<<
>>

4.5. Основные этапы эволюции российского либерализма

Проникновение в Россию со второй половины XVIII в. идей Просвещения спо собствовало формированию в стране либеральной мысли. Так называемый прави тельственный либерализм был представлен императрицей Екатериной II (ряд ме роприятий, осуществленных в период ее царствования, а также ее знаменитый «Наказ», где императрица говорила о роли права и закона в государстве), княги ней Е.

Р. Дашковой, графом Н. И. Паниным и др.

4.5. Основные этапы эволюиии российского либерализма 91

При отсутствии основ гражданского общества государственная власть, осу ществляя модернизацию «сверху», сама инициировала процесс распростране ния либеральных ценностей. С воцарением Александра I правительственный ли берализм обрел характер конкретной программы действия, которая была четко сформулирована М. М. Сперанским (1772-1839). Сперанского можно считать ос нователем русской политико-правовой традиции. В 1809 г. он пишет «Введение к Уложению государственных законов». Изложенные во «Введении» идеи вошли в историю под названием «план Сперанского»: правовое государство, разделение властей, конституционное ограничение самодержавия.

Идеи Сперанского, не реа лизованные при его жизни, стали основой для либеральных реформ Александ ра II, заложивших фундамент конституционно-правовой системы на уровне мест ного самоуправления. Либеральными по своей сути были многие мероприятия С. Ю. Витте и П. А. Столыпина. Непоследовательность проводившихся «сверху» реформ, периодические отказы от них усиливали оппозиционный либерализм, представителями которого на начальном этапе его развития были Н. И. Новиков (1744-1818), Я. П. Козельский (ок. 1728 - ок. 1794), Д. И. Фонвизин (1744- 1792), А. Н. Радищев (1749-1802), С. Е. Десницкий (1740-1789). Основные идеи русских просветителей: резкая критика самодержавия и крепостничества с по зиций теории естественного права; установление конституционной монархии (С.
Е. Десницкий) либо республики, основанной на разделении власти (Н. И. Но виков, А. Н. Радищев); законодательное закрепление прав граждан — формирова ние правового государства. Наиболее полное развитие либеральная тенденция русской просветительской мысли второй половины XVIII в. получила в произве дениях профессора Московского университета С. Е. Десницкого, который счита ется основателем русской научной юриспруденции. Сущность концепции Дес- ницкого состояла в передаче значительного объема законодательных полномочий выборному представительному органу — сенату при сохранении за монархом вер ховного суверенитета и права абсолютного вето. Концепция Десницкого была по пыткой адаптации английской конституционной модели к российским условиям. Демократический вариант русской просветительной мысли представлен работа ми А. Н. Радищева. Теоретические конструкции Десницкого и Радищева зало жили концептуальные основы и российского либерализма, и одновременно ради кализма. «Дворянская революционность» А. Н. Радищева предвосхитила влия тельную в 20-х гг. XIX в. идеологию декабризма.

П. Я. Чаадаев

Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг., благодаря которым русское общество познакомилось с западноевропейской политической жизнью и филосо фией, предопределили дальнейшее развитие оппозиционной политической мыс ли и практики. «Практики» стремились перенести в Россию те формы полити ческого строя, которые уже получили развитие в Европе (конституционные мо нархии и республики), — это привело к формированию идеологии декабризма и декабристскому движению. «Теоретики», пытавшиеся осмыслить и соотнести с российской действительностью европейскую про светительскую философию (П. Я. Чаадаев), положи ли начало двум философским направлениям — славя нофильству и западничеству.

В рамках декабризма были выдвинуты два прин ципиально различных проекта обустройства России. П. Пестель (1793-1826), руководитель «Южного об щества», создает модель унитарного республикан ского государства с жесткой диктатурой, не предпо лагающей политической свободы, но с социальными и экономическими гарантиями для населения.

Идео лог «Северного общества» Н. Муравьев (1796-1843) предлагает федеративное устройство с гарантиями по литической свободы, принципом разделения власти.

Событием в развитии политической мысли Рос сии первой половины XIX в. стала публикация в жур нале «Телескоп» (1836) первого письма из сочинения П. Я. Чаадаева (1794-1856) «Философические письма». Чаадаев резко критически оценивал прошлое и на стоящее России. Согласно предложенной им концепции, Россия, приняв христи анство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинно го живительного христианства (католицизма) и замкнулась в своей религиозной обособленности. Отсюда следовало, что для России не существует иного пути раз-

вития, кроме западноевропейского. В то же время Чаадаев верил в особую миссию страны: по его мнению, Россия существует для того, чтобы «преподать великий урок миру». Как бы в ответ на пессимистическую позицию Чаадаева — Россия призвана Провидением указать другим народам не повторять ее судьбу — ми нистр просвещения С. С. Уваров выдвинул известную формулу духовного трие динства внутри государства: самодержавие—православие—народность. Сторон ники «официальной народности» исповедовали идею Третьего Рима, т. е. представ ление об исключительном призвании России продолжить культурно-политические традиции великих империй. В то же время те споры, которые велись в среде рос сийской интеллигенции после опубликования «Философических писем», во мно гом способствовали возникновению двух направлений в русской общественной мысли 40-60-х гг. XIX в. — славянофильства и западничества.

