Критерий демократичности
Все вышесказанное так или иначе отражает результаты деятельности политической системы. Но когда мы говорим о демократичности системы, мы думаем не о результатах, а о процессе — о том, как принимаются решения.
Демократия предполагает возможно более широкое рассредоточение власти в обществе; с этой точки зрения, одной из первоосновных целей политики должно быть повышение «политического веса» каждого гражданина, расширение сферы его автономии — пределов его личной свободы. Начиная с классических теорий демократии с Ж.-Ж. Руссо и Дж. С. Милля, автономию, свободу человека всегда понимали и как высшую цель политики, и как наиважнейшее средство к достижению этой цели. Демократия же является самой сутью, «содержанием», свободы: только полноценное участие в политической жизни дает человеку возможность полностью реализовать себя в сообществе.Некогда демократия носила прямой характер и предполагала всестороннее народное самоуправление — полное отсутствие различий между государством и гражданским обществом.
Так, афинская демократия, описанная в главе 4, осуществлялась через народные собрания, где граждане имели возможность прямого участия в управлении полисом. Современные теории демократии, разумеется, далеко ушли от этого «золотого века демократии»: сегодня демократия понимается скорее как средство, а не цель политики. Считается, что демократичность системы более или менее надежно обеспечивается механизмами представительной демократии — всеобщим избирательным правом, тайным голосованием, состязательными выборами. Когда мы сегодня говорим о демократии, мы, таким образом, имеем в виду непрямую и ограниченную форму демократии — либеральную демократию. На практике все это сводится к тому, что Иосиф Шумпетер называл «простой машиной для голосования». Теоретики радикальной, «подлинной» демократии не раз говорили о том, что с такой «машиной» электоральный процесс сводится в общем-то к бессмысленному ритуалу: каждые несколько лет люди отдают свои голоса единственно для того, чтобы заменить одну группу политиков на другую. Словом, общество сегодня не управляет: об этом вполне свидетельствуют и такие повсеместные явления, как инертность и апатия избирателей.Люди, озабоченные этой ситуацией, стали говорить о необходимости радикальных, даже революционных, изменений в политике — о том, что власть государства должна быть децентрализована таким образом, чтобы стать «ближе» к обществу. Среди прочего под вопрос ставится и традиционная концепция нации-государства, ибо в масштабах современной нации практически невозможно обеспечить прямое и постоянное участие граждан в политике. Но речь идет и о более широких задачах, выходящих за пределы чисто политической сферы: если демократию связывать с возможностями человека быть хозяином своей собственной судьбы, должна быть децентрализована и экономическая власть в обществе — возможно, через механизмы самоуправления и рабочего контроля.
Как и в других случаях, проблематика современной демократии несет в себе и свои собственные, внутренние, дилеммы и противоречия. Главная из них такова: как определить должный баланс между правлением через участие народа и правлением в интересах народа. Ведь идею политического участия (а с тем вместе и идею прямой демократии) часто критикуют по единственной причине: у массы граждан никогда не будет ни времени, ни знаний, ни политической зрелости для полноценного участия в политике. В свое время именно об этом говорил Платон: решение проблемы он видел в том, чтобы управляли достойнейшие — философы-короли.
Но в этом случае правление в интересах народа вполне может обернуться чем-то вроде просвещенного деспотизма. Другая дилемма — должный баланс между индивидом и сообществом: как сделать так, чтобы усиление политических позиций гражданина не обернулось ослаблением публичной власти, и наоборот. Во всем этом скрывается множество проблем, которые на практике разрешить весьма и весьма сложно. Более того, как считают многие теоретики, именно эта проблема — вопрос о должном соотношении между индивидом и обществом — в действительности является центральной проблемой политической теории.
Еще по теме Критерий демократичности:
- 12. Взаимосвязь между Г-критерием общего качества регрессии и критерием для коэффициента наклона в парном регрессионном анализе
- ///. Принцип взаимного признания критериев обмена обоснованными (легитимными) — принцип единого критерия.
- Критерий гражданственности.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВАЖНОСТИ КРИТЕРИЕВ
- 4.7.6. Вне критериев
- Критерий отбора поставщика.
- Критерии дивидендной политики.
- КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
- 10 КРИТЕРИЕВ МОТИВИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
- 20.1. Критерии недобросовестности
- 3.14.1. Критерии недобросовестности
- критерии отбора и найма персонала
- Критерии финансового благополучия
- § 3. Критерии оценки инвестиционных проектов
- 2.10. Односторонние Г-критерии
- Критерии выбора БС
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
- 5.1.1. Критерии отнесения предприятий к малым