

Аристотель (384—322 до н.э.)

Древнегреческий философ, ученик Платона и воспитатель юного Александра Македонского.

В 335 г. до н.э основал в Афинах собственную философскую школу, получившую название школы «перипатетиков» (названную так из-за привычки Аристотеля прогуливаться во время разговоров). Сохранились 22 его трактата по самым разным предметам — от логики, физики, метафизики и астрономии до метеорологии, биологии, этики и политической науки. В Средние века работы Аристотеля глубоко воздействовали на исламскую философию, а позднее были включены и в христианскую теологию. Его самое известное произведение о политике — «Политика», исследование идеальной для государства конституции.

Никколо Макиавелли (1469—1527)

Итальянский политик и писатель. Сын юриста, Макиавелли с детства наблюдал все перипетии политической жизни Флоренции и потому до тонкостей изучил общество своего времени. Находился на должности Второго канцлера (1498—1512) Флоренции; в этот период его неоднократно направляли с поручениями во Францию, немецкие земли и итальянские государства. Какое-то время провел в тюремном заключении; с восстановлением власти Медичи предался литературной деятельности. Основной его труд — «Государь», изданный в 1531 г. Книга во многом основывалась на личных впечатлениях автора от правления Чезаре Борджиа. Труд писался как руководство, адресованное будущему правителю объединенной Италии. Слово «макиавеллизм» со временем стало означать политику, отмеченную «хитростью» и «двуличием».

Негативный образ политики подпитывается и со стороны либеральной философии: поскольку индивиду в этой философии всегда приписывается та или иная заинтересованность сугубо личного свойства, политическая власть, получается, заведомо портит человека, ибо те, кто «у власти», всегда будут использовать свое место в собственных видах и за счет других людей. Свое наиболее знаменитое выражение это представление получило в афоризме лорда Актона (1834—1902): «Всякая власть развращает, — абсолютная власть развращает абсолютно». Что ж, на это можно и возразить: никто, включая и сторонников данного взгляда, не станет отрицать «неизбежности» и необходимости политики в общественной жизни. Можно сколь угодно долго говорить о вероломности и злобном коварстве политиков, — общество, пусть и неохотно, в конце концов согласится с тем, что без них не обойтись. Без какого-то механизма распределения ресурсов и благ начнется «гражданская война всех против всех», как о том писали еще первые теоретики «общественного договора» (см. с. 111). Дело, следовательно, не в том, чтобы «избавиться от политиков» и «отменить политику», а в том, чтобы ввести все это в рамки общественного контроля, дабы никто не злоупотреблял правительственной властью.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Политика как искусство государственного управления:

  1. 3.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
  2. Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики
  3. Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом
  4. 7.1. Налоговая политика и государственное управление
  5. 4.1. Налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования
  6. Государственное управление. Завоевательная политика.
  7. Глава 5. Денежно-кредитная политика как инструмент государственного регулирования экономики
  8. Глава IУПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК КОМПОНЕНТ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
  9. 14.3.Политика государственных расходов. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг.
  10. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета и государственный долг
  11. Управление государственным долгом. Определение и экономическая сущность государственного долга
  12. Управление государственным кредитом и государственным долгом
  13. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
  14. 7.2. Налоговая политика как часть финансовой политики