К 1839 г. сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 г. — взгляды за падников. Славянофилы — А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806 1856), П. В. Киреевский (1808-1856), К. С. Аксаков (1817-1860), И. С. Аксаков (1823-1886) и другие, обосновывали самобытный путь развития России, основан ный на народном самодержавии, духовном православии и общинном коллекти визме. Западники — Н. В. Станкевич (1813-1840), Т.

М. Грановский (1813-1855), К. Д. Кавелин (1818-1885), М. Н. Катков (1818-1887), Б. Н. Чичерин (1828-1904) и другие связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилиза ции: перенесением на российскую почву опробованных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, парламентаризма и разделения власти. То, что между политическими конструкциями западников и славянофилов не было принципиальных различий, демонстрирует модель поли тического обустройства России, которую предложил один из классиков отечест венного либерализма западник К. Д. Кавелин. В работе «Наш умственный строй» Кавелин утверждает, что единственно возможной для России будет «самодержав ная республика»: именно такова властная форма «органического единства» вла сти (она — «народна») и народа (он — «самодержавен»). При этом основой народ ной жизни является социалистически-общинный уклад. Кавелина с его подозре нием к институту частной собственности, конституции, идее разделения власти, таким образом, можно отнести к представителям типичного русского социал:ли- берализма. К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин были представителями так называемой государственной школы в отечественной политической мысли: государство и его политические институты, по их мнению, сыграли первостепен ную роль в историческом развитии страны.

Б. Н. Чичерин (1828-1904) — один из основоположников политической науки в России, автор «Истории политических учений». Чичерина интересовал широ кий круг проблем: происхождение и сущность государства; формы государствен ного устройства; представительные учреждения и их место в системе государст венных структур; роль личности в истории; соотношение центральной и местной властей, власти и политики с моралью и др. В своих публицистических работах второй половины 50-х гг. XIX в. Чичерин изложил программу практических дейст вий, которая сводилась к требованиям отмены крепостного права, невмешательст ва государства в экономику, свободы частного предпринимательства, обеспечения минимальных гражданских и политических свобод, перехода от самодержавия к конституционной монархии. В соответствии с логикой своей концепции истории

4.5. Основные этапы эволюции российского либерализма 93

Чичерин должен был признать, что силой, способной реализовать эту программу, являлось само государство, правительство. Таким образом, почин в осуществле нии либеральных реформ — прерогатива самодержавного правительства. Сущ ность либерализма Чичерин и усматривал в «примирении» начала свободы с на чалом власти и закона: либеральные меры, обеспечивающие права и свободы граждан, и сильная власть, связующая и сдерживающая общество. Это была про грамма «охранительного», «консервативного» либерализма для общества или «либерального консерватизма» для правительства.

Своеобразным компромиссом в спорах между сла вянофилами и западниками о путях развития и пред назначения России является общественно-политиче ская теория В. С. Соловьева (1853-1900), основан ная на его «философии всеединства». Соловьев ста вит вопрос о смысле существования России в составе мирового сообщества, во всемирной истории. В. Со ловьев считал, что каждая нация как государственное целое призвана выполнять в составе человечества опре деленную роль. Историческая миссия России как од ного из крупнейших христианских государств состоит в том, чтобы духовно объединить христианские стра ны и тем самым способствовать созданию вселенского

теократического государства. По мнению Соловьева,

F J F „ , В. С. Соловьев

в этом и состоит назначение «русской идеи» (доклад

под названием «Русская идея» был прочитан Соловьевым в Париже в 1888 г.). Соловьев призывал покончить с высокомерным отношением к Западу и налажи вать взаимопонимание и сотрудничество на основе общих христианских ценно стей: преображения жизни, ее разумного самоограничения, развития обществен ной свободы, служения идеалам добра и справедливости. Исключительно важным элементом в системе «русской идеи» было понятие соборности. В русле религиоз ной философии было принято считать, что в церкви осуществляется доброволь ное соединение — собор — всех молящихся в любви к Богу и друг другу как брать ям во Христе. Философы «русской идеи» утверждали, что только православию присуща соборность, которая гармонически сочетает потребности отдельного ве рующего и церкви — собора в целом, идея же индивидуального спасения не отве чает ни духу русского народа, ни духу времени. Назначение «русской идеи» — от крыть эту истину всему человечеству. Идеи В. С. Соловьева также дали толчок развитию в России уже упоминавшейся оригинальной теории социального либе рализма. Он разработал концепцию «правомерного государства», в которой од ним из первых в европейской политической мысли сформулировал идею «права каждого человека на достойное существование».

