<<
>>

3.1. Парадигмы истории политической мысли

История политической мысли как один из важнейших разделов политической науки представляет собой совокупность идей, концепций, теорий о политике и «политическом», выработанных человечеством на протяжении многих тысячеле тий.

Предмет политики заключает в себе отношение общества и индивида. Взаим ная зависимость и противопоставление усложняют и обогащают политику, а тер мин делают многомерным. Политическая мысль от представлений, возникших в Древнем мире во II тыс. до н. э., до стройных систем XIX в. н. э. — это фундамен тальное знание, на котором возникает новая политическая наука XX в. и вне кото рого невозможно осмыслить путь, пройденный человечеством от первых форм го сударственных образований до политических систем нашего времени.

В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход. Учение о парадигме (греч. «образец», «при-мер») как об эффективном методе изучения истории мысли было создано в сере дине XX в. американским историком науки Т.

Куном.

Парадигма, согласно Т. Куну, это способ мышления, принятый в научном сооб ществе в определенную историческую эпоху. Члены научного сообщества, за ис-ключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять пара дигму. Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу.

Под политической парадигмой следует понимать способ осмысления основа ния, по которому человеческое сообщество делится на политические единства. Она отражает единство мышления и тех форм действительности, которые проду цируют определенность мышления.

В каждую эпоху противоборство политических сил, выражающее сущностное противоречие эпохи, стремится завершиться победой и верховенством одной из сторон этого конфликта. Идеологически это интерпретируется как борьба за власть прогрессивных сил против сил реакции.

В то же время историческим результатом борьбы сторон становится разрешение, снятие противоречий, структурирующих данную эпоху, и освобождение общества, как от данного типа противоречий, так и от их носителей.

Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом про-тиворечии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой стороны — противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственностью

общественного человека. Политические единства подразделяются на цивилизо ванные и варварские, а внутри единств люди классифицируются на свободных и рабов по нравственному основанию.

Сущность европейской средневековой политики осмыслялась как противоре чие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархи ческое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров, ересей и ортодоксии. Религиозная проблематика, пропитывающая все самые при земленные заботы людей, оказалась водоразделом, образующим и различающим политические общности средневекового мира. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди делятся на ортодоксов и еретиков.

Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально- экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств. Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри по литических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.

Сущностью политики ближайшего будущего является преодоление глобаль ного противоречия между обществом и природой. Сегодня природа с неизбежно стью становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Поли тические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую.

Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политиче ской мысли можно выделить следующие парадигмы:

цивилизационно-этическая (полисная) парадигма политики;

теологическая парадигма политики;

национально-экономическая парадигма политики.

Могут быть предложены и другие классификации парадигм по различным ос нованиям (критериям). Историко-хронологический критерий отбора позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформа ции, Нового времени. На основании критерия «природа политики» можно ука зать парадигмы: теологическую, натуралистическую, социальную, рационально- критическую.

Данные парадигмы позволяют рассматривать всю историю политической мыс ли через призму существования и сосуществования в различные эпохи человече ской истории основных мировоззренческих систем.

Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции, и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель. На Восто ке, как и в Европе, политические идеи у многих мыслителей были «спрятаны» в философских учениях, в мифологии, религии, фольклоре. Мифологически-ре-лигиозный принцип освоения реальной жизни, характерный более всего для древ них восточных цивилизаций и ранних периодов греческой истории, уступает ме сто в V-IV вв. до н. э. рационалистическому методу постижения мира.

Почвой политики является практическое отношение человека к общественной жизни. Общественная жизнь требует соучастия людей, поскольку она и реализу ется через деятельность индивидов. Иначе говоря, свободный человек, сообщест во свободных людей, свобода являются безусловными предпосылками политиче-

ской жизни и политической рефлексии. Поэтому общества в древности подраз деляются на варварские и политические, власть — на деспотическую и полити ческую. Важнейшим результатом такой деятельности оказывается создание со циальных форм, институтов, опосредствующих отношения человека и общества, формирующих человека общественного и свободное общество.

<< | >>
Источник: А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология. 2005

Еще по теме 3.1. Парадигмы истории политической мысли:

  1. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  2. 37. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  3. 1. Проблемы мировой политики и международных отношений в истории социально-политической мысли.
  4. Лекция 6ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  5. 2. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX – начала ХХ вв.
  6. 1. Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.
  7. 1. Особенности развития русской политической мысли.
  8. 63. МЕСТО Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В ИСТОРИИ РУССКОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  9. 4.6. Революционный радикализм в русской политической мысли
  10. ДВЕ ПАРАДИГМЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГНОСТИКЕ
  11. Раздел второйИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