<<
>>

Глава 3. МОЖНО ЛИ ВОЗРОДИТЬ ИДЕЮ «ТРЕТЬЕГО РИМА"? КОНЕЦ КОНЦЕПЦИИ "ОБЩЕГО ДОМА"

Вопрос о цивилизациошюм и политическом самоопределении России

сегодня стоит очень остро: никому не ясно, как поведет себя

"загадочный гигант" после завершения нынешнего смутного периода.

На

своих развилках история бывает максимально открытой, отзывающейся

на такие субъективные факторы, как воля элит, настроения народа,

модные учения времени. Однако логика, диктуемая долгосрочными

факторами существования - цивилизационными, геополитическими,

экономическими, все же присутствует в истории. Она не так принуди-

тельна, как это представлялось сторонникам "непреложных историче-

ских закономерностей", - ее можно нарушать в угоду сиюминутным

интересам или провокациям извне, но, как показывает опыт, довольно

мстительна. Между логикой истории и исторической утопией склады-

ваются непростые отношения. Логика соответствует суровому

"принципу реальности", утопия - заманчивому "принципу удовольст-

вия". В массовом обществе, где ослаблено влияние норм и традиций,

"принцип удовольствия" получает непропорционально большое значе-

ние, что и объясняет нам злосчастную популярность утопий.

Прежде,

когда социальная среда была еще достаточно здоровой - поддержива-

лась нерастраченным духовным капиталом множества предшествующих

поколений, - между обещаниями утопии и реваншем реальности проле-

гала историческая дистанция. Одно-два поколения могли жить в про-

странстве утопии, не ведая того, что живут на проценты от капитала

"Отцов". Но сегодня опустошения духовно-исторической среды так ве-

лики, что она реагирует почти незамедлительно: реванш реальности

настигает утопистов в апогее их общественно-политической карьеры.

Именно это имеет место сегодня в постлиберальной России.

Хотя

радикал-либералы все еще находятся у власти, Россия успела стать пост-

либеральной, распростившись с иллюзиями очередного прогрессистско-

го утопизма. Правящему режиму история бросает вызов, хотя ответить

на этот вызов он, по-видимому, не в состоянии: это придется делать

народу России. Новейшая история развивается по законам драмы: каж-

дая новая ее фаза представляет собой ответ на крайности и недочеты

предыдущей. И чем выраженнее были эти крайности и односторонно-

сти, тем более резким - крайним в своей инверсионной логике - будет

ответ... Традиционные общества жили в более преемственной политиче-

ской истории, потому что не знали современного нетерпения масс и

меньше соблазнялись иллюзиями. Посттрадиционный человек лишен

подобного здравомыслия и потому обречен жить между двумя крайно-

стями: "светлого будущего" и "обескураживающего будущего".

Технократически воспитанное мышление строит свои прогнозы в

основном методом экстраполяции. В какой-то мере это оправданно по

отношению к технико-экономическим процессам. Но дискурс об исто-

рии требует возврата к гуманитарному мышлению, умеющему постигать

ее по законам драмы, "вызова и ответа".

Циклы истории - это драматическое чередование крайностей, кото-

рые в объективном плане выступают как инверсионные фазы "большого

цикла", а в субъективном - как этапы политической биографии народа,

зреющего в борьбе с искушениями утопии. Применительно к современ-

ной России это можно представить как противостояние утопии европе-

изма и реальности евразийства.

Все революции в России происходили под знаком "большой утопии".

Пора, кажется, задуматься над тем, как формируется поколение, кото-

рому не жаль крушить собственное общество, культуру и традицию.

Под знаком ожидаемых "частичных улучшений" делать это невозможно.

Требуется утопия, обещающая эпохальный, миропотрясательный ска-

чок. Таким скачком на рубеже 80-90-х гг. представлялось возвращение

России в "мировую цивилизацию", а точнее - в "Большую Европу".

<< | >>
Источник: А. С. Панарин. Политология. Учебник.— М: «Проспект»,.— 408 с.. 1997

Еще по теме Глава 3. МОЖНО ЛИ ВОЗРОДИТЬ ИДЕЮ «ТРЕТЬЕГО РИМА"? КОНЕЦ КОНЦЕПЦИИ "ОБЩЕГО ДОМА":

  1. 1.4.8. Определение понятий "капитальный ремонт" и "реконструкция"
  2. 1.3.3. Раздельный учет "входного" НДС при совмещении общего режима и ЕНВД
  3. 15.3. ПАРИТЕТ ОПЦИОНОВ "ПУТ" И "КОЛЛ"
  4. 1.4. "Надомники": кровавые "подвиги" гомосексуалистов
  5. 4.5.3. Порядок перехода с "оплаты" на "отгрузку"
  6. Налоговый учет при смене объекта налогообложения Переход с объекта "доходы минус расходы" на объект "доходы"
  7. Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ "ГРЕКО-ПРАВОСЛАВНОЙ ИДЕИ"
  8. Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕД ЛИЦОМ "РЕВОЛЮЦИИ ПРИТЯЗАНИЙ"
  9. Переход с объекта "доходы" на объект "доходы минус расходы"
  10. Глава 7. ВОССТАНОВЛЕНИЕ "ВХОДНОГО" НДС, РАНЕЕ ЗАЯВЛЕННОГО К ВЫЧЕТУ
  11. Глава 10. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СУММЫ "ВХОДНОГО" НДС С 1 ЯНВАРЯ 2006 Г.
  12. Глава 8. УЧЕТ "ВХОДНОГО" НДС. НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ
  13. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СУММЫ "ВХОДНОГО" НДС С 1 ЯНВАРЯ 2006 Г.