П. И. Новгородцев М. М. Ковалевский П. Н. Милюков

lW?

Крупнейшими представителями теории социального либерализма были П. И. Нов городцев (1866-1924), Л. И. Петражицкий (1867-1931), Б. А. Кистяковский (1868 1920), С. И. Гессен (1887-1950) и др. Развивая классические принципы правово го государства, теоретики социального либерализма обосновали необходимость его превращения в «социальное», т. е. такое, которое обеспечит человеку достой ные материальные условия его политической свободы. «Социальное» измерение правового государства было подробно разработано Б. А. Кистяковским. В работе «Социальные науки и право» он утверждает, что правовое государство со време нем станет «социалистическим правовым государством». Подразумевалась необ ходимость дополнить демократию политическую демократией социальной и эко-номической. Право же выступало как основной инструмент реализации демокра тических принципов.

Большая роль в разработке правовой теории («организованного правопоряд ка») принадлежит С. А. Муромцеву (1850-1910), М. М. Ковалевскому (1851 1916), Н. М. Коркунову (1853-1904). Ковалевский — один из первых, кто уделил большое внимание сравнительному изучению истории развития политических отношений и правовых норм Западной Европы и России, тем самым заложив тео-ретические основы компаративистики — сравнительной политологии и сравни тельного правоведения. К отличительным чертам правового государства Ковалев ский относил:

«начало равенства» в гражданской и особенно в политической областях;

«самоуправление общества», т. е. проникновение выборного начала во все сфе ры государственной жизни;

возможность обжалования действий правительственных органов в судебном порядке при обязательной независимости суда от администрации.

М. М. Ковалевского можно отнести к представителям социального либерализ ма. Начало изучению политических партий было положено М. Я. Острогорским (1854-1919). Его книга «Демократия и организация политических партий» во шла в классику политической науки.

П. Н. Милюков (1859-1943) — признанный лидер либерального движения в России, один из основателей и руководителей партии кадетов (Конституцион но-демократической партии). В «Очерках по истории русской культуры» (1896 1903) Милюков указывал на большую роль государства в формировании русского общества и утверждал, что Россия, несмотря на свои существенные особенности, шла европейским путем развития. Милюков был убежден в том, что Россия может и должна стать конституционным государством. Политические взгляды Милюко ва нашли отражение в программном документе кадетской партии, принятом в ок тябре 1905 г. П. Н. Милюков принимал активное участие в думской деятельности

4.6. Революционный радикализм в русской политической мысли 95

(в III и IV Думах руководил кадетскими думскими фракциями), видя в ней воз можность реализации либеральных идеалов кадетов. Деятельность Милюкова, умение его единомышленников (С. А. Муромцев, В. Д. Набоков, И. В. Гессен и др.) находить возможности для компромиссов обеспечивали российскому либе рализму в его кадетской форме жизнеспособность вплоть до революционных со бытий 1917 г.

<< | >>
Источник: А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология. 2005

Еще по теме 4.5. Основные этапы эволюции российского либерализма:

  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИДЕЙНОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАРОДНИЧЕСТВА
  2. Основные положения количественной теории и этапы ее эволюции.
  3. 13. Основные этапы эволюции идеи гражданского общества
  4. Этапы эволюции мировой валютной системы
  5. 4.3. Эволюция устройства денежной системы Российской Федерации
  6. 26.1. Эволюция налогообложения недропользования в российской налоговой системе
  7. 3.1. Этапы развития российской фондовой биржи
  8. 21.2. Эволюция межбюджетного распределения налогов и налоговых доходов в Российской Федерации
  9. 17.4. Этапы развития банковской системы в Российской Федерации
  10. ГЛАВА XIV. Эволюция и тенденции развития российского и мирового рынков ценных бумаг
  11. Этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации
  12. Этапы реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации
  13. ГЛАВА 10. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
  14. 75. ЭВОЛЮЦИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ ДЕНЕГ. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ МОНЕТАРИЗМА
  15. Раздел I Налоговая система РФ: эволюция, основные принципы построения
  16. 4.2. Основные этапы имитационного моделирования