<<
>>

Плюралистический подход

Плюралистические идеи восходят к раннелиберальной политической философии, в частности, к работам Локка и Монтескьё (см. с. 386). Более систематичес-кую форму, однако, им впервые придал Джеймс Мэдисон (James Madison) (см с.

396) в тех статьях, что им печатались в газете «Федералист» (The Federalist Paper) Размышляя о превращении Америки из конфедерации штатов, слабо связанных между собой, в единую федерацию, Мэдисон более всего опасался «раздрая» внутри страны. Как и большинство либералов он считал, что при бесконтрольном развитии демократических тенденций стране грозит «правление большинства», попрание прав личности и экспроприация собственности во имя народа. Сам он, однако, привнес в эту дискуссию особую тему — тему множественности интересов и многообразия групп в обществе, а также ту мысль, что если всем этим группам не предоставить права политического голоса, стабильности и порядка в обществе не будет Мэдисон поэтому настаивал на «разделении власти» в соответствии с принципами независимости ее ветвей, двухпалатности парламента (bicameralism) и федерализма, дабы все и всякие группы интересов могли быть услышаны.
Возникшая в результате система власти, представляющая по сути меньшинство страны, и стала тем, что называется «мэдисоновской демократией». Констатируя разнообразие и множественность интересов в обществе и настаивая на том, что это многообразие есть явление совершенно здоровое, Мэдисон по сути первым сформулировал принципы плюрализма.

Сегодня наиболее влиятельным представителем теории политического плюрализма является Роберт Даль (Robert Dahl) (см. с. 340). В книге «Кто правит? Демок-

ратия и власть в американском городе» (Who

Двухпалатная система - разделение Governes? Democracy and Power in an American законодательной власти на две равно- mrn п _ _

^К понятийному аппарату

Понятие «плюралистическая демократия»

часто употребляется наряду с понятием «либеральная демократия» для характеристики демократической системы, основанной на выборах в представительные органы, причем в предвыборной гонке должны участвовать несколько партий Более конкретно, этот термин относится к демократическому правлению, при котором общественные запросы формулируются группами лиц, объединенных общими интересами В таком виде плюралистическая демократия может рассматриваться как альтернатива парламентарной демократии и любой форме мажо- ритаризма Условия, при которых плюралистическая демократия функционирует должным образом, следующие

факт распределения политической власти между соперничающими группами, особенно важно отсутствие привилегированных групп,

высокий уровень внутренней ответ-ственности, при котором лидеры политических групп подотчетны их рядовым членам,

нейтральный аппарат правительства, внутренне достаточно структурированный, чтобы предоставить политическим группам поле для непосредственной политической деятельности

правные палаты в законодательном со- Qf>'' 1961> предпринял эмпирически ана- брании, такой институт призван стать лиз проблемы распределения власти в городе одной из гарантий свободы общества от Ныо-Хэвен, штат Коннектикут, США.

Он об- возможного произвола властей наружил, что хотя политически привилегирован- ные и экономически наиболее сильные слои пользовались в городе куда большим политическим весом, чем рядовые граждане, в общем политическом процессе не было заметно превосходства какой-либо одной правящей группировки или элиты. Придя к выводу, что «при всех своих несовершенствах Нью- Хэвен является образцом демократической системы», Даль констатировал и то, что нынешние демократические системы разительно отличаются от классических демократий Древней Греции. В этой связи он и ввел (совместно с Чарльзом Линдбломом) термин «полиархия», буквально означающий «власть многих» в отличие от «демократии» — «власти всех». Здесь речь идет о системе, демократичность которой обеспечивается конкуренцией между партиями в ходе избирательных кампаний и возможностями для групп влияния свободно выражать свои взгляды, — так и формируется тот канал коммуникации между властью и обществом, которой необходим для поддержания всей совокупности отношений между ними. Разумеется, эта система как небо от земли далека от классических идеалов народного самоуправления; по мнению ее сторонников, однако, она обеспечивает достаточно высокий уровень, с одной стороны, подотчетности политиков в отношении об-щества, а с другой, — общественной активности, чтобы называться демократией

Вместе с тем между плюрализмом и демократией могут быть свои противоречия. Уже для Мэдисона, например, задача заключалась в том, как сделать так, чтобы демократия не стала угрозой для собственности. Сегодня можно задаваться вопросом, не является ли власть «многих» своего рода уловкой, чтобы закрыть пути к власти «большинству», то есть массам, лишенным собственности. Еще одна проблема — опасность «плюралистической стагнации» — ситуации, наступающей, когда группы давления становятся столь сильными, что создают «пробку», из-за чего власть работает в режиме «перегрузки». В таких случаях плюралистская система может стать попросту неуправляемой.

Наконец, в более поздних своих работах, например, в «Предисловии к экономической демократии» (Preface to Economic Democracy, 1985), Даль указал на еще одну проблему: неравное распределение экономических ресурсов в тенденции ведет к тому, что политическая власть из рук «многих» постепенно переходит к немногим. Такого рода наблюдения, вполне созвучные марксистской критике плюралистической демократии, дали толчок становлению неоплюрализма.

^ К понятийному аппарату

У термина «плюрализм» два значения, узкое и широкое В широком смысле плюрализм — это приверженность идеалам многообразия и множественности мнений Как описательный термин он может использоваться для констатации многопартийности (политический плюрализм), разнообразия нравственных ценностей (этический плюрализм) или культурных норм (культурный плюрализм) Как термин нормативный он подразумевает, что само по себе многообразие есть фактор желательный и свидетельствующий о здоровом развитии общества, так как он способствует защите личности и предоставляет поле для дискуссий В более узком смысле плюрализм — это концепция распределения политической власти Ее суть состоит в том, что власть должна быть, а не концентрироваться в руках элиты или правящего класса В этом случае плюрализм обычно рассматривается как теория «групповой политики», предполагающая, что интересы индивидов в значительной степени должны проявляться через их участие в общественных организациях, причем последние в равной степени могут влиять на политические процессы.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Плюралистический подход:

  1. 29. ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ОБЗОРКОНЦЕПЦИЙ
  2. 33 ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ
  3. Плюралистическое государство
  4. плюралистическая теория м. м. ковалевского
  5. 4.3. Возможные подходы к определению структуры управленческого анализа: система МсКтсеу, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ
  6. § 1. Многообразие подходов к исследованию политической системы. Марксистский подход
  7. Марксистский подход
  8. Нестандартный подход
  9. Теоретический подход
  10. Технократический подход
  11. 22. подход к торговле
  12. 1.2 Подходы к улучшению бизнес-процессов
  13. Основные подходы к социологическому анализу.
  14. 8.5.1. МОДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